Как Китай завоевывает Африку

Шкатова Наталья Геннадьевна – ассистент кафедры Пропедевтики внутренних болезней Оренбургского государственного медицинского университета.

Савицкий Георгий Владимирович – кандидат исторических наук, зав. кафедрой Истории Отечества Оренбургского государственного медицинского университета.

Аннотация: В последнее десятилетие политика Китая в Африке в центре внимания ученых, политиков и СМИ. Активизация политики КНР в Африке, наряду с укреплением позиции африканских стран как субъектов международных отношений, оказывает растущее внимание на расстановку сил на мировой арене и диктует необходимость внимательного ее изучения.

Ключевые слова: КНР, Африка, международные отношения, инвестиции.

До середины ХХ века Африка оставалась ареной геополитического противостояния США и СССР. Но в последние десятилетия африканский континент всё больше превращается в поле для реализации экономических планов Китая.

Интерес Китая понятен. «Чёрный континент» является кладезью природных ресурсов, большого количества необрабатываемых земель. Здесь сосредоточены огромный внутренний рынок и низкооплачиваемые рабочие. Но всё ли так просто и очевидно в китайско-африканских отношениях: у Китая есть деньги и технологии, у Африки – человеческие и природные ресурсы? Или причины более глобальные? Зачем Африка Китаю?

Началом развития отношений между «Поднебесной» и Африкой следует считать апрель 1955г., когда состоялась Конференция 29 стран Азии и Африки. Год спустя Египет, став первой африканской страной, решившей установить контакт с КНР, подписал с Китаем соглашение о дипломатических отношениях [1]. С тех пор количество государств, устанавливающих дипломатические отношения с Китаем, с каждым годом увеличивалось и достигло 50 стран из 54 на сегодняшний день.

На протяжении всех этих десятилетий Китаю приходилось вести напряжённую борьбу за каждую африканскую страну с Тайванем. С 1971г., когда Китай стал постоянным членом Совета Безопасности ООН вместо Тайваня, КНР обрела уверенность и авторитет в мире и стала активно устанавливать отношения с африканскими странами. Борясь за влияние на континенте, Китай поступал хитроумно: в обмен на свободу выбора политической системы и пути развития, КНР выдвигало единственное требование – признать принцип «одного Китая» [2].

Китай действительно сдерживал своё обещание не вмешиваться в политические системы стран Африки, однако позволял себе спонсировать и поддерживать военные перевороты. Существует одна прокитайская страна, обязанная КНР за поддержку во времена национально-освободительной борьбы. Это Зимбабве. Воспользовавшись сложной ситуацией в этом государстве, Китай начал действовать. Когда в Зимбабве развернулась борьба национально-освободительного движения из местного народа против «белого» руководства страны, СССР стал поддерживать умеренную организацию ЗАПУ (Союз африканского народа Зимбабве), а Китай оказал поддержку более радикальной организации – ЗАНУ (Африканский национальный союз Зимбабве), которую возглавлял Роберт Мугабе. В дальнейшем Мугабе возглавил Зимбабве, а Китай приорел неограниченные возможности для участия в жизни страны. Официально же дипломатические отношения между этими странами сложились, когда в 1980г. Зимбабве обрела независимость от Великобритании [4].

Интенсификация сотрудничества Китая с Зимбабве была небеспочвенной. Богатая платиной, золотом, медью, никелем, редкими металлами и драгоценными камнями страна давала всё необходимое для развития промышленности КНР.

Роль Китая в экономике Зимбабве возросла, когда были введены санкции Евросоюза и МВФ в отношении политики Мугабе. Товарооборот за десять лет возрос с 197 млн долларов до 1102 млн долларов. Основная статья экспорта Зимбабве – табак, алмазы, платина и т.д. Китай же со своей стороны стал активно участвовать в разработке полезных ископаемых, строительстве заводов и инфраструктуры в стране. Китай является страной, которая осуществляет поставки оружия, военной техники в Зимбабве. Кроме того, КНР является одним из крупнейших кредиторов экономики Зимбабве. Имея огромный долг перед Китаем, страна находится в подчинённом состоянии, когда вынуждена тесно сотрудничать со своим кредитором.

В ноябре 2017г. сторонники военно-освободительного движения с помощью силового давления «попросили» уйти Мугабе с поста президента и выбрать приемника. После ухода Мугабе страна продолжает оставаться одной из самых бедных стран Африки, однако не перестает ориентироваться на своего традиционного партнёра – Китай, находясь всё в той же от него зависимости.

В начале XXI века Китай начал активно развивать отношения с Нигерией, Замбией, Алжиром, Суданом и ЮАР. В первую очередь КНР от всех африканских стран нужны природные ресурсы, поскольку с каждым годом страна размещает на своей территории всё больше различных производств, становясь «фабрикой мира». Главным природным ресурсом, интересующим Китай, является нефть. Основными поставщиками чёрного золота являются Ангола, Алжир, Конго, Судан, Габон и Египет. Помимо нефти Китай импортирует кобальт и фосфаты из Марокко, кофе, какао и древесину из Кот д´Ивуара, хлопок их Центральной и Западной Африки, марганец из Египта. Китай, в свою очередь, является поставщиком товаров народного хозяйства в африканские страны. Китайские товары обладают рядом преимуществ: низкой ценой, прочностью, простотой в использовании. Это как раз то, что нужно неприхотливому и неизбалованному африканскому народу. Да и местное производство практически отсутствует, поэтому Китай не имеет конкурентов на местном африканском рынке.

Главное же, что привлекает КНР на «Чёрном континенте» – это инвестиции. В 2010г. из $930 млн, инвестированных в Зимбабве, доля китайских вложений составила $670 млн, или 72%. Беднейшие страны Африки, измученные внутренними разногласиями, население которых надеется на лучшую жизнь, представляют собой идеальное место для инвестиций. Более 600 предприятий инвестировали в Африку в первом десятилетии ХХ века. Сейчас доля инвесторов продолжает расти.

Инвестиции в Африке идут по разным направлениям. В первую очередь, это строительство. Китай – крупнейший подрядчик на континенте. Практически в каждой африканской стране построено или строится крупное сооружение, отражающее на практике китайско-африканские отношения. Из знаковых следует отметить строительство метро в Каире, аэропорты в Алжире и Мали, стадионы в ЦАР, Джибути, Бенине, дороги в Экваториальной Гвинее, здание МИД в Джибути. Список можно продолжать и дальше. Из других крупнейших инвестиционных проектов следует отметить строительство сахарного и цементного заводов в Эфиопии, строительство цементного завода в Руанде, строительство фармацевтической лаборатории в Нигерии. Китай продолжает строить школы, больницы, противомалярийные центры в Африке, железные и шоссейные дороги [3,5].

Наряду со строительством подавляющая часть инвестиций идёт на энергетику, горнодобывающую промышленность и производство. К концу 2013г. инвестиции КНР в экономику Зимбабве составили $347,8 млн, преимущественно в горнодобывающие и энергетические сектора промышленности. Пекин с течение нескольких следующих лет планирует инвестировать в Африку еще $60 млрд [6]. Китай продолжает активно вкладываться в строительство горнорудных предприятий в Нигерии. В Замбии осуществляется производство электроники, бытовой техники, одежды и табачных изделий. Эфиопия ориентируется на производство стали и электромашиностроение.

Однако здесь есть весомое «но». По большей части, финансовая помощь осуществляется в виде льготных кредитов и займов. Китайские кредиты часто сопровождаются условиями, при которых китайские компании получают значительный процент от выполненной работы. Получается, строительство дорог и больниц является своего рода помощью бедным странам Африки, улучшающим жизнь и здоровье населения, с другой стороны, за всё придётся заплатить, увеличив состояние и без того состоятельных компаний.

Таким образом, преодолевая достаточно жесткую конкуренцию со странами Запада и новыми игроками, Китай добился существенных успехов в Африке, что обуславливает необходимость серьезного учета «китайского фактора» в международных отношениях в целом и в африканской политике, в частности. Именно благодаря китайской помощи и инвестициям в последние годы Африка демонстрирует средний экономический рост. Но именно благодаря предоставлению новых возможностей африканским странам КНР удовлетворяет значительную часть своей экономики. И в ближайшее время Китай не намерен останавливаться.

Список литературы

  1. Дегтерев Д.А. Китай – Африка: важные аспекты отношений // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. - №5. – С. 84-91.
  2. Дейч Т. «Китайский век» для Африки // Международная жизнь. – 2013. - №10.
  3. Китайские инвестиции в Африку: палка о двух концах [Электронный ресурс] – URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2780557 (дата обращения: 20.03.2020).
  4. Салахетдинов Э.Р. Зибабве – Китай: риски и преимущества сотрудничества // Азия и Африка сегодня. – 2014. - №12. – С. 54-60.
  5. Сколько Китая в Африке [Электронный ресурс] – URL: https://bricsmagazine.com/ru/articles/skolko-kitaya-v-afrike (дата обращения: 20.03.2020).
  6. China emerges consistent top investor since 2010 [Электронный ресурс] – URL: https://www.zimbabwesituation.com/news/zimsit_china-emerges-consistent-top-investor-since-2010-sunday-mail (дата обращения: 24.03.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими: