gototopgototop

УДК 004.42

Модель оптимизации формирования нагрузки вуза

Юшкин Владислав Николаевич – кандидат технических наук, доцент Волгоградского государственного аграрного университета.

Аннотация: Программное обеспечение для информационной поддержки процесса создания базы данных учебных планов для подготовки обучающихся по направлениям бакалавриата, специалитета и магистратуры Волгоградского государственного аграрного университета. Информационная модель предназначена для организации совместной работы подразделений, участвующих в процессе формирования и использования учебных планов. Ключевые задачи – формирование учебного плана и его автоматический анализ на этапе создания базы данных; формирование нагрузки ВУЗа на основе полученных планов. Главной отличительной особенностью является возможность автоматического анализа учебного плана по распределению часов аудиторной нагрузки, при этом учитываются требования федеральных государственных стандартов высшего образования 3++ с учетом профессиональных стандартов, требования по приоритету изучения дисциплин, приоритет определяется из междисциплинарных связей. Информационная модель анализа и создания базы данных является средством, позволяющим выявить степень соответствия учебного плана всем предъявляемым требованиям.

Ключевые слова: Формирование нагрузки ВУЗа, автоматизация учебного процесса, база данных.

В последние годы Министерством образования Российской Федерации проводится работа по внедрению образования по уровням подготовки. Для этих целей подготовлена необходимая нормативно-правовая база, введены в действие федеральные государственные стандарты высшего образования третьего поколения с учетом профессиональных стандартов (далее – ФГОС ВО 3++). ВУЗам для этого необходимо разработать новые пакеты учебных планов, определяющих структуру учебного процесса по направлениям подготовки бакалавров, специалистов и магистров.

Работа посвящена вопросам решения проблем автоматизации учебного процесса в высшем учебном заведении и формированию нагрузки. Развитие техники и технологий постоянно опережает требования к профессиям и профессиональным компетенциям специалистов. Вследствие вышесказанного в сфере высшего образования происходят постоянные корректировки образовательных стандартов, учебных планов и прикладных программ автоматизации учебного процесса, которые обеспечивают необходимый уровень обучения будущего бакалавра (специалиста) на всех этапах его подготовки.

Учет и согласования больших объёмов информации, и постоянные изменения стандартов высшего образования под воздействием требований работодателей обусловливают необходимость создания автоматизированных средств разработки и проектирования образовательных программ и учебных планов. Необходимо создать информационную систему, повышающую эффективность учебного процесса подготовки и для сопровождения образовательных программ и учебных планов. Чтобы подготовить современного ИT-специалиста, нужно вести постоянный мониторинг развития новых технологий, вести сотрудничество с работодателями и максимально учитывать новые направления ИТ сферы в учебных программах и в образовательном процессе.

Учебный план содержит сведения о наименовании и объеме дисциплин, учебных и производственных практик, а также виды занятий и формы контроля с указанием, по каким семестрам изучается дисциплина или практика. Разработка учебного плана требует учета различных факторов. К требованиям относятся компетенции, содержащиеся в ФГОС ВО 3++ и примерных образовательных программах, порядок освоения дисциплин. Во многих образовательных учреждениях высшего образования формирование данного документа носит неавтоматизированный характер. В результате не все учебные планы соответствуют требованиям ФГОС ВО 3++ и рекомендованным профессиональным стандартам. Так, проведенный в Волгоградском государственном аграрном университете анализ выявил ряд несоответствий в проектах учебных планов, связанный в основном с отклонением матрицы компетенций разработанных учебных планов от матриц компетенций, предусмотренных примерными образовательными программами.

Поэтому актуальной становится задача поиска математических методов формирования учебных планов и ввод в эксплуатацию информационной модели для анализа учебных планов при их формировании, а так же создания новой модели для формирования нагрузки ВУЗа.

Цель исследования состоит в разработке автоматизированного программного обеспечения, позволяющего автоматизировать процесс разработки учебных планов для учебного процесса и формирования учебной нагрузки ВУЗа. В качестве объекта внедрения выбрано – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный аграрный университет» (далее – ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ). Задачей является – повышение качества, используемых в образовательном процессе учебных планов бакалавров, специалистов, магистров.

Аналогичные программные комплексы уже разрабатывались в Иркутском государственном университете путей сообщения [1], Воронежском государственном университете [2, 3]. Программный продукт реализован как подсистема «Учебные планы», представляющей собой комплекс программных средств, работающих с единой базы данных. Информационная система построена на web-технологиях и использует многоуровневую клиент-серверную архитектуру, поэтому от рабочего места пользователя требуется только наличие браузера и доступа к глобальной или локальной вычислительной сети организации. Вся обработка данных происходит на сервере.

Заключение

На базе ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ разработано программное обеспечение для информационной поддержки формирования учебных планов. Анализ и проверка на соответствие ФГОС ВО 3++ с учетом профессиональных стандартов поддерживается в автоматическом режиме. Формирования учебной нагрузки выполняется с применением новой математической модели.

Информационная модель анализа является инструментом, который позволяет определить соответствие учебных планов предъявляемым требованиям. Особенностью данной информационной модели является возможность формирования нагрузки ВУЗа.

Следующим этапом исследования станет апробация информационной модели на конкретном учебном плане. Внедрение приложения в ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ позволит повысить качество учебных планов для подготовки бакалавров, специалистов, магистров, существенно сократить время на подготовки и разработку.

Список литературы

  1. Воробьёва Н.А., Носков С.И. Программное обеспечение для автоматизации процесса разработки учебных планов // Фундаментальные исследования. 2012. № 6-3. С. 633-636.
  2. Фертиков В.В., Толстобров А.П. Автоматизация разработки учебных планов в университетской системе управления учебным процессом // Сборник: Управление современными университетами и обеспечение качества высшего образования материалы V Международной конференции. Воронежский государственный университет. 2005. С. 156-159.
  3. Еременко Ю.И., Глущенко А.И. Автоматизация решения задачи учета взаимопреемственности дисциплин при составлении учебных планов // Инновационный Вестник Регион. 2008. № 4. С. 64-67.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail