gototopgototop

УДК 33

Совершенствование межведомственного взаимодействия в сфере регистрации объектов недвижимости

Копытова Полина Сергеевна – студент магистратуры Сибирского государственного университета путей сообщения.

Аннотация: В статье рассматривается система межведомственного взаимодействия, приводятся преимущества получения услуг в электронном виде, а также представлены результаты использования межведомственного информационного взаимодействия.

Ключевые слова: Межведомственное взаимодействие, земельный участок, электронный вид.

Межведомственное взаимодействие освобождает потребителей услуг - граждан, организаций от необходимости самостоятельно собирать документы для получения государственных услуг. Перечень сведений, подлежащих направлению в адрес Управления Росреестра, включает в себя, в том числе сведения: разрешение на строительство, сведения о предоставлении земельного участка в аренду (собственность), сведения об адресе объекта недвижимости и другие [2].

Исключение составляют документы личного хранения (паспорт, договор купли - продажи недвижимости, неудостоверенный нотариусом, и т.д.), которые предоставляются заявителями при обращении в офисы приема документов МФЦ самостоятельно.

Межведомственное электронное взаимодействие осуществляется через территориально распределенную телекоммуникационную инфраструктуру электронного правительства путем использования потребителями электронных сервисов, предоставляемых единой информационной системой межведомственного электронного взаимодействия. Система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает участие в процессе обмена информацией ранее несвязанные ресурсы, предоставляя транспортную и логическую среду для обмена стандартизованными сообщениями между системой документооборота (системой исполнения деловых процессов) и внешними информационными ресурсами [3].

При поддержке Министерства цифрового развития и связи Новосибирской области с 2020 года Управлением Росреестра по Новосибирской области в электронном виде осуществляется взаимодействие с органами государственной власти Новосибирской области и органами местного самоуправления по 42 видам региональных сведений. Для сравнения, в начале прошлого года взаимодействие осуществлялось только по 13 видам сведений, такое взаимодействие электронного обмена необходимой информацией осуществляется в течение двух рабочих дней без участия заявителя, что обеспечивает комфортное получение гражданами и юридическими лицами услуг в сфере государственной регистрации недвижимости».

Управление Росреестра тесно сотрудничает с федеральными структурами, органами исполнительной власти автономного округа и муниципальными образованиями с целью совершенствования процессов оказания услуг на всех этапах, которые проходит заявитель при оформлении недвижимости, при электронном получении услуг Управлением сокращены сроки. Так, для кадастрового учета максимальный срок составляет 4 дня, для регистрации прав - 5 дней, для единой процедуры - 8 дней [1].

Кроме того, еще одним преимуществом является сниженная стоимость оказания услуг в электронном виде, за регистрацию в электронном виде граждане оплачивают 70% от установленного размера госпошлины. Оплату можно также произвести электронно, используя «Сбербанк-Онлайн», «Qiwiкошелек», а также через банкоматы и терминалы «Qiwi», указав уникальный код платежа, в установленные федеральным законодательством сроки (5 рабочих дней) [5].

В настоящее время обмен данными в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия между Росреестром и иными структурами осуществляется по 8 сведениям. В 2020 году нашими специалистами были разработаны технологические карты для участников системы исполнения регламентов (СИР). В настоящее время обмен информацией посредством СИР осуществляется по 26 сведениям [4].

Одним из нововведений Закона №218-ФЗ является внесение сведений в ЕГРН, направляемых в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе ОМСУ. Таких как, сведения об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, категории земель земельного участка, об утверждении проекта межевания территории и др.

Статьей 32 Закона №218-ФЗ определен перечень сведений, которые подлежат передаче в порядке межведомственного информационного взаимодействия. При поступлении документов или содержащихся в них сведений, в срок не позднее 15 рабочих дней орган регистрации прав вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

Наполнение ЕГРН сведениями в порядке межведомственного информационного взаимодействия позволяет в полной мере обеспечить соблюдение требований законодательства при проведении учетно-регистрационных процедур, а также повышает защищенность имущественных прав субъектов, юридических лиц и граждан, способствует наполнению налоговой базы, сокращению числа имущественных споров у правообладателей.

Таким образом, переход к межведомственному взаимодействию в электронном виде является приоритетной задачей для достижения целевых показателей по кадастровому учету и регистрации прав, оказывающих влияние на состояние инвестиционного климата в сфере земельно-имущественных отношений.

Развитие межведомственного информационного взаимодействия способствует:

  • освобождению заявителя от прохождения множества административных процедур для получения необходимых документов;
  • дополнительной проверке подлинности представленных на государственную регистрацию документов;
  • оптимизации процедуры государственной регистрации и получения иных государственных услуг;
  • повышению качества предоставления государственных услуг. Вместе с тем, необходимо дополнительно решить ряд следующих вопросов:
  • возможность интеграции электронных сервисов в рабочую программу, посредством которой осуществляется ведение ЕГРП, так как сервисы СМЭВ неудобны в использовании;
  • разработка дополнительных федеральных и региональных сервисов, либо создание такого вида запроса, посредством которого можно запрашивать какие-либо отдельные документы и сведения, не относящиеся к сведениям, которые можно получить посредством использования формализованных запросов;
  • своевременное получение достоверных и полных данных по направляемым запросам;
  • возможность автоматизации процедуры получения ответов посредством СМЭВ, так как в настоящее время все ответы подготавливаются специалистом «вручную», используя при этом, в том числе, архивы в бумажном виде.

Дальнейшее совершенствование межведомственного электронного взаимодействия позволит сократить число приостановок и отказов в регистрационных действиях, что, в свою очередь, приведет к повышению качества предоставляемых услуг. 

Следует отметить, что органы государственной власти и местного самоуправления, участвующие в информационном взаимодействии при ведении ЕГРН, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации за непредставление документов и содержащихся в них сведений в орган регистрации прав.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.07.2015, № 29 (ч. 1), ст. 4344.
  2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.08.2010, № 31, ст. 4179.
  3. Постановление Правительства РФ от 08 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
  4. Сайт Единый Портал Государственный Услуг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gosuslugi.ru.
  5. Сайт Росреестр [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// https://rosreestr.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail