gototopgototop

УДК 33

Управление рисками в банковской отрасли

Ремпель Анастасия Витальевна – студент магистратуры Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ".

Анненкова Ксения Андреевна – студент магистратуры Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ".

Норкина Анна Николаевна – кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора Института финансовых технологий и экономической безопасности Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ".

Аннотация: Риски в банковской сфере являются одними из наиболее важных. От грамотного управления и предупреждении рисков зависит дальнейшее развитие банка.

Ключевые слова: Риск, управление рисками, финансы, банковский сектор.

Риски, связанные с финансовыми услугами, являются более масштабными, чем когда-либо прежде. Наряду с максимизацией доходов и минимизацией операционных затрат, управление рисками перешло на центральное место в определении наилучшей производительности. Механизм управления рисками может привести к процветанию, посредственности или неудаче. Ни одно руководство современных финансовых институтов не может выполнять свои функции без значительно расширенного понимания масштабов риска и инструментов управления им.

Банки занимаются бизнесом, а значит связанны с риском. Многие из этих рисков имеют традиционный характер: кредитный риск, риск изменения процентных ставок, риск ликвидности.[4, c.56] Однако в последнее время появились многочисленные риски, такие как регулятивный риск, валютный риск и риск человеческих ресурсов. Последние два десятилетия были отмечены драматическими потерями как в мировой, так и в местной банковской отрасли.

Фирмы, которые хорошо работали, внезапно объявили о больших убытках из-за просроченных кредитных рисков, занятых позиций по процентным ставкам или производных финансовых инструментов, которые могут предполагаться или не предполагаться для хеджирования балансового риска. В ответ на это банки почти повсеместно приступили к модернизации своих систем управления рисками и контроля.

Банковский сектор уже много лет оказывает услуги потребителям и предприятиям, как при личных встречах, так и дистанционно. Продолжающиеся инновации и конкуренция между банковским сектором и новыми участниками рынка позволили значительно расширить спектр банковских продуктов и услуг для физических и юридических банковских клиентов. Они включают в себя традиционные виды деятельности, такие как доступ к финансовой информации, получение кредитов и открытие депозитных счетов, а также относительно новые продукты и услуги, такие как услуги по оплате электронных счетов, персонализированные финансовые “порталы”, агрегирование счетов и создание межбанковских рынков и бирж [3, с.189]. При этом в банковском секторе возникает множество проблем, одна из главных заключается в том, что клиенты не могут вернуть кредит и в результате они становятся неработающими. Это может включать в себя платежеспособность и намерение платить, банки должны проверить его до утверждения кредитов с помощью своих процедур управления рисками, что клиент может иметь возможность погасить кредит в будущем или он пошел на дефолт.

Банки в разных странах прилагают все усилия для постоянного совершенствования управления рисками, чтобы решить проблему сокращения неработающих кредитов, которая является одной из основных проблем банков, поскольку она препятствует прибыльности [1, c.2]. Однако некоторые менеджеры отреагировали на эту непростую задачу управления рисками, отказавшись от нее. Хотя эти методы занимают важное место в процессе управления рисками, они также могут поставить под угрозу ценность финансового учреждения за счет чрезмерного избегания риска.

Размещение фирмы в соответствующей точке между принятием чрезмерного риска и избеганием его – вот что отделяет победителей от проигравших. Тем не менее подавляющее большинство рисков, с которыми сталкивается банковская фирма, приходится на ее балансовые предприятия. Именно здесь сосредоточилось обсуждение вопросов управления рисками и необходимых процедур управления рисками и контроля, разработанных в недавнем прошлом.

Банковские риски обычно делят на 3 вида:

  1. Финансовые риски,
  2. Функциональные риски,
  3. Прочие риски.

Финансовые риски – риски, связанные с возникшими изменениями, повлиявшими на основные составляющие элементы, либо потеря доходности этих элементов (кредитный риск, риск ликвидности, рыночный риск, процентный риск, валютный риск, риск инфляции, риск неплатёжеспособности).

Функциональные риски – риски связаны с нарушением деятельности банка, в ходе которого возникает несвоевременная и неполноценная возможность контролировать свою хозяйственную деятельность (стратегический риск, технологический риск, риск операционных расходов, внедренческий риск).

Прочие риски – риски в основном связанные с внешними органами, которые регулируют банковскую деятельность (риски несоответствия условиям государственного регулирования, риск потери репутации банка, другие риски)

Значимость управления рисками признается в современном деловом мире как неотъемлемая часть управления [6, c.63]. В самом широком смысле она предполагает систематическое применение политики, процедур и практики управления для решения задач выявления, анализа, оценки, лечения и мониторинга рисков. Финансовые учреждения подвергаются различным рискам при достижении своих бизнес-целей, характер и сложность которых быстро меняются с течением времени [5, c.96]. Неспособность адекватно управлять этими рисками приводит к тому, что финансовые институты не только снижают прибыльность, поскольку их доходы превращаются в безнадежные долги, но и повышают процентные ставки и вызывают замедление экономического роста, что в конечном итоге приводит к их неспособности достичь своих стратегических бизнес-целей. В худшем случае неадекватное управление рисками может привести к таким катастрофическим по своей природе обстоятельствам, что финансовые учреждения не смогут продолжать свою деятельность.

Существует общемировое признание необходимости создания эффективных систем управления рисками и контроля в финансовом секторе, цель которых состоит в том, чтобы подготовить комплексные процедуры управления рисками для банка, которые помогли бы им избежать катастрофического кризиса, а также изучить процесс управления рисками и выявить там недостатки [2, c.59].

Существуют методы управления рисками, которые можно разделить на 4 группы:

  • методы уклонения от рисков (например, отказ от рискованных проектов, т.е. отказ от инновационных и иных проектов, реализуемость или эффективность, которых вызывает сомнение);
  • методы локализации рисков (например, создание специальных структурных подразделений (с обособленным балансом) для выполнения рискованных проектов);
  • методы диверсификации рисков (например, диверсификация инвестиционных вложений);
  • методы компенсации рисков (прогнозирование и планирование рисков, которые относятся как к внешним факторам, так и к внутренним).

Это факт, что неработающие кредиты стабильно вызывают снижение прибыльности банковского сектора, так как спред банков сокращается из-за более низкого восстановления кредитов и увеличения доходности по кредитам.

Список литературы

  1. Nesti R. (2019). Consolidation in the banking sector: evidence of efficiency gains from mergers and acquisitions.
  2. Orgeldinger J. (2018). Short analysis of the new rules for Data Management. Journal of Central Banking Theory and Practice, стр. 57-72.
  3. О. И. Лаврушин, Наталья Валенцева. (2016). Банковские риски. КноРус.
  4. О.И. Лаврушин. (2008). Основы банковского дела. Москва: КноРус.
  5. Станислав Молчаненко, Елена Остапенко, Т. Г, Гурнович. (2019). Оценка и анализ рисков. Москва: КноРус.
  6. Чоудхури, Милана Мойнуровна. (2019). Управление рисками. Взаимосвязь ликвидности и рентабельности в банковской отрасли. Литрес.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail