gototopgototop

УДК 930

Проблемы эмиграции крымских татар в конце 19 – начале 20 вв. в отечественной и зарубежной историографии

Гафаров Эльдар Асанович – студент факультета Истории, искусств, крымскотатарского языка и литературы Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: Изучая историю крымских татар, нельзя обойти стороной такой процесс, как эмиграция, которая оставила весомый след на экономической, социальной и общественно-политической жизни крымскотатарского народа. Начавшись в конце XVIII в., с перерывами продолжавшаяся эмиграция вплоть до начала ХХ века, все больше приобретала массовый характер. После утраты национальной государственности, на крымском полуострове начинается новый и определенно тяжелый период преобразований, результатом которых стали ухудшение положения населения Крыма и крымских татар, в частности, и абсолютный экономический упадок. В этот период времени крымские татары начинают систематически покидать полуостров, эмиграция которых объясняется многими причинами: социальными, политическими, экономическими, религиозными.

Ключевые слова: Историография, крымские татары, крымскотатарский народ, эмиграция.

Проблематика эмиграции крымских татар является объектом изучения отечественных и зарубежных исследователей в различный период времени, но не менее актуальной она продолжает оставаться и на современном этапе развития исторической науки в Крыму, и за его пределами. К изучению вопроса эмиграции крымских татар из Крыма посвящено большое количество научных статей, защищены кандидатские работы, имеются газетные публикации научно-публицистического характера, во многих отечественных и зарубежных монографиях отведены отдельные главы и параграфы по данной тематике.

Приступая к освещению историографического комплекса работ, в первую очередь следует проследить и выявить основные тенденции, раскрыть содержание проблематики. Хотелось бы изначально затронуть работы дореволюционного периода в данную группу входят такие источники как записи и очерки отечественных и иностранных путешественников, мемуары и воспоминания очевидцев, путеводители, очерки по истории крымскотатарского землевладения.

На рубеже XVIII-XIX веков многими авторами были предприняты попытки осмысления древней, средневековой и новой истории Крыма – П.С.Паллас, А.Нарушевич, С. Сестренцевич-Богуш; описать его природные, географические, топографические особенности – К.И. Габлиц, П.С.Паллас, В.Д. Зуев, изучить и зафиксировать археологические памятники и объекты предпринимались П.И.Кеппеном, И.М. Муравьевым-Апостолом, Н.А Мурзакевичем. Причем исследования подобного рода часто проводились при финансовой, административной и правовой поддержке официальных российских властей. В то же время изучение новой территории происходило и на частном уровне, что нашло отражение у авторов многочисленных источников мемуарного характера – В. Броневский, П.Клееман, А. Демидов, Е.И. Кравен, большая часть которых приходится на кон. XVIII – пер. пол. XIX в. Путевые очерки, а также записки, воспоминания о Крыме появляются еще в больших количествах и в последующие годы.

Усилиями местных исследователей, таких, как Ф.Хартахай, Ф.Ф. Лашков, Н.Ф. Андриевский, А.И. Маркевич, В.Х. Кондараки, во вт. пол. XIX в. многие проблемы и вопросы истории крымскотатарского народа, возникающие в период контроля полуострова Россией, таких как события эмиграции, состояние образования, религиозная и экономическая жизнь, особо остро стоявший земельный вопрос – получил научное обоснование. Написанные историографические обзоры, цель которых заключалась в предметном освещении уровня изученности данной проблематики, можно найти в двух серьезных и научно обоснованных монографиях по истории крымскотатарского земельного владения Г.Ф. Блюменфельда и Ф.Ф. Лашкова, историк Лашков поднял земельный вопрос на страницах ИТУАКа. Следует отметить, что историографический очерк в работе Лашкова более детальный и развернутый, поскольку в нем освещено экономическое положение всех социальных слоев крымского общества, земельно-правовые отношении между ними, установлен процесс их становления и исторического развития. В целом же складывается впечатление, что данная часть работы носит чисто вспомогательный характер по отношению к основной – исторической. Большинство авторов, изучающих вопрос проблематики эмиграции крымских татар сходятся во мнении, что главные причины эмиграции можно разделить на три условные группы: политические, экономические, национально-религиозные. Приводятся разные периодизации эмиграции крымских татар и количественные данные. Период же с кон. XIX – нач. XX вв. исследователями выделяется три основных волны эмиграции, наивысший рост которых приходится на 1874, 1862, 1901–1902 гг.

По мнению путешественника А. Демидова, одной из причин была, прежде всего, националистическая. Нежелание подчиняться чужим по вере, традициям и истории россиянам, которые, несмотря на официальные гарантии защиты прав и вероисповедания местного населения, принимало последнее как неблагонадежное, что показала подготовка российских властей к войне 1787 – 1791 гг., а именно меры по нейтрализации возможных беспорядков среди крымскотатарского населения в случае военных действий на полуострове [3, с. 190]. В подтверждение этому, крымский судья П. Сумароков писал: «Главнейшим бы благом было для Тавриды, если бы татары совсем оную оставили, ибо как для их хлебопашества и скотоводства нужны только земли, то они при данных льготах на степях Оренбуржских, Уфимских и Саратовских вскоре перестали бы воздыхать о своём переселении» [7, с. 161].

Рассматривать причины эмиграции, согласно мнению исследователя В.И.Ляшкова следует лишь в комплексе и взаимосвязи между собой в целом. С того момента как российская армия взяла под полный контроль крымский полуостров в начале 1770-х гг. крымскотатарское население начинает покидать пределы Крыма как бы это сложно им не давалось. Переселение происходило только морским путем. В виду отсутствия данных, автору достаточно проблематично установить хронологические границы первой волны эмиграции крымских татар в Турцию. Манифест, гласивший о присоединении Крыма к России от 8 февраля 1783г., гарантировал крымским мусульманам и крымским татарам в частности безопасность и защиту их личности, имущества и религии, сравнял их в правах с христианским населением России. Но тем не менее, в 1783–1787гг., по данным исследователя Мариевича, Крым покинуло до 8000 человек, в основном это были представители крымскотатарской знати – беи и мурзы, а также часть духовенства.

Важное место в историографическом аспекте эмиграции крымских татар занимает труд А. И. Маркевича «Переселение крымских татар в Турцию в связи с движением населения в Крыму». Ценность работы заключатся в том, что автор приводит датировки и количество переселенцев из Крыма, наряду с этим освещая социальные факторы, сопровождающие эмиграционные процессы. Следует отметить, что в нач. ХХ века эмиграция продолжалась с более разрушительной силой [6, с. 47]. Выдающийся крымскотатарский просветитель, публицист Исмаил Гаспринский на страницах своей газеты «Переводчик – Терджиман» неоднократно остро и бескомпромиссно высказывался против эмиграции, пламенно призывая не спешить собравшихся к отъезду крымских татар, ни в коем случае не продавать за гроши свои дома и имущество, не покидать родные земли, предварительно не собрав детальную информацию о местах своего будущего места жительства [1]. В мае 1902 года И. Гаспринским была опубликована очередная статья, посвященная данной проблематике под названием «Об эмиграции», в которой он пишет: «Доходят слухи о том, что в одной, то в другой деревне татары продают свои участки и скот, желая переселиться в земли Турции [2]

Среди зарубежных исследователей, затрагивавших проблематику эмиграции крымских татар, можно выделить и английских ученых. Сотрудниками целого ряда научных центров Объединенного Королевства, Западной Европы и США были рассмотрены различные аспекты, связанные с историей и современным положением мусульман в Советском пространстве. В 1955 г. в Лондоне была издана книга полковника американской армии Чарлза Хостлера «Тюркизм и Советы». Основываясь на анализе положения тюркских народов в СССР, автор сделал попытку спрогнозировать перспективы их политического и общественного развития. Значительное место в труде отведено истории крымскотатарского национального движения и характеристике деятельности его лидеров – И.Гаспринского и Д. Сейдамета-Кырымера. Автор полагал, что именно экспроприация земель, колонизация и распространение российской власти привели значительному оттоку населения Крыма из числа крымских татар за рубеж. Хостлером представлены данные о том, что в 1790 г. количество эмигрировавших составило 300 тыс. человек, а между 1860 – 1862 – 141 тыс. человек. Стоит отметить, что при подготовке разделов своей книги, посвященных теме эмиграции крымских татар из Крыма, Хостлер преимущественно опирался на сведения представленные Э. Кырымалом [10, с.110–134].

Так же в англоязычной историографии хочется выделить научные работы американского историка А. Фишера «Русская аннексия Крыма 1772 – 1783» и «Крымские татары». Последняя работа охватывает период от создания политически независимого государственного образования крымских татар – Крымского ханства вплоть до момента нахождения крымских татар в Средней Азии – 70-х гг. XX в. Большое значение в данном направлении занял труд известного исследователя из Гарвардского университета Марка Пинсона. В 1970 г. он защитил докторскую диссертацию, темой которой является эмиграция татар из Таврической губернии и горцев Кавказа в Oсманскую империю, а также их размещение в Болгарии в 1854 – 1866 гг. Опираясь на обширный круг источников, извлеченных из османских архивов, материалы периодической печати, документальные публикации и работы предыдущих авторов ученый, ученый сделал попытку анализа причин эмиграции 1854-1862 гг., а также показать развитие этого явления [9, с. 41-44]. Проблемам истории эмиграции крымских татар уделено внимание в работах одного из самых видных современных турецких историков, профессора Висконсинского университета Кемала Карпата. В своей работе К. Карпат стоит на том, что в указанный период эмигрировало около 1 млн. 800 тыс. чел. Последняя цифра была принята и другими турецкими историками, работавшими в США [5, с. 66].

Неоценимый вклад в изучение различных исторических аспектов, связанных с Крымом, внес выдающийся представитель крымскотатарского национального движения Джафер Сейдамет, взявший впоследствии фамилию Кырымер. Ему принадлежит большое количество работ, посвященных различным актуальным вопросам, касающихся истории Крыма и положения его тюркского населения. Книга Д. Сейдамета «Крым», написанная на французском языке увидевшая свет в 1921 г. в Лозанне, стала одним из первых фундаментальных трудов и по праву позиционировала себя как полное освещение истории Крымских татар. В 1930 г. в доработанном варианте она была переиздана в и Варшаве. Источниками, используемые для написания монографии Д. Сейдамету стали, в основном, франкоязычные материалы, большинство из которых являлись путевыми заметками побывавших в Крыму путешественников, дипломатов и послов. Среди причин, побудивших крымских татар к переселению, Д. Сейдамет особо выделяет «моральные» факторы, (притеснения в религиозной и образовательной сферах), социально-экономические и, после 1874 г., нежелание крымских татар служить в российской армии, опять же по ряду религиозных причин. Мы полагаем, что более обстоятельный анализ его работ следует проводить в контексте изучения турецкой историографии [8, с. 115-128]

Другой представитель крымскотатарской диаспоры в Турции, выдающийся общественный деятель, основатель одного из самых значимых печатных изданий крымскотатарской диаспоры журнала «Эмель», М. Улькусал на страницах журнала описывает эмиграцию, проходившая с 1878 по 1899 гг. и насчитывала около 90 тыс. турок и татар. Она проходила в основном нелегально, без паспортов, морским путем на отходивших по ночам теплоходах из Евпатории, Судака, Севастополя и Гурзуфа. Она временно приостановилась в 1875 году, к началу турецко-русской войны 1877 – 1778 гг. В 1878 г. после поражения Османской империи в войне с Россией и разделением Добруджи на северную, которая отходит к Румынии, и южную, переходящую к Болгарии, начинается эмиграция крымских татар и турок из Добруджи на территорию Османской империи в её новых границах [4, с. 56].

 Таким образом, по завершению исследования можем сделать вывод о том, основными причинами эмиграций исследуемого периода являлись как ухудшение социально-экономического положения крымскотатарского народа, так и политическое давление. Следует отметить, что отдельное место занимает религиозный гнёт, выразившийся в форме введения всеобщей воинской повинности в 1874 г. Что в свою очередь и послужило в качестве причины массового оттока крымскотатарской молодёжи призывного возраста, которая, проходя службу в общеармейских частях, не имела возможности исполнять религиозные обязанности и в большинстве случаев испытывала дискриминацию по этническому и религиозному признакам. При проведении исследовании мы столкнулись с такой значимой проблемой как ограниченный доступ к массивам зарубежной историографии. Так же следует отметить, что в настоящем времени историографические публикации позволяют лишь отчасти осветить эмиграционные движения крымских татар кон. XVIII – нач. XX вв. Необходим особенно тщательный анализ имеющейся литературы, отражающей основные аспекты эмиграции, так как на данный момент нет конкретной обобщенной работы по данной проблематике.

Список литературы

  1. Гаспринский // Переводчик-Терджиман. – 1902 – 1903 гг.
  2. Гаспринский И. Об эмиграции / И. Гаспринский // Переводчик-Терджиман. – 1902. – 7 мая
  3. Демидов А. Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 г. Анатолием Демидовым. / А. Демидов. – Москва, 1853. – 423 с.Гаспринский // Переводчик-Терджиман. – 1902 – 1903 гг.
  4. Зихни А. Из прошлого Крыма. Политика – культура – эмиграция / А.Зихни – Варшава, 1938 г. – С. 56–58 Хостлер Чарлз. Тюркизм и Советы / Ч. Хостлер. – Берлин, 1960 г. – С. 110–134.
  5. Karpat K. Otoman Population: 1830 – 1914. Demographic and Social Characteristics / K. Karpat. – Madison, 1984. – P. 66.Karpat K. Otoman Population: 1830 – 1914. Demographic and Social Characteristics / K. Karpat. – Madison, 1984. – P. 66.
  6. Маркевич А. И. Переселение крымских татар в Турцию в связи с движением населения в Крыму / А. И. Маркевич // Известия АН СССР. – 1928. – № 4. – С. 47., 375–405.
  7. Сумароков П. Досуги крымского судьи или второе путешествие в Тавриду / П.Сумароков. – СПб, 1803. – Ч. 1. – С.161.
  8. Сейдамет Д. Крым / Д. Сейдамет. – Лозанна, 1921 г. – С. 115–128.
  9. Fisher Alan. The Russian Annexation of the Crimea 1772–1783 / А. Fisher // Cambridge University – 2008. – 1 edition. – 200 p.
  10. Хостлер Чарлз. Тюркизм и Советы / Ч. Хостлер. – Берлин, 1960 г. – С.110–134.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail