gototopgototop

УДК 33

Оптимизация деятельности предприятий в современных условиях

Шкурко Арина Евгеньевна – студент Института международных связей.

Аннотация: Показателем успешности деятельности предприятия выступает его эффективность в разрезе всех сфер деятельности. Отражением эффективности является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Для достижения такого результата выявляются сферы, не позволяющие максимизировать прибыль в заданных условиях, и проводится оптимизация проблемных областей. В современных условиях, когда предприятиям необходимо сохранить прибыль при росте цен на материалы проблема оптимизации становится максимально актуальной.

Остро стоит эта проблема и для строительной отрасли. На современном этапе в отрасли отмечается стагнация, более 200 компаний ушли с рынка только за последние три года, при этом отмечается рост стоимости материалов, что приводит к росту цен на жилье, в условиях снижения покупательной способности населения это приводит к падению спроса, роста конкуренции. В статье рассматриваются понятие и направления оптимизации деятельности предприятий.

Ключевые слова: Оптимизация, эффективность, управление затратами, таргет-костинг, кайзен-костинг.

В основе деятельности большинства коммерческих предприятий лежит два ключевых критерия – потребление ресурсов и получение прибыли. При этом предприятия стремятся получить максимально возможную прибыль при минимально возможных затратах. В этом случае можно говорить об эффективности деятельности.

В тех случаях, когда проведение финансового анализа показывает сокращение прибыли и рост затрат возникает необходимость в оптимизации – поиске резервов роста прибыли и сокращении издержек [4, с.57].

Процесс оптимизации охватывает все функциональные направления деятельности предприятия. Однако его стержнем выступает управление затратами. Затраты оказывают прямое влияние на эффективность деятельности предприятий, они представляют собой выраженные в денежной форме расходы организации, предпринимателей, частных производителей на производство, обращение и сбыт продукции. Близким к понятию затрат является понятие издержек, под которыми понимается денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности. 

Дестабилизация экономики привела к спаду во многих отраслях хозяйствования, негативные последствия затронули и такую важную для экономики отрасль как строительство. Многим предприятиям в данной сфере пришлось прибегнуть к внедрению механизмов антикризисного управления, одним из которых выступает оптимизация издержек.

Основной проблемой отрасли строительства на современном этапе выступает удержание существующей цены при росте материалов. На практике подорожание строительных материалов приводит к тому, что при сокращении объемов строительства стоимостные показатели развития отрасли имеют динамику роста, что основано на росте цены за 1 кв. метр. площади. Рост цен в сочетании со снижением доходов населения приводит к снижению спроса и в целом к стагнации отрасли строительства.

В этих условиях в основе оптимизации деятельности предприятий лежат два пути:

  • комплексный подход к маркетингу;
  • совершенствование управления издержками на основе современых подходов [1, с.199].

Маркетинг играет важную роль в процессе оптимизации[2, с.102]. Мониторинг отраслевых рынков, бенчмаркинг позволяют повысить качество управленческих решений. Однако, к сожалению, до сих пор на отечественных предприятиях комплексный подход к маркетингу применяется довольно редко, преобладает фрагментарный подход, основанный на применении тех маркетинговых инструментов, в которых назрела необходимость. Такой подход снижает не только качество самого маркетинга, но и негативно сказывается на экономической эффективности деятельности предприятий.

В условиях, в которых сегодня функционируют отечественные предприятия, необходимо внедрение всего комплекса маркетинга, который должен быть закреплен в маркетинговой стратегии или концепции предприятия[2, с.102]. Это повысит качество аналитической информации, а, следовательно, принимаемы на ее основе управленческих решений. Проведение маркетинговых исследований позволяет следить за конъюнктурой рынка, максимально полно удовлетворять покупательский спрос с целью расширения своей доли на рынке. Исследование деятельности конкурентов позволяет дать объективную оценку собственной ценовой политики, перенять передовой опыт.

На основе полученных в ходе маркетингового мониторинга среды и финансового анализа результатов строятся прогнозы и текущие планы деятельности строительного предприятия. Важнейшим элементом является оптимизация затрат, при этом одним из критериев сохранения конкурентоспособности на рынке выступает недопустимость снижения уровня качества.

Повышение уровня эффективности управления затратами позволяет снизить и устранить такие расходы, которые являются нецелесообразными для предприятия, так как они не содействуют росту оборота и не обеспечивают достижения других целей, то есть сокращения затрат, не дающих соответствующей отдачи [3, с.24].

В качестве основных критериев эффективного управления могут выступать такие как: обеспечение достоверного учета и отчетности; применение логичной классификации издержек обращения и проведение их глубокого и полного анализа; выделение центров ответственности за издержки обращения; применение современных методов планирования и прогнозирования издержек и соотнесение их с планами и прогнозами развития предприятия.

Процесс управления издержками строится с учетом анализа издержек прошлых периодов, прогнозов издержек на будущее. В структуре процесса управления можно выделить такие стадии как: планирование издержек; контроль издержек; управление стоимостью для принятия решений.

Процесс управления издержками выступает структурным элементом системы управленческого учета предприятия.

Установление оптимальной величины издержек направлено на обеспечение получения достаточной суммы прибыли, которая обеспечит условия для ее дальнейшего развития, удовлетворения социальных запросов работников. При этом, как уже отмечалось выше, важнейшим условием выступает снижение издержек без ущерба качеству продукции, так как снижение качества приводит к потере конкурентных позиций на рынке.

Одним из подходов, полностью удовлетворящих задачам оптимизации выступает применение такого метода оценки затрат как таргет-костинг в сочетании с Кайзен-костинг. Применение сочетания этих систем калькулирования в строительстве пока довольно редко встречается, но уже доказало свою эффективность. В основе системы таргет-костинг лежит расчет себестоимости по следующей формуле:

 Себестоимость = Цена - Прибыль.

Этот метод калькулирования целесообразно применять на этапе планирования себестоимости устанавливая ее плановые показатели. В большинстве случаев предприятие заинтересовано в росте прибыли при стабильных ценах. В этом случае, чтобы достичь плановых показателей прибыли при фиксированных ценах себестоимость необходимо снижать. Схематично процесс управления себестоимостью при применении системы таргет – костинг можно представить следующим образом (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Процесс управления по целевой себестоимости (таргет-костинг).

Порядок расчета затрат при применении этого метода включает в себя четыре этапа. На первом этапе на основе маркетинговых исследований рынка определяется возможная цена реализации. На втором этапе рассчитывается целевая себестоимость единицы продукции. После расчета целевой себестоимости ее сравнивают со сметной, выявленная разница подлежит корректировке. На заключительном этапе производится перепроектирование стратегии закупок. Именно на этой стадии применяется Кайзен-костинг (kaizen costing) - инструмент снижения себестоимости. Не редко его основой становится пересмотр работы с поставщиками, поиск новых партнеров. Так же в качестве резервов экономии могут быть рассмотрены возможности применения современных экономичных технологий, использование инновационных материалов. Так же экономия может достигаться путем оптимизации сопутствующих услуг, например, выборе тех поставщиков, где доставка материалов включена в стоимость [5, с.16].

На выходе применение этих методов дает тот результат, который сегодня так важен для строительной отрасли – стабильную прибыль без роста цен, а значит, при сохранении конкурентных позиций.

Таким образом, можно отметить, что экономическая эффективность предприятий требует максимизации прибыли при экономии затрат без ущерба для качества. В случае роста затрат и снижения прибыли необходима оптимизация деятельности, которая заключается в поиске резервов роста прибыли и экономии издержек. Большую роль в процессе оптимизации играет комплексный подход к маркетингу, позволяющий повысить качество принимаемых управленческих решений. Неотъемлемым инструментом повышения прибыли и коммерческой эффективности выступает поиск резервов снижения издержек. В основе поиска резервов должна лежать система управления издержками, которая охватывает весь процесс от прогнозирования издержек до контроля результатов. Для повышения эффективности управления затратами было предложено применение современного метода – таргет-костинг, что позволит получать стабильную прибыль не допуская роста цен.

Список литературы

  1. Кузина, А.Ф., Павленко, Е.А. Современный подход к совершенствованию учета и управлению затратами экономического субъекта / А.Ф. Кузина, Е.А. Павленко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 6-7. С. 198-200.
  2. Куликова Е. С. Характеристика экономического потенциала муниципальных образований в контексте стратегического маркетинга территории / Е. С. Куликова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2018. - Т. 8, № 3. - С. 102-107. - URL : https://elibrary.ru/download/elibrary_35192295_419506.. (дата обращения 20.02.2020). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
  3. Мажорова Е.Д., Шилова Н.Н. Управление текущими затратми
    производственно-торгового предприятия // Международный
    студенческий научный вестник. – 2017. – № 1. – С. 23-23.
  4. Мазаева П. С. Организация системы управления затратами / П. С. Мазаева, Е. А. Боргардт // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2015. - № 1 (20). - С. 57-60.
  5. Окружко О. А. Прогрессивные методы управления затратами [Электронный ресурс] / О. А. Окружко // ФӘН-НАУКА. - 2016. - № 7 (46). - С.15-19.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail