gototopgototop

Корейская поп-культура как глобальный экспортный медиапродукт

Чжао Сяожу – бакалавр Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: В эпоху глобализации глобальным стал и медиапродукт. Его успешный экспорт за пределы национальных границ во многом определяет развитие культуры той или иной страны. В статье описывается использование экспорта корейского медиапродукта по всему миру в качестве инструмента мягкой силы.

Ключевые слова: СМИ, медиа, медиапродукт, корейская волна, культура, массовая культура, Южная Корея, Азиатско-Тихоокеанский регион.

Корейская волна или «Халлю» – это понятие, относящееся к распространению современной популярной культуры Южной Кореи по всему миру. Термин впервые был обозначен в Китае в середине 1990-х. Его авторами стали пекинские журналисты, которые были поражены быстрорастущей популярностью в стране южнокорейской индустрии развлечений, включающей в себя музыкальные группы (pop music), кино и сериалы (k-drama), дизайн, компьютерные игры, национальную кухню, стиль одежды, курсы изучения корейского языка и некоторые другие направления. Как можно наблюдать, данные процессы ведут к росту популярности корейской культуры и увеличению числа изучающих корейский язык во всём мире.

Корейская волна приносит огромный доход в бюджет Республики Корея, является инструментом «мягкой силы», направленным на внутреннюю и внешнюю аудиторию, то есть международную. В настоящий период «Халлю» продолжает укреплять свои позиции в Азии и завоёвывает Океанию, Северную и Латинскую Америку, Европу и Ближний Восток. Чтобы действительно оценить популярность корейского медиапродукта, можно обратиться к статистике. К примеру, число просмотров музыкального клипа «Gangnam Style» на ресурсе «Ютьюб» к настоящему моменту превысило 3,5 миллиарда, что опережает по популярности даже многие западные произведения популярной культуры.

Помогают росту культурного влияния Южной Кореи в мире и крупные международные соревнования. Чемпионат мира по футболу 2002 года, Азиатские игры – 2014, Зимние Олимпийские игры 2018 в Пхёнчхане дали корейцам возможность показать себя не только как спортивную державу, но и как лидеров в области передовых технологий, дизайна и стиля. Например, в центре олимпийского Пхёнчхана в 2018 году было создано специальное пространство, где любой желающий мог познакомиться с достижениями как традиционной, так и современной корейской культуры. В комплексе информационных и коммуникационных технологий были выставлены работы в стиле медиа-арт южнокорейского художника Пэк Нам Чжуна [1]. Популярность южнокорейских кинофильмов и телесериалов привела к увеличению производства товаров, поэтому стала указывать не только на культурное содержание, но и на экономические последствия. Феномен «K-wave» не ограничен только популярной музыкой и сериалами, он также способствует популяризации корейской кухни, развитию туристического сектора страны утренней свежести, популярности изучения корейского языка, росту интереса к традиционным национальным корейским нарядам [2].Сегодня уникальность южнокорейской медиаиндустрии состоит в успехе популяризации и эффективной монетизации развлекательного контента, обладающего своей спецификой.

Как можно сделать вывод, наиболее востребованным сегментом Корейской волны в последние годы стала музыкальная индустрия. «К-рор» music как особый стиль музыки обладает высоким спросом со стороны общественности, целевой аудиторией которого являются молодые люди в возрасте от 16 до 35 лет. Его можно считать новым этапом становления мощной модели продвижения национальной культуры в качестве экспортного медиапродукта. В данном контексте большую роль играю средства массовой информации. Они являются необходимым инструментом для формирования имиджа артиста и его продвижения среди массовой аудитории. СМИ создают положительный образ музыкальных исполнителей, используя в материалах особый стиль изложения и лексику [3]. Напрашивается вывод о взаимосвязанности двух тематических аспектов: политического и развлекательного. В этом мы видим последствия использования экспорта медиапродукта как инструмента «мягкой силы» Республики Корея.

Учитывая, что мировая экономика в большинстве своём всё ещё находится в стадии рецессии, экспорт медиапродукта, который вызывает значительные межотраслевые показатели роста, становится одним из важнейших направлений внешнеэкономической политики государства и частного бизнеса не только Южной Кореи, но и других стран.

Список литературы

  1. Осетрова М. «Ведомости». № 43 от 13.02.2019 // URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/02/14/793597-hallyu-zahvativaet (дата обращения 06.04.2020).
  2. Михайлик О.Н. Феномен «корейской волны»: синтез запада и востока? // Извести ИГУ. 2008. С. 39.
  3. Фадеева А.В. «Век информации». 05.03.2020. // URL: https://age-info.com/2020/03/сми-как-инструмент-экспорта-културн (дата обращения 08.04.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail