Новеллы в законодательстве о государственной регистрации юридических лиц

Арутюнян Асмик Артаваздовна – студент магистратуры Юридической школы Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: Государственная регистрация юридических лиц является важнейшим правовым институтом, значение которого заключается в обеспечении безопасности участников предпринимательской деятельности и контроля за ее осуществлением со стороны государства. Настоящая статья посвящена краткому обзору последних изменений в сфере государственной регистрации юридических лиц.

Ключевые слова: Юридические лица, государственная регистрация, отказ, многофункциональный центр, усиленная квалифицированная электронная подпись, типовой устав.

Считается верным высказывание А.Н. Левушкина о том, что «государственная регистрация любого юридического лица представляет собой факт признания и подтверждения государством юридической личности или правосубъектности юридического лица. Только после государственной регистрации в установленном законом порядке юридическое лицо признается существующим и действующим, может от своего имени осуществлять гражданские права и исполнять обязанности. Помимо признания правосубъектности юридического лица государственная регистрация придает силу учредительным документам (делает публично достоверными для третьих лиц), а также иным сведениям о юридическом лице (о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, о составе учредителей (участников) юридического лица и т.д.)» [6, c. 39].

Федеральным законом от 30.10.2017 № 312-ФЗ (далее - Закон № 312-ФЗ) внесены многочисленные изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [3] (далее - Закон № 129-ФЗ). В рамках данной статьи мы рассмотрим некоторые из них и выделим их в четыре группы. Важно заметить, что изменения вступают в силу в разное время.

К первой группе следует отнести изменения, которые коснулись порядка взаимодействия регистрирующего органа с Многофункциональным центром (далее по тексту-МФЦ), вступившие в силу с 29 апреля 2018г.

Документы, связанные с регистрацией, заявитель получает в электронной форме (применяется с 29 апреля 2018 г.) Заявителю по общему правилу документы, связанные с регистрацией, налоговый орган направляет в электронном виде, они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее по тексту - УКЭП) (п. 3 ст. 1 Закона № 312-ФЗ).

При регистрации юридического лица через МФЦ такие документы налоговый орган дополнительно направляет в электронном виде в МФЦ, они должны быть подписаны УКЭП. По запросу заявителя МФЦ составляет и выдает ему (его представителю) на бумажном носителе документы, которые подтверждают содержание электронных документов, связанных с регистрацией и полученных от налогового органа.

При направлении документов на регистрацию через нотариуса действуют аналогичные правила. При этом нотариус удостоверяет равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу в соответствии с законодательством о нотариате.

Следующим немаловажным изменением является появление новых оснований для отказа в государственной регистрации (применяются с 1 октября 2018 г.), которые мы отнесет ко второй группе новелл.

В государственной регистрации откажут (пп. «а» п. 12 ст. 1 Закона № 312-ФЗ), если представленные документы:

  • оформлены с нарушением требований, установленных п. 1.1, абз. 1 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ;
  • содержат недостоверные сведения.

Приятным изменением является появившаяся у заявителя возможность в ряде случаев однократно дополнительно представить необходимые для государственной регистрации документы без уплаты госпошлины (применяется с 1 октября 2018 г.) третья группа новелл.

Заявитель вправе один раз дополнительно представить необходимые для регистрации документы, не уплачивая госпошлину. Он может это сделать в течение трех месяцев со дня, когда принято решение об отказе в государственной регистрации по одному из двух оснований (пп. «д» п. 2 ст. 1 Закона № 312-ФЗ):

  • подан неполный комплект необходимых документов;
  • документы оформлены с нарушением требований, установленных пп. 1.1 и абз. 1 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

Уже имеющиеся у регистрирующего органа документы заявитель может повторно не представлять (пп. «д» п. 2 ст. 1 Закона № 312-ФЗ).

Кроме того, госпошлину можно не уплачивать, если документы для регистрации направляются в электронной форме (применяется с 1 января 2019 г.). Если документы для регистрации направляются в электронной форме в порядке, установленном Законом № 129-ФЗ, то пошлина не уплачивается (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ [2]).

Кратко алгоритм действий при государственной регистрации создаваемого общества с ограниченной ответственностью можно представить следующим образом:

  • заполнение заявления о государственной регистрации (форма № Р11001) при создании ООО,
  • формирование комплекта документов для государственной регистрации при создании ООО,
  • представление в регистрирующий орган документов и государственная регистрация ООО.

ООО будет считаться созданным со дня внесения записи в ЕГРЮЛ. Срок для этого не должен превышать три рабочих дня со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 8 ст. 51 ГК РФ, п. 3 ст. 13 Закона № 129-ФЗ).

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, определенных Законом № 129-ФЗ (п. 5 ст. 51 ГК РФ [1], п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).

Поскольку возможно широкое толкование некоторых положений ст. 23 Закона № 129-ФЗ (например, нарушение, допущенное при заполнении какого-либо пункта заявления, регистрирующий орган может расценить как непредставление надлежащего документа), в судебной практике существуют многочисленные споры о том, какие нарушения могут являться основанием для отказа в госрегистрации общества при создании.

В случае незаконного отказа в госрегистрации, уклонения от госрегистрации, включения в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице либо нарушения порядка госрегистрации, предусмотренного Законом № 129-ФЗ, убытки, которые причинены по вине уполномоченного государственного органа, возмещаются за счет казны РФ (п. 7 ст. 51 ГК РФ).

Полагаем возможным обратить внимание на то обстоятельство, что после 24.06.2019 при создании ООО у учредителей есть возможность выбора вида устава, на основании которого будет действовать общество. Устав может быть типовым (утвержденным госорганом) или индивидуальным (утвержденным участниками конкретного общества) (п. п. 1, 2 ст. 52 ГК РФ, п. 2 Приказа Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411 [5]). Это четвертая группа новелл, рассматриваемых в рамках данной статьи.

Решая вопрос об учредительном документе общества, необходимо учитывать особенности данных видов уставов.

Индивидуальный устав можно составить таким образом, чтобы он полностью соответствовал потребностям участников и самого ООО. Например, можно: увеличить количество голосов, которое требуется для принятия решений на общих собраниях (п. 8 ст. 37 Закона об ООО); уменьшить сроки направления уведомления о созыве общего собрания участников ООО (п. 4 ст. 36 Закона об ООО); изменить порядок направления уведомления о созыве общего собрания участников ООО (п. 1 ст. 36 Закона об ООО); увеличить перечень сделок, на которые распространяется порядок одобрения крупных сделок ООО (п. 3.1 ст. 40 Закона об ООО).

Типовые уставы - универсальны, в них нет сведений о фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Это означает, что при изменении этих сведений регистрировать изменения в устав не придется. Нужно будет только внести изменения в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Но, используя типовые уставы, нельзя изменить те правила деятельности общества, которые предусмотрены конкретной формой утвержденного устава. Всего утверждено 36 форм типовых уставов (Приказ Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411).

Вышеописанные нововведения призваны поддержать развитие малого и среднего бизнеса и способствовать увеличению роста создаваемых компаний. Станут ли принятые меры эффективными, покажет практика их применения.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
  3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета, № 153-154, 10.08.2001.
  4. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 30.10.2017 № 312-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 06.11.2017, № 45, ст. 6586.
  5. Приказ Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2018 № 52201) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.09.2018.
  6. Левушкин А.Н. Совершенствование правового регулирования государственной регистрации юридических лиц: проблемы обеспечения баланса публичного и частного интереса // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. № 3. С. 39 - 42.
Интересная статья? Поделись ей с другими: