gototopgototop

УДК 316

Особенности методологии регионального управления

Беляева Екатерина Александровна – студент по направлению «Реклама и связи с общественностью» Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова.

Аннотация: В рамках настоящей статьи рассмотрены особенности методологии регионального управления. Обозначены проблемы управления регионами, определены типы регионов. Выдвинуто предложение использования совершенно новых методов и инструментов с целью разрешения имеющихся противоречий между центром и регионами.

Ключевые слова: Методология, метод, региональное управление, экономическое развитие, кадровый потенциал.

Региональное управление в качестве науки сформировалось в течение столетий, как и другие важные направления, вошедшие в ее методики, такие как: регионалистика, информационные технологии, районирование, механизмы геополитики, поведенческое прогнозирование, статистические исследования и демография. Оно является одним из направлений жизнедеятельности государства, в том числе подразумевает организацию и регулирование жизни населения территории в целях повышения ее качества развитием социальной инфраструктуры и экономики.

Главные понятия в региональном управлении – это стратегия, потенциал и ресурсы. Под основными ресурсами подразумеваются люди, но не только те, которые управляют, но и те, которые проживают и работают на территории региона. Важными категориями для экономического развития являются контроль, наличие средств и инструментов. Ни для кого несекрет, насколько неоднородно социально-экономическое пространство России. Этот фактор оказывает существенное воздействие на жизнедеятельность государства, ее структурную составляющую, эффективность экономической и социальн-оэкономической политики [1, с. 105].

Довольно часто управленческие ошибки со стороны руководителей и специалистов в области регионального управления непосредственно связаны с незнанием современных теорий регионального развития и, как правило, теорий размещения деятельности. Такое незнание своим следствием выступает неэффективное и весьма нерациональное выстраивание методологии, иными словами логической организации региональной деятельности, нацеленной для достижения верных благих целей, однако с неправильными подходами, а также методами, альтернативами, определенными критериями и процедурами, что, прежде всего, и приводит к «изобретению велосипеда» и особому третьему пути.

Регионы делятся на следующие типы: площадь или место в пространстве; часть земной поверхности с общим рельефом, административно-территориальная единица и др. Значительно усилилась неоднородность регионального развития впоследствии переходного периода в истории нашего государства и кризисных явлений в экономике. На данный момент мы можем увидеть огромную дифференциацию в уровне развития регионов. При условии вертикального управления и централизованного командования регионы находятся под направленным жестким воздействием как в возможностях развития отраслей народного хозяйства, общей социальной и экономической политики, так и в сфере управленческих решений [3, с. 107].

При формировании кадрового потенциала и направлении его в целях решения стратегических задач региона с помощью программ, прогнозов и проектов, законодательная и исполнительная власть контролирует социальное и экономическое развитие своей территории. При наличии этих условий ключевыми проблемами являются: разделение регионов на федеральные округа, экономические районы и отрасли народного хозяйства.

Весомый недостаток квалифицированных, обладающих определенными компетенциями, как руководителей, так и специалистов в сфере регионального управления, что, в свою очередь, доказывает, что достаточно хорошая подготовка в области экономики и менеджмента приводит к определенной пользе, доходу, и такая подготовка должна безусловно осуществляться в регионах, а вовсе не в двух столичных городах либо же городах миллионниках. Таким образом, должны быть систематические исследования в области региональной экономики и их результаты, как правило, должны быть именно тем фактологическим материалом, на котором непосредственно выстроена методология регионального управления [5, с. 128].

Таким образом, полагаем, что предлагаемый в рамках данного исследования подход, тем самым, позволит во многих аспектах изменить трэнды и, своего рода, переломить тенденции, снижение позитива в которых, прежде всего, приближает точку бифуркации, которая рано либо поздно наступает в каждой системе, и социально-экономическая система регионального развития здесь не исключение [4, с. 71].

Важную роль в управлении играет структура субъектов РФ, их финансовая и отраслевая зависимость и подчиненность. В результате наиболее удаленные от центра регионы менее зависимы в экономическом плане, так как стратегические интересы внешней политики их не касаются. Иначе дело обстоит с регионами, богатыми природными ресурсами, и Северными регионами, они направляют всю внутреннюю стратегию развития социальной сферы и экономики в зависимости от потоков сырья, материалов, имеющихся товаров и оборудования. В настоящее время население либо трудовые ресурсы не имеют особого значения для собственного региона, так как всегда есть возможность привлечения трудового потенциала из других регионов. Этим и объясняется преобладанием специалистов из центральных округов РФ в регионах с тяжелым машиностроением и добывающими отраслями, именно там, где наиболее сосредоточенны ресурсы и механизмы власти [2, с. 503].

Подводя итог, отметим, что кардинально изменившаяся в современной действительности как экономическая, так и политическая ситуация в России, формирующиеся и развивающиеся рыночные отношения непосредственно между центром и регионами безусловно требуют использования совершенно новых методов и инструментов с целью разрешения имеющихся противоречий. На выходе получается, что региональные власти в попытках развития социального обеспечения и собственного хозяйства довольствуются лишь «крохами с общего стола». Проблемы управления регионами решатся в результате изменения районирования. Единая для всех исполнительная центральная стратегия, в основе которой будут целевые федеральные программы, затрагивающие только особые экономические зоны, где занижена подчиненность стратегиям развития и местным региональным властям, не всегда уместна для развития регионов, тем более в условиях дефицита инвестиций.

Список литературы

  1. Аверченкова Е.Э., Горбунов А.Н. Применение теории управления для описания системы управления региональной социально-экономической системой // Известия Юго-Западного государственного университета. 2019. Т. 23. № 4. С. 105-115.
  2. Анохина Е.М. Повышение эффективности использования стратегического подхода в управлении регионами России на основе стандарта региональной системы стратегического управления // Международный экономический симпозиум. 2017. С. 503.
  3. Дзагова С.С., Мамбетова Ф.А. Оптимизация модели пространственного развития социально-экономических систем // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 10 (96). С. 105-113.
  4. Калинина В.В. Совершенствование системы регионального управления на основе концепции инициативно-целевой функции территориального управления // Альтернативы регионального развития. 2016. С. 71-78.
  5. Массеров Д.А., Кустов М.В. Формирование региональной политики устойчивого развития в России // Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 24. № 8. С. 128-136.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail