gototopgototop

УДК 297

Важность следования за мазхабами

Гасанов Осман Газимагомедович – студент магистратуры Болгарской исламской академии.

Аннотация: В статье подробным образом повествуется о мазхабах. Обосновывается то положение, что следование за ними представляет собой особо важный феномен в Исламе. Автор статьи утверждает, что каждый мусульманин должен следовать за мазхабами, поскольку мы не достигли ещё уровня, в котором можно извлечь решения из Корана и Сунны по своим сводам правил. До тех пор пока мы не станем таковыми, следовать за мазхабами - долг каждого верующего.

Ключевые слова: Мазхаб, Коран, Сунна, извлечение решений, следование.

Следование за одной из четырех правовых школ исламской юриспруденции, которая носит название «мазхаб», является одним из важнейших феноменов Ислама. Все мусульмане знают, что первостепенными правилами Ислама являются Коран и Сунна. Вполне закономерно у верующих может возникнуть вопрос: «Если Коран и Сунна содержат изложение догм и положений мусульманской религии, а также нормы исламского права, то зачем нам следовать за мазхабами? Почему мусульманину нельзя читать перевод Корана или Хадиса и следовать за ними?»

На этот вопрос мусульманские богословы ответили следующим образом: «Следование за мазхабами и есть следование за Кораном и Сунной».

Чтобы самостоятельно извлекать решения из Корана или Хадиса, человек должен обладать колоссальными знаниями, быть эрудированным во всех научных сферах Ислама, знать арабский язык со всеми его тонкостями и нюансами, его грамматику, фонетику, логическое построение фраз и т.д.

Особое внимание мусульманин должен уделить наукам, связанным с Кораном и Сунной, поскольку в Коране есть аяты, которые были ниспосланы в начале распространения Ислама в облегченной форме для поклонения, а через некоторое время были ниспосланы аяты, заменяющие предыдущую форму поклонения на чуть более сложную. И, наоборот: в начале были ниспосланы аяты, обязующие выполнять трудные поклонения, а через некоторое время эти аяты были заменены другими аятами, содержащими более легкие формы поклонения.

Хадисы также бывают разных степеней:

  • достоверными именуются хадисы, которые передают богобоязненные люди, обладающие хорошей памятью. Такие люди должны быть в состоянии донести услышанное ими в точности другим людям;
  • недостоверные (слабые) хадисы. Их передают не богобоязненные люди или богобоязненные личности, но с плохой памятью. У каждой степени этих хадисов есть своя область применения, отличающаяся от остальных.

Знающие люди рассказывают, что около 600 лет тому назад жил один великий учёный по имени Джалялуддин Ас-суюти, который написал более пяти сотен книг исламской литературы по разным направлениям, и который знал более ста тысяч хадисов. Другой человек узнав, что учёный является автором более 500 книг, заподозрил знатока в краже знаний из разных источников. Он был убеждён в том, что самостоятельно человек не может написать такое количество книг.

Когда весть дошла до этого ученого, тот написал еще одну книгу под названием «Аль-фарику байна Аль-муаллифи ва Ас-сарики», что в переводе означает: «Книга, видящая разницу между истинным писателем и лжеавтром». После этого неверующий человек признал превосходство учёного и покаялся в том, что его оговорил.

Как-то ученый почувствовал себя достигшим того уровня, когда можно извлекать решения из Корана и Сунны, он отважился заявить об этом ученым своего времени. Те приняли его заявление и решили испытать храбреца с целью выяснить, действительно ли тот достиг указанного уровня. В конечном итоге оказалось, что учёный даже не был близок к этому уровню.

Если даже такому великому учёному не дозволяется вынести решения из Корана и Сунны, тогда что остается простым обычным мусульманам, которые даже не знают арабского языка, не говоря о различных научных знаниях в Исламских сферах.

Таковым остается лишь следовать за теми, кто преуспел в знаниях и достиг этой степени ижтихада – уровня, добившись которого можно извлекать решения из Корана и Сунны.

Что касается основателей этих мазхабов, то Посланник Аллаха говорит: «Лучший из веков – мой век, а затем следующий век, а затем следующий».

Следовательно, лучшие люди – это те, кто жил в первые три века Ислама. В свою очередь, нам известны четыре имама:

  • имам Абу-Ханифа;
  • имам Малик – имам города хиджры (Медины);
  • имам аш-Шафии;
  • имам Ахмад, поддерживающий Сунну. Все они жили в течение этих трёх веков. Некоторые жили во втором веке, как Абу-Ханифа из табиинов.

Известно, что он виделся с шестью-семью сподвижниками. Все четыре имама отличались богобоязненностью, скрупулезностью в соблюдении требований религии, были весьма образованными - сильны в знаниях.

 Вся мусульманская община считает их людьми из числа праведных предшественников (саляфу салих). Саляфы – те, кто жил в первый, второй и третий век Ислама. Они внимали каждому аяту Корана.

Например, имам Абу-Ханифа в течение сорока лет совершал утренний намаз с омовением, сделанным для ночного намаза, то есть он не спал до утра, а занимался исключительно поклонением.

Что касается имама Малика, то вполне достаточно того, что сказали про него люди: «Разве может кто-то другой вынести фетву, когда в Медине есть имам Малик?!».

Имам аш-Шафии в совершенстве владел ораторским искусством, красноречием, грамотностью. Его род, как известно, соединяется с родом Посланника Аллаха на четвертом предке.

Никто из людей не знает достоинства человека, кроме того, кто обладает таким же достоинством. Таковым был имам Ахмад, сказавший про имама аш-Шафии следующее: «Когда дочь имама Ахмада спросила его об имаме аш-Шафии, тот ответил: «О, дочка, аш-Шафии был подобен солнцу для земли и здоровью для тела». Разве кто-нибудь может обойтись без солнца или здоровья?»

Что касается имама Ахмада ибн Ханбала, прозванного «насыру Сунна» – помощник Сунны, то он был великим мухаддисом (знатоком хадисов). У него было более двадцати изданий по хадисам, а после уточнения цифра дошла до сорока. Имаму аш-Шафии также принадлежала книга по хадисам «Муснаду аш-Шафии», а имаму Малику – «Муватаъ имам Малик».

Если рассмотреть мнение всех четырёх мазхабов по какому-либо вопросу, то в итоге окажется, что ни один имам не противоречит тому, в чем есть единогласие и согласие саляфов – табиинов или сподвижников.

И если сподвижники не противоречат друг другу в каком-либо вопросе, естественно, имамы мазхабов тоже не будут противоречить друг другу. В том, что передано от сподвижников единогласно, нет разногласия и среди имамов мазхабов.

Также людям, не достигшим уровня ижтихада, обязуется следовать за мазхабами, руководствуясь аятом из корана:

﴿فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لا تَعْلَمُونَ﴾

«Если вы не знаете, то спросите обладателей знаний о предмете».

Верующий, который не ориентируется на мнения великих ученых-муджтахидов и действует самостоятельно, очень легко может впасть в заблуждение и послужить причиной заблуждения других [3].

Список литературы

  1. Мазхаб // Научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
  2. Мухаметов А.Р. М. Эволюция фикха и будущее мазхабов с позиций социально-исторического анализа // «Минарет». — ИД «Медина», 2009. — № 3—4 (21-22).
  3. Почему необходимо следовать мазхабам? [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://islamdag.ru/verouchenie/23627. Дата обращения: 10.03.2020.
  4. Прозоров С. М. Мазхаб // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М.: Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 152.
  5. حكم تقليد المذاهب. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.dar-alifta.org/Ar/ViewFatawaConcept.aspx?ID=141. Дата обращения: 10.03.2020.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail