gototopgototop

Краудфандинг как один из видов финансирования

Бекетов Роман Владимирович – магистрант кафедры Экономики и управления в строительстве Национального исследовательского Московского государственного строительного университета.

Аннотация: Рассматривается краудфандинг, который является одним из важных составляющих сегодняшней жизни с помощью которого появляется возможность финансировать бизнес-идеи и стартапы. Достоинства и преимущества использования краудфандинга. Проблемы дальнейшего развития краудфандинга.

Ключевые слова: Краудфандинг, краудинвестинг, стартап, народное финансирование.

В наше время цифровая экономика набирает обороты. Сегодня появляется возможность, не покидая дома собрать средства и найти инвесторов для своих бизнес идей. В настоящее время одним из способов финансирования является краудфандинговая форма. Так по данным Банка России в 2016-2017 годы объем рынка увеличился на 83% ( с 6 млрд. руб. в 2016 до 11 млрд. руб. в 2017).

Говоря простым языком краудфандинг, это «народное финансирование», суть которого заключается в том, что люди «дают» свои деньги за право поучаствовать в проекте, получить какой-либо бонус первыми и быть ближе к созданию новых технологий.

В последнее время краудфандинг становится очень интересным способом работы для инвесторов, изобретателей и творческих людей; у всех них появляется шанс быстро и без проблем собрать все средства, в которых они так нуждаются чтобы создать свой бизнес, идею, разработку или продать новый продукт, чтобы претворить свою мечту в жизнь, которая, так или иначе, имеет отношение к бизнесу.

Существует огромное количество краудфандинговых платформ по всему миру самые известные из них это Kickstarter и IndieGoGo, среди отечественных платформ выделяют Planeta.ru и «С миру по нитке».

На данный момент краудфандинг в России все еще остается непривычным и не у всех вызывает доверие.

Чтобы компания краудфандинга преуспела, нужно:

  • иметь тщательно подготовленную, конкурентоспособную и заслуживающую внимания идею. Желательно, чтобы эта идея новшества была настолько уникальной и инновационной, являлась решением определенной задачи, предлагала преимущества или новый вариант того, что уже есть на рынке;
  • нужно четко определить аудиторию своего проекта. Найти людей, которых сможет удивить идея;
  • необходимо сделать расчет и узнать, во сколько обойдется эта идея;
  • необходимо рекламное видео, с помощью которого вы можете предоставить потенциальным инвесторам все детали проекта, необходимые, чтобы убедить их, что ваш проект нуждается в финансовой поддержке;
  • важно иметь реалистичные ожидания, не думать о том, что краудфандинг это схема быстрого обогащения или система с помощью, которой можно заработать миллион долларов.

Можно привести ряд примеров, как с помощью краудфандинговых платформ, были собраны средства для определенного строительного проекта:

  • в ходе компании на краудфандинговой платформе «Планета» было собрано большое количество средств для строительства многофункционального центра для животных, порядка 14 миллионов рублей;
  • в Испании была запущена компания по краудфандингу на строительство жилого дома в Мадриде, который будет построен с помощью совместного финансирования;
  • еще один пример использования краудфандинга в строительстве, это сбор средств на строительство центра крестьянского труда в Карелии, который будет использоваться, как инструмент не только развития фермерства в регионе, но и туристическим;
  • специализирующийся на виртуальной реальности стартап Oculus Rift собрал $2,4 млн от 9522 пользователей в сентябре 2012 года (этот год явно был очень удачным для Kickstarter). Компания собирала деньги на разработку шлема виртуальной реальности для игр. Разработчики, которые внесли взнос, получали возможность создавать программы для Oculus первыми. Проект имел феноменальный успех: требуемая сумма в $250 тыс. была собрана всего за четыре часа, а первый миллион — за 36 часов.

В своей простейшей форме краудфандинг является очень хорошей заменой более традиционным средствам привлечения капитала, такими как индивидуальные инвесторы, банковские кредиты и займы. Краудфандинг доступен для всех — это можно сделать без команды юристов, бухгалтеров и бизнес-экспертов. И это очень дешево.

Своей известностью краудфандинг обязан ряду отличий по сравнению с другими типами финансирования, дающие ему колоссальные плюсы перед другими типами финансовых инвестиций.

К числу достоинств применения краудфандинга для инвесторов можно отнести:

  • на краудплатформах существует огромное количество идей, которое помогает инвестору заострить свое внимание на том проекте, который ему наиболее интересен;
  • краудфандинг предоставляет возможность вкладывать небольшие суммы в проект.

Основные преимущества краудфандинга для разработчиков идеи является:

  • легче получить нужные денежные средства, люди определяют, стоит ли дать денег на вашу идею. Довольно часто очень хорошие идеи не воплощаются в жизнь, застряв на этапе поиска финансирования, из-за плохого преподнесения идеи проекта;
  • Автор краудпроекта может перестать переживать о том, что придется возвращать денежные средства в случае краха проекта, так же с него никто не будет брать проценты, так как часто спонсоры проекта руководствуются эмоциями и верой, а не логикой и математическими расчетами;
  • необходимость зарегистрироваться. Для получения денег, не придется официально регистрироваться.

Несмотря на преимущества краудфандинга, в нем есть свои минусы, которые мешают развиваться данному направлению:

  • самый главный недостаток краудфандинга это финансовые потери, в том случае, когда у разработчика не получиться создать и реализовать проект;
  • на сайтах отсутствует проверка, которой могут воспользоваться мошенники и лично обогатиться;
  • другим возможным недостатком краудфандинга в отличие от ангельского финансирования является отсутствие ценного руководства и кураторства.

Несмотря на все недостатки, опираясь на данные по растущим объемам краудфандинга, можно смело утверждать о его стремительном развитии в мире.

Список литературы

  1. Джейсон Рич Краудфандинг, справочное руководство по привлечению денежных средств
  2. Котенко Д.А. Краудфандинг – инновационный инструмент инвестирования [Электронный ресурс] / Д.А. Котенко//Аналитический портал Отрасли права. – 2015. – URL: http://отрасли-права.рф/article/3296
  3. Яблонский С. А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента. – 2013. – № 4. – С. 57–78.
  4. Рынок краудфинансов в РФ: Краудфандинг, Краудинвестинг, Краудлендинг.// J’son & Partners Consulting.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail