Обучение персонала как инструмент повышения эффективности работы и конкурентоспособности организации

Мамина Алина Радиковна – студент Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Аннотация: Обучение персонала является одним из основных инструментов повышения конкурентоспособности и эффективности работы для современной организации. Затраты на развитие и обучение персонала являются долгосрочными инвестициями в развитие компании. Однако менеджмент должен понимать все особенности и возможности данного инструмента для оправдания вложений в него. В данной статье рассматривается один из возможных вариантов организации обучения персонала — корпоративное обучение, предполагающее внедрение и разработку формализованной и стратегически ориентированной системы обучения персонала.

С точки зрения стратегического управления наиболее эффективным представляется формат обучающейся организации при условии соблюдения принципов ее функционирования и построения, рассматриваемых в данной статье.

Ключевые слова: Обучение персонала, корпоративное обучение и развитие, обучающаяся организация, система обучения персонала, стратегические цели организации, потребности в обучении, активные методы обучения.

Развитие персонала и корпоративное обучение должны включать в себя работу всех менеджеров организации, долгосрочную программу обучения, которая согласованна со стратегией развития организации.

Для организации в первую очередь важны результаты обучения. Это становится возможным только при наличии системного подхода.

Основываясь на работах Д. Коула, можно выделить следующие шаги построения системы обучения в компании:

  • разработка системы обучения, определяющей объем организационных действия и их направление;
  • распределение обязанностей менеджеров, отвечающих за политику обучения;
  • создание системы обучающих ролей и их действий, а также системы распределения материальных ресурсов для организационного обучения;
  • исполнение инструкций и обязанностей ответственными за политику организации, преподавателями в том числе, – до определения потребности обучения до анализа и оценки проведенного обучения.

Можно применить так называемую модель обучения для организации процесса обучения (рис. 1).

1

Рисунок 1. Модель систематического обучения.

Используя модель систематического обучения, можно сделать следующий вывод: если сотрудник не способен выполнить задачу на нужном уровне, то он нуждается в организационном обучении.

Решение в необходимости обучения исходя из потребности может приниматься на разных уровнях. Последующие действия принимаются специалистами по кадрам или сотрудниками отдела обучения компании, основываясь на политику организации и ее общие производственные цели. После консультации с линейным менеджером возможно определить необходимость в обучении конкретных групп сотрудников. Работа включает в себя анализ ожидаемого эффекта после прохождения обучения и результаты выполнения производственных задач организации.

Список литературы

  1. Алавердов А.Р. Развитие человеческого капитала организации // Управление человеческими ресурсами организации. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. – Глава 13. - С.509-560.
  2. Бахтин М.Б. Развитие партнерских отношений современной организации, как составляющая кадровой стратегии, в ситуации конкурентного внешнего окружения. // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №2 (21) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2011 Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный. – Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
  3. Громова Н.В. Повышение квалификации кадров как фактор роста производительности труда в России // Сборник материалов Восьмого Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2013». – М.: Экон-информ, 2013. – С. 523-526.
  4. Живица О.В. Использование нарративной практики, как путь минимизации затрат на развитие персонала // Сборник материалов Восьмого Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2013». – М.:Экон-информ, 2013. – С.544-547.
  5. Колесникова, К. Как создать эффективную систему корпоративного обучения? / К. Колесникова // Управление персоналом. - 2008. - N 17 (195). - C. 57-61.
  6. Коул Дж. Обучение и развитие: системный подход // Управление персоналом в современных организациях. – М., 2004. – Глава 21. - С.252-259.

Интересная статья? Поделись ей с другими: