gototopgototop

УДК 34

Подход к оценке финансовой безопасности в сфере противодействия легализации денежных средств, полученных в результате совершения высокотехнологичных предикатных финансовых преступлений

Гусейнов Гамид Физулиевич – студент Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Научный руководитель Сомик Кирилл Васильевич – доктор экономических наук, профессор кафедры Экономических и финансовых расследований Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: Высокие технологии в эпоху информатизации стали признаваться угрозой экономической безопасности любого государства, так как способствуют не только росту теневых явлений в государстве, но и криминализации общества с внедрением современных способов противоправных деяний. В статье приводится анализ различных точек зрений в определении финансовой безопасности государства и предложено свое авторское мнение по данному поводу. Проанализированы основные угрозы финансовой безопасности государства.

Ключевые слова: Легализация доходов, теневая экономика, высокотехнологичные преступления, преступления, способы легализации доходов, полученных преступным путем.

Приоритетной задачей любого государства, в том числе и России, является обеспечение экономической безопасности страны. Данная задача нашла свое закрепление в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1].

Финансовая безопасность предполагает безопасность в различных сферах государственной деятельности, в частности, безопасность в налогообложении, финансово-денежная безопасность, безопасность в сфере государственного бюджета. Достижение финансовой безопасности в стране возможно только в результате эффективного функционирования финансовой системы [10, c. 117-124]. Создание соответствующих условий, позволит обеспечить необходимый уровень финансовой безопасности. Снижение случаев перенаправления денежных средств в те сферы, которые не регламентированы на законодательном уровне позволит снизить финансовые злоупотребления [2, c. 128-132].

На сегодняшний день среди исследователей нет единства во мнении относительно определения сущности финансовой безопасности. На практике довольно много подходов к определению сущности финансовой безопасности и постоянно меняющиеся в зависимости от изменений в правовом регулировании экономической безопасности России.

Так, впервые о безопасности заговорили в 1190 году, когда исследователь Робер выдвинул свое определение сущности безопасности. По его мнению, безопасность – это спокойное состояние человека, чувство защищенности от всех опасностей.

Л.И. Абалкин рассматривает экономическую безопасность в качестве совокупности факторов и условий, которые позволяют стабильно и независимо развиваться национальной экономике страны, ее способность самостоятельно развиваться и совершенствоваться [4, c. 4747-4754].

Финансовая безопасность является разновидностью экономической безопасности.

По мнению В.П. Охапкина финансовая безопасность – это сложная многоуровневая система, включающая в себя отдельные звенья и сферы, оказывающая воздействие на различные отрасли экономики государства [8, c. 12].

Иную позицию в определении сущности финансовой безопасности высказывал В.Ф. Гапоненко. По мнению автора финансовую безопасность государства необходимо характеризовать в качестве устойчивого, сбалансированного состояния экономики, устойчивой к внешним и внутренним негативным воздействиям, но способной эффективно функционировать [5, c. 33].

Представляется, что предложенные исследователями позиции не отражают всей сущности самого термина финансовой безопасности, а лишь определяют его поверхностно. Поэтому целесообразно финансовую безопасность определить следующим образом: «финансовая безопасность – это защита всех сфер, звеньев и элементов отраслей экономики страны, обеспечение устойчивого, стабильного их развития под влиянием внутренних и внешних факторов окружающей среды, общества и государства в целом».

Так, ряд факторов оказывают определяющее значение на состояние финансовой безопасности. В частности:

  • уровень финансовой независимости;
  • характер финансово-кредитной политики;
  • политически климат в государстве;
  • законодательное обеспечение функционирования финансовой сферы.

Для финансовой безопасности государства свойственна определенная структура. Так, в финансовую безопасность входит бюджетная, долговая, валютная, банковская и фондовая системы, безопасность денежного и страхового рынка, а также безопасность инфляционных процессов. Финансовая безопасность на региональном уровне должна обладать аналогичной структурой [11, c. 247-249].

Следовательно, говорить о финансовой безопасности государства в целом можно только в том случае, если достигнута бюджетная безопасность, банковская безопасность, фондовая безопасность, валютная безопасность, страховая безопасность, инвестиционная безопасность.

Действительно финансовая безопасность любого государства подвержена влиянию различных факторов. Иначе факторы, оказывающие негативное воздействие на функционирование экономики различных отраслей, рассматриваются в качестве угроз финансовой безопасности России.

В настоящее время, как на теоретическом, так и практическом уровне выработан единый подход к тому, что все угрозы, оказывающие воздействие на финансовую безопасность, необходимо подразделять на внешние и внутренние [3, c. 93]. Глобализация финансовых рынков, интернационализация по мнению А.Е. Баландиной основные внешние угрозы финансовой безопасности нашего государства. Безусловно, экономические санкции, введенные в отношении нашего государства в 2014 году, не менее актуальная угроза финансовой безопасности. Так как западные санкции против России оказали существенное влияние на внешнеэкономические отношения, вытеснение российских хозяйствующих субъектов с мирового рынка. Все это привело к снижению национальных приоритетов нашей страны на международной арене [6, c. 304]. В качестве еще одной внешней угрозы финансовой безопасности, которая существует на данный момент, стоит признавать снижение инвестиционной привлекательности среди иностранных компаний. А как известно, снижение инвестиционной составляющей – это угроза для финансовой безопасности любого государства.

Высокий уровень теневой экономики и незаконный вывоз капитала из России, несовершенство налоговой системы не менее распространенные внутренние угрозы финансовой безопасности России.

Внутренних угроз, оказывающих отрицательное воздействие на финансовую безопасность России, довольно много, но одной из существенных стоит признавать уровень преступности. Высокотехнологичные преступления в России – основная угроза финансовой и экономической безопасности. Экономическая преступность чаще всего возникает в тех отраслях экономики, где легче всего можно конкурировать с легальной экономикой. На сегодняшний день наблюдается высокий уровень таких экономических преступлений как легализация доходов, полученных преступным путем, уклонение от уплаты налогов, коррупция, мошенничество. Набирает обороты преступность в сети интернет и с использованием пластиковых карт.

Как показывается практика на рост финансовых преступлений оказывает влияние не только высокий уровень инфляции и безработицы в стране, но и социальная незащищенность, высокое налоговое бремя, низкий уровень оплаты труда. Схемы совершения финансовых преступлений самые разнообразные и постоянно совершенствуются ввиду развития цифровых технологий.

В 2019 г. Росфинмониторингу совместно с Банком России, ФСБ, МВД, Генпрокуратурой удалось пресечь деятельность 25 «теневых» площадок с оборотом около 38 миллиардов рублей. Продолжается работа по возврату активов, похищенных из крупнейших банков. Установлены операции и переданы в правоохранительные органы материалы на общую сумму 51 миллиард рублей [7].

Поэтому существует необходимость принятия эффективных мер, направленных на противодействие высокотехнологичным финансовым преступлениям [9, c. 97-104].

Таким образом, обеспечение финансовой безопасности России, предполагает решение проблем экономической преступности посредством формирования новой политики обеспечения безопасности страны. Купирование и улучшение ситуации с экономической преступностью требуют целого комплекса мер государственно-правового, экономического, управленческого и иного характера. Для обеспечения стабильного развития экономики страны и укрепления правового государства правоохранительным органам необходимо в полном объеме использовать все доступные и предоставленные законом средства и возможности (в т.ч. результаты оперативно - розыскной деятельности) с целью своевременной профилактики, пресечения и выявления правонарушений, совершаемых в экономической сфере.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - N 1 (часть II). - Ст. 212.
  2. Агамалян В.С. Угрозы финансовой безопасности России // Мир политики и социологии. - 2019. - № 6. - С. 128-132.
  3. Баландина Е.А, Рахинская Ю.А., Хашир Б.О. Роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России // NovaInfo. - 2018. - № 86. - С. 93.
  4. Бледных О.И., Каранина Е.В. Понятие и место финансовой безопасности в системе экономической безопасности государства. В сборнике: ОБЩЕСТВО. НАУКА. ИННОВАЦИИ (НПК-2017) сборник статей. Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция. Вятский государственный университет. - 2017. - С. 4747-4754.
  5. Гапоненко В. Ф. Экономическая и финансовая безопасность как важнейшая функция государства в современных условиях / В. Ф. Гапоненко, З. В. Маргиев // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - № 12. - С.33.
  6. Демиденко Т., Елфимова А. Угрозы финансовой безопасности страны. В сборнике: Экономика и управление народным хозяйством: генезис, современное состояние и перспективы развития Материалы II Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2018. - С. 304.
  7. Директор Росфинмониторинга рассказал сенаторам о реализации Концепции развития национальной системы противодействия отмыванию доходов // http://www.fedsfm.ru/releases/4270 (Дата обращения: 20.04.2020).
  8. Охапкин В. П. О роли финансовой безопасности банковской системы в экономической безопасности государства: методологические основы решения // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - № 3. - С.12.
  9. Панин Д.А. Экономическая преступность как угроза экономической безопасности кредитно-финансовой сфере // Экономическая безопасность. - 2019. - Т. 2. - № 2. - С. 97-104.
  10. Сергеева И.А., Сергеев А.Ю. Финансовая безопасность России: угрозы и меры нейтрализации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. - № 1 (17). - С. 117-124.
  11. Тронин С.А. Структура финансовой безопасности // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2018. -№ 3 (15). - С. 247-249.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail