gototopgototop

Сущность, критерии и факторы эффективности деятельности коммерческих организаций

Жильцов Александр Андреевич – магистрант Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.

Аннотация: В статье рассмотрены сущность, критерии и факторы эффективности деятельности коммерческих организаций.

Ключевые слова: Коммерческая организация, ресурсы, эффективность.

При наличии ограниченных ресурсов всех видов появляется вопрос, как изучить эффективность деятельности коммерческой организации, определяемую по итоговым результатам деятельности компании и отражающую уровень организационно-управленческой деятельности.

Как заметил А. Н. Соломатин, эффективность деятельности компании определяется соизмерением полученных результатов с ресурсами, которые есть в наличии, и затратами, которые происходят в результате деятельность компании. При этом следует учитывать, что цель торговой организации – достижение наилучших результатов деятельности при оптимальном экономическом потенциале организации, относительном уменьшении издержек и высоком уровне обслуживания [4, 158].

Как полагает И. Т. Абукаримов, эффективность торговых компаний репрезентирует конкретное проявление категории «эффективность общественного производства». Её особенность определяется исходя из социально-экономических функций торговых фирм при определенном типе экономической деятельности [1, с. 22].

После обобщения различных определений следует констатировать, что анализируемое понятие возможно рассматривать в качестве оценочного показателя результативности деятельности фирмы, который представляет собой сравнение результатов (в том числе побочных и косвенных) хозяйственной деятельности и затраченных ресурсов: трудовых, материальных, природных.

Критерии и показатели эффективности торговой деятельности должны составлять взаимосвязанную систему в процессе воспроизводства (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Содержание эффективности деятельности предприятия.

Критерием экономической эффективности торгового предприятия выступает получение наибольшей прибыли, но только при условии, что ресурсы используются оптимально [1, с. 57]. Критерием социальной эффективности выступает достижение наилучшего показателя спроса обслуживаемых клиентов в области товаров и услуг при их качественном обслуживании и наименьших затратах клиентов.

Есть большое количество факторов, которые оказывают воздействие на обсуждаемый феномен, их можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние факторы влияют на рентабельность деятельности компании и доход, т.е. это те факторы, которые связаны с товарооборотом и ресурсами фирмы. К ним относятся следующие: количество и тип ресурсов, условия использования и расходования ресурсов; организация товарооборота, технологического способа реализации продукции, товародвижения; состав и количество сотрудников компании; тип экономического стимулирования сотрудников; производительность труда сотрудников; состояние технической базы фирмы; расположение и состояние торгового заведения; состояние основных средств, фондов предприятия; фондоотдача; количество оборотных средств; политика ценообразования и экономии средств; дебиторская задолженность; репутация фирмы.

К внешним факторам, непосредственно влияющим на объем прибыли фирмы, относятся следующие: емкость рынка, на котором фирма осуществляет свою деятельность; конкурентоспособность; порядок цен, задаваемый поставщиком продукции; цены на товары сторонних фирм; наличие профсоюзов; работа организаций, защищающих потребителей и т. д.

После рассмотрения теоретико-методологических аспектов эффективности деятельности торгового предприятия необходимо сделать следующие выводы: эффективность деятельности организаций торговли является экономической категорией, которая отражает уровень прибыльности и доходности использования ресурсов, которыми владеет компания или которые привлекает для реализации. Критерием экономической эффективности предприятия выступает получение наибольшей прибыли при оптимальных расходах ресурсов. Критерием социальной эффективности выступает максимальное удовлетворение спроса обслуживаемых клиентов при осуществлении высококачественного обслужи­вания и минимальных затратах покупателей. Таким образом, критерием социально-экономической эффективности торгового предприятия выступает максимальное удовлетворение спроса клиентов в товарах и услугах при высоком качестве обслуживания и минимальных затратах покупателей, а также при осуществлении наиболее экономически выгодного и оптимального использовании ресурсов.

Список литературы

  1. Абдукаримов И. Т. Методика анализа комплексной оценки эффективности и качества торговли/ И. Т. Абдукаримов. - Самарканд : СКИ, 2011. - 80 с.
  2. Задорожный В. К. Повышать эффективность затрат в торговле / В. К. Задорожный. - М. : Экономика, 2012. - 166 с.
  3. Лебедева С. Н. Экономика торгового предприятия : Учебное пособие / С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков. – Минск : Новое знание, 2011. – 240 с.
  4. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под редакцией А. Н. Соломатина. – М. : Инфра - М, 2014. – 292 с

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail