УДК 654.197

Приемы завлечения аудитории современным телевидением

Ситдикова Гульнара Фанисовна – студент магистратуры Башкирского государственного университета.

Аннотация: Цель исследования – определить приемы завлечения аудитории современным телевидением. В статье акцентируется внимание на технические приемы и возможности теле-медиа. Отмечено, что благодаря художественно выразительных средств, а также технических достижении журналисты обладают широчайшим спектром возможностей для воплощения в жизнь творческих фантазий. Научная новизна работы заключается в подходе к изучению вариативности приемов на телевидении. В результате исследования были обозначены способы, которые позволят сотрудникам теле-медиа удерживать зрителей перед экраном.

Ключевые слова: Теле-медиа, телевидение, технологии, приемы, художественно-выразительные средства.

Микропроцессорная революция породила самого грозного конкурента телевидения - глобальную сеть интернет. Если печатные издания значительно сократили тиражи, да и разнообразие газет, журналов поубавилось, то телевидение занимает уверенное второе место по популярности, оставив далеко позади себя соперников - бумажные СМИ и радио. В конкуренции с интернетом ТV проигрывает в главных качествах - мобильность и доступность. Если еще каких-то 20 лет назад телевизор был украшением дома, то в наши дни не в каждой квартире есть ТV из-за ненадобности. Все больше людей предпочитают получать информацию из глобальной сети, поскольку так проще и быстрее. Благодаря цифровому сигналу увеличилось число телеканалов, транслируемых операторами кабельного телевидения. Вместо 2-3 каналов телезрители пользуются сотней и более вещателей развлекательных, научных, спортивных программ.

Выходит так, что телевизионщикам приходится конкурировать не только с интернетом, но и друг с другом. Трудно быть популярным среди многих. И в такой ситуации важную роль приобретают художественно выразительные средства. Необходимо уже с первой секунды удержать внимание зрителя, чтобы он не успел переключиться. Задача нелёгкая, сценаристы, монтажеры, художники, гримеры, звукооператоры находятся в постоянном поиске оригинальных идей. Тем более что современные технические достижения предлагают широчайший спектр возможностей для воплощения в жизнь творческих фантазий.

Новейшие технологии последних лет изменили режиссёрские постановочные приёмы. Раньше режиссеры не ретушировали телевизионную студию, и зрители в телепередаче видели и телекамеры, и работу операторов. Все изменилось с появлением новых технологий, современные режиссеры умело обыгрывают свет и пространство студии. Например, весьма реалистично создают иллюзию выхода в длинные коридоры или, например, в окна помещают движущееся изображение городского пейзажа: проспекты, улицы, поток машин и высотные дома.

Александр Гордон в ночных передачах активно использует крупные планы, снимая своих героев. Так ему удаётся создать эффект семейного альбома. А в заставке передачи Оксаны Пушкиной "Женский взгляд" представлен целый калейдоскоп разнообразных мимик, меняющихся настроений ведущей.

Цвет и звук на современном TV претерпели мало изменений. Кажется, что сценаристы не отдают должного внимания этим видам выразительных средств.

Оригинальное цветовое решение использовали создатели «Список Лапина. Запрещенная эстрада» (ТВ-центр, 04.01.14). Автор рассказывает о том времени советской эстрады, когда запрещалось исполнение чего-то нового: то голос казался слишком громким, то юбка певицы слишком короткая и так далее. Прекрасные исполнители покидали Советский Союз, им нужна была свобода самовыражения. Автор встретился с артистами за границей. Интервью были нарочно сделаны на фоне ярких пейзажей, шикарных в архитектурном отношении зданий. Периодически для контраста демонстрировались старые записи выступлений певцов, сделанные в Советском Союзе. На фоне радуги чёрно-белые изображения смотрятся убого, как бы усиливая негативное впечатление.

Компьютерная графика все чаще используется в телепередачах, даже новостных, динамичный дизайн нагляднее демонстрирует зрителю череду событий.

Примером может быть передача "Однако", которую ведущий щедро "разбавляет" цитатами из художественных и мультипликационных фильмов, но так гармонично, что это не только не портит повествование, а наоборот удерживает внимание зрителя. Например, когда автор с издевкой критикует ЖКХ, как удачно он вставляет пламенную цитату из фильма "Брильянтовая рука" о том, что в нашей стране друг человека - управдом.

Особую роль в телевидении имеет свет, поскольку он подчёркивает глубину, рельефность и настроение каждого кадра. Достаточно понаблюдать, как игра света виртуозно используется в передаче "На самом деле" на Первом канале. Героев погружают в полумрак, если хотят отвлечь внимание, или наоборот ярко освещают. Да и телеведущий, Д. Шепелев, переодически словно исчезает из студии, просто осветители помещают его в тень. Таким образом на малой площадке студии разворачиваются мизансцены, достойные хорошего спектакля.

Конкуренция в телебизнесе требует высокого качества. Визитной карточкой любого канала являются новости. Каждый канал старается выделиться графическим и колористические решением. Особенное внимание отдается заставке, цветовому, графическому и музыкальному аспектам. Современная электроника осуществляет любые трансформации - "шторки", перевороты, монохром, комбинации.

Но при таком избытке возможностей некоторые дизайн-группы позволяют себе излишества и безвкусицу. Именно такого рода «стиль» присущ программе «Особо опасен». Титры появляются на кроваво красном фоне; небо над городским пейзажем с помощью компьютерной раскраски тоже багровое; орудие убийства (нож, топор и т.п.) в перебивках между эпизодами тоже окрашено в пылающее красный цвет, инсценировки для убедительности даны в черно-белом варианте сниженного технического качества.

Но даже несмотря на недостатки, современное телевидение бесспорно становится интереснее. Сегодня тележурналист должен использовать не только классические приёмы, но и сделать как минимум шаг вперёд, возвыситься над обыденностью. Налицо влияние постмодернизма, и особенно тенденций арт-культуры. И это неудивительно, поскольку телевидение очень близко к искусству, связь с которым является обратимой. Имея грандиозные технические возможности, телевидение использует весь спектр художественно выразительных средств. И потому невольно "несёт культуру в массы", пропагандируя и всеобщие ценности (любовь, дружбу, порядочность), и великую культуру. Исключение составляют передачи, которые осуществляют подмену ценностей в погоне за высокими рейтингами (например, программа «Дом 2»).

Художественно-выразительные средства для телевидения все равно, что кисточка для художника или нотная тетрадь для композитора. Гармоничная и творческая работа коллектива профессионалов способна сотворить телепередачу, которая найдёт своего зрителя, при любых ресурсах и возможностях.

Список литературы

  1. Машкова С.Г. Интернет-журналистика: Учеб. пособие /С.Г. Машкова. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. - 80 с.
  2. Башкирское спутниковое телевидение [Электронный ресурс]. – URL: http://tv-rb.ru/. (Дата обращения: 12.11.2017).
  3. Международный студенческий научный вестник [Электронный ресурс]. – URL: http://www.scienceforum.ru/2015/903/9907. (Дата обращения: 12.11.2017).
  4. МУП ПЦ Вся Уфа [Электронный ресурс]. – URL: https://allufa.ru/. (Дата обращения: 12.11.2017).

Интересная статья? Поделись ей с другими: