gototopgototop

Особенности услуг визовой поддержки как объекта продаж

Пустобаева Любовь Павловна – студент Самарского государственного экономического университета.

Логинова Екатерина Витальевна – кандидат экономических наук, доцент Самарского государственного экономического университета.

Аннотация: В статье рассматривается понятие визы, особенности, связанные с продажей визовых услуг, структура рынка турагентств по видам оказываемых услуг, распределение спроса на рынке туризма, а также влияние внешних факторов на визовый бизнес.

Ключевые слова: Туристские формальности, визовый режим, визовая поддержка, визовые услуги, особенности.

Свыше 48 стран имеют визовые ограничения для российских туристов, следовательно, для того, чтобы посетить одну из этих стан россиянам необходимо проходить долгий путь по получению разрешения на въезд – визы.

Виза – это разрешительный документ, который даёт туристу право на пересечение границ той или иной страны. Под визой следует понимать фактическое разрешение иностранцу на въезд на территорию другого государства. Однако помимо виз, разрешающих въезд иностранному гражданину, существуют визы, разрешающие покидать страну проживания. На граждан Российской Федерации данное ограничение не распространяется.

Для того, чтобы получить визу следует обратиться в консульство той страны, которую запланировал посетить турист, в своей стране. В некоторых случаях документы для прошения визы принимают аккредитованные визовые центры.

Для того, чтобы подать прошение на рассмотрение, турист предоставляет документы и справки, которые необходимо собрать, как указано в перечне. Каждая страна самостоятельно определяет перечень необходимых документов. Процесс подготовки всей нужной документации занимает довольно много времени, при этом не исключено, что данная процедура будет проведена неправильно, вследствие чего поступит отказ в прошении. Консульство каждой страны при подаче прошения взимает консульский сбор и не возвращает его в случае отказа в выдаче визы, соответственно турист теряет сумму, потраченную на консульские сборы. Однако существуют компании, которые предлагают помощь в оформлении пакета документов и подаче прошения в консульство. Такие компании называются визовыми центрами, суть их деятельности заключается в предоставлении услуг визовой поддержки. [2]

Особенностью данного бизнеса является то, что он актуален в небольших городах, так как в мегаполисах имеются посольства, в которые турист может обратиться без помощи визовых центров, и в визовый центр он обратится только за помощью в оформлении бумаг или консультацией. Так как в некоторых городах может не оказаться посольств нужных стран, то турист будет вынужден обратиться в посольство, находящееся в Москве или другом крупном городе. Иногда клиент не имеет возможности попасть в ближайшее консульство из-за дефицита времени, дальнего расстояния либо отсутствия возможности, а документы необходимо предоставить в оригинале. В таком случае он обращается за помощью в визовый центр, который самостоятельно предаёт документы, при условии, что это позволяет визовое законодательство выбранной страны.

Визовый центр является посредником и не принимает решений о выдаче визы, а также не даёт гарантий успешного результата. Некоторые визовые центры в случае отказа возмещают стоимость оказанных услуг клиенту. При этом вероятность одобрения получения визы возрастает, так как специалисты визовых услуг являются профессионалами в этой сфере и отлично разбираются в нюансах визового законодательства. [3]

Оценивая рынок, можно сделать вывод, что главными конкурентами визовых центров являются турфирмы, так как они по роду своей деятельности предлагают услуги визового сопровождения туристам. (рис.1)

1

Рисунок 1. Структура рынка турагентств по видам оказываемых услуг за 2019 год, %.

Исходя из информации, представленной в диаграмме, можно сделать вывод, что основной деятельностью турфирмы является продажа турпутёвок – 69%, а оформление виз и загранпаспортов составляет 9%.

Следовательно, не стоит исключать, что турфирмы могут выступать и в качестве потребителей услуг визовых центров, так как не каждая компания имеет возможность оказывать подобные услуги. Это является ещё одной особенностью визовых услуг как объекта продаж. [4]

Если рассматривать другие визовые центры в качестве конкурентов, то можно придти к выводу, что они не обладают высоким конкурентным потенциалом. Дело в том, что объединённые визовые центры, где оказывают услуги по всем направлениям, открываются редко, более уместно открыть предприятие, специализирующееся на оформлении виз по одному конкретному направлению.

Для удобства клиентов офисы компаний по оказанию услуг визовой поддержки, как правило, располагаются в центральных районах города или бизнес центрах, так как в основном за помощью обращаются люди, у которых ограничено время. Также место расположения офиса компании влияет на её имидж в целом.

Для сотрудничества B2B можно рассматривать не только туристские агентства, но и различные предприятия, так как многие руководители отправляют своих сотрудников в командировки, на обучение, стажировки, а также в качестве поощрения презентуют туры за границу. В данном случае возможно наладить взаимовыгодное сотрудничество на долгосрочную перспективу. Помимо деловых предприятий, в качестве партнёров можно рассматривать школы, гимназии, высшие и средне – специальные учебные заведения, обучающие центры и спортивные клубы. Часто такие организации отправляют своих учеников на международные олимпиады, соревнования и обучение. [1]

Помимо B2B партнёров визовые менеджеры занимаются поиском частных клиентов, которые не обращаются в турагентства. Последние несколько лет на рынке туристских услуг происходит перераспределение спроса. По данным аналитического агентства НАФИ потребители всё чаще стремятся организовывать свой отпуск самостоятельно (рис.2).

2

Рисунок 2. Распределение спроса на рынке туризма, %.

Опираясь на данные приведённые в диаграмме можно сделать вывод, что возрастает количество туристов желающих самостоятельно бронировать билеты и жильё, и лишь 29% клиентов планирует обратиться за услугами в турагентство. При этом нельзя сказать, что спрос на услуги турагентств падает. На протяжении последних трёх лет наблюдается стабильный рост данного сегмента. Однако рынок самостоятельного туризма развивается более динамично. Это означает, что число потенциальных потребителей визовых услуг растёт. [5]

Одной из важных особенностей визовых услуг является высокий уровень подверженности влияния изменений во внешней среде.

По мнению экспертов, наибольшим влиянием обладают нестабильные международные отношения, при международных конфликтах, как правило, вводится ряд ограничений для граждан конфликтующих стран.

Визовый бизнес наиболее уязвим по отношению к законодательным факторам. Миграционные ограничения могут сильно повлиять как на выезд туристов из родной страны, так и на въезд в иностранное государство, а так же создать дополнительные трудности при оформлении визы. [2]

Таким образом, можно сделать вывод, что особенностями визовых услуг как объекта продаж являются:

  • Актуальность в небольших городах, так как в мегаполисах имеются посольства, в которые турист может обратиться без помощи визовых центров.
  • Визовый центр является посредником и не принимает решений о выдаче визы, а также не даёт гарантий успешного результата.
  • Турфирмы могут выступать и в качестве потребителей услуг визовых центров, так как не каждая компания имеет возможность оказывать подобные услуги.
  • Для сотрудничества B2B можно рассматривать не только туристские агентства, но и различные коммерческие предприятия, школы, гимназии, высшие и средне – специальные учебные заведения, обучающие центры и спортивные клубы.
  • Высокий уровень подверженности влияния изменений во внешней среде.

Список литературы

  1. Берг Д.Б., Лапшина С.Н. Системный анализ конкурентных стратегий. – М.: Издательство Уральского университета, 2020. – 56 с.
  2. Владыкина Ю.О. Организация туристской деятельности: Учебное пособие / Ю.О. Владыкина. – М.: Издательство НГТУ, 2016. – 124с.
  3. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2013. - 148 c.
  4. «ГидМакрет» [Электронный ресурс] URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10725/ (дата обращения 07.12.2019).
  5. «НАФИ» [Электронный ресурс] URL: https://nafi.ru/analytics/rossiyane-stali-chashche-planirovat-puteshestviya-samostoyatelno-en-russians-plan-their-own-trips-by/ (дата обращения 07.12.2019).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail