Ключевые направления цифровизации строительной компании

Артемьева Екатерина Александровна – студентка магистратуры Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Аннотация: Цифровизация – важнейший виток для всех строительных компаний. Компании обязаны обеспечивать высокий уровень конкуренции, как для собственных целей, так и для развития отрасли в целом. Цифровизация компании основывается на реализации цифровой стратегии развития. В статье рассмотрены основные понятия, касающиеся цифровой трансформации и разобраны основные направления процесса цифровизации строительной компании.

Ключевые слова: Цифровизация строительной компании, цифровая трансформация, кадровая политика, управление и контроль, строительные организации.

Цифровизация проникает во все сферы экономики и жизни общества, с ее помощью в компании внедряются новые подходы и методы. Строительство – это фундаментальная отрасль, которая также требует внедрение новых цифровых инструментов. Интеграция цифровых инструментов поможет компаниям увеличить производительность труда, улучшить финансово-экономические показатели.[1]

К сожалению, в данный момент эта отрасль запаздывает в цифровом развитии.[4] Внедрение происходит крайне медленно и имеет точечный характер, т.е. не оно не обращено на всю отрасль. Бизнес-сообщество пытается предложить единые инструменты и платформы для компаний строительной отрасли, но пока о всеобщем внедрении цифровых технологий говорить не приходится.

Цифровизация или цифровая трансформация должна затрагивать всю деятельность компании, а не только уровни управления.[2] Цифровая трансформация предполагает адаптацию к воздействию цифровых технологий. Важным условием успешной адаптации является развитие аппарата управления в сфере технологий, а главным элементом при этом является реализация цифровой стратегии.

Рассмотрим три основные направления процесса цифровизации строительной компании:

Первое направления - развитие организации через рационализацию процессов управления и контроля. Предполагается, что эффективность деятельности компании напрямую зависит от уровня управления и контроля. Многие современные строительные проекты являются очень сложными и многоступенчатыми и требуют применение трансформации инструментов контроля, т.к. старые методы могут быть неактуальными. Внедрение современных цифровых инструментов контроля поможет бизнесу в адаптации к новым реалиям.

В настоящее время, тормозит процесс цифровизации бумажный документооборот, которые не обеспечивает своевременную доставку информации до получателей, что создает разрыв между получением данных и принятием стратегических решений.

Перед тем, как принять решение о цифровой трансформации компания должна провести анализ существующей системы управления, выявить сильные и слабые стороны, определить элементы, которые потребуется убрать или, наоборот, внедрить для повышения эффективности. Итогом анализа будет согласование предложений со стратегией компании, т.к. управленческие нововведения всегда связаны с инвестированием и развитием кадрового состава.[3]

Последним этапом необходимо определить элементы, которые не поддаются контролю и выработать мероприятия, позволяющие внедрить эти элементы в общую систему контроля.

Второе направление – оптимизация кадровой политики. Она необходима для более эффективного внедрения цифровой стратегии. Поскольку трансформация предполагает не только внедрение новых технологий, но совершенствование организации в целом, совершенствование кадровой политики как части организационной структуры является необходимым. Изменение корпоративной культуры обеспечивает компании быструю реакцию на изменения на рынке при условии понижения рисков, связанных с реализацией строительно-инвестиционных проектов. Изменение культуры подразумевает набор новых специалистов с сфере цифровых технологий. В зависимости от потребностей компании это могут быть специалисты по цифровым стратегиям, директоры по цифровым технологиях, специалисты в менеджменте и маркетинге.

Взаимодействие сотрудников между собой также предполагает наличие современных цифровых методов, что придает корпоративной культуре новую значимость. Кроме того, важным моментом корпоративной культуры является отношение к проблемам и рискам. Рисковые ситуация рассматриваются как норма при реализации проектов. Цифровизация также предусматривает различные подходы к разным поколениям сотрудников, в зависимости от приспособленности к цифровым изменениям.

Выделяется четыре группы сотрудников:

Эксперты – высококвалифицированные ученые, аналитики, которые занимаются разработкой инфраструктуры цифровой трансформации. Таких специалистов могут привлекать на проектной основе либо в штат.

Агенты изменений – специалисты, которые будет реализовывать стратегию. Они должны понимать технический вопрос цифровых инноваций и внедрять их в деятельность компании.

Персонал, компетентный в области цифровых технологий. Эти сотрудники должны быть осведомлены о задачах цифровизации компании и учувствовать во всех уровнях деятельности компании. Это основной пласт сотрудников, которые прошли переподготовку или обучение в сфере цифровых технологий.

Персонал, информированный о цифровом развитии. Эти сотрудники знают о планах цифровизации. Они в своей работе пользуются только ограниченным цифровым инструментарием. При условии переподготовки они могут перейти в группу сотрудников, компетентных в области цифровых технологий.

Кроме того, цифровая трансформация должна мониторить потребность компании в различных кадрах, анализируя необходимые навыки, которые будут востребованы в компании в перспективе.

Третье направление – обеспечение инновационного потенциала. При инвестировании в технологии повышается капиталоемкость компании, что в свою очередь увеличивает оснащенность необходимыми для проведения деятельности средствами. За счет этого происходит повышение производительности труда. Примером для строительной фирмы может выступать подключение к различным цифровым платформам, позволяющим систематизировать процесс проектирования и управления.

Интеграция цифровых технологий основной аспект цифровизации строительной компании. Переход к цифровизации предполагает привлечение высококвалифицированного персонала, увеличение эффективности бизнес-процессов, повышения уровня открытости строительной сферы в целом.

В итоге, цифровизация строительной области – процесс неизбежный. Трансформация – это реакция компаний и отрасли на изменяющийся рынок.[1] Важными аспектами цифровизации отрасли является именно реакция компаний, их изменение деятельности.

Интеграция цифровых стратегий требуют комплексного подхода, включающего в себя трансформацию компаний по всем направлениям от управления до производства. Современным компаниям требуется понимать новые цифровые тенденции для эффективного использования своего цифрового потенциала.

Список литературы

  1. Ablyazov T., Asaul V. On competitive potential of organization under conditions of new industrial base formation// SHS Web of Conferences. 2018. Vol. 44.
  2. Kane G.C., Palmer D., Phillips A.N., Kiron D., Buckley N. Strategy, not technology, drives digital transformation// MIT Sloan Management Review and Deloitte University Press. 2015. Vol. 14.
  3. Make it, or break it, 2017. Global Construction Survey. KPMG International.
  4. Shaping the Future of Construction. World Economic Forum. 2016.
  5. The Transformative Power of Building Information Modeling. The Boston Consulting Group. 2016.

Интересная статья? Поделись ей с другими: