"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 378.172(075.8)

Повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом

Абзалова Светлана Вячеславовна – кандидат биологических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Ахметшин Артур Валериевич – студент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы повышения интереса и способы привлечения студентов к занятиям физической культурой и спортом.

Ключевые слова: Физическая культура, здоровье, здоровый образ жизни, спорт, физическое воспитание, физическая подготовка, мотивация.

Физическая активность играет существенную роль в правильном функционировании социума. Дисциплина «Физическая культура и спорт» создана для того, чтобы привить студентам знания о физической деятельности и её влиянии на здоровье человека.

К сожалению, в настоящее время статистикой фиксируется, что состояние здоровья подрастающего поколения заметно слабеет: всё чаще регистрируются сердечно-сосудистые и прочие хронические и инфекционные заболевания среди молодёжи; также из-за темпа современной жизни в городе активно развивается так называемый «двигательный голод».

Одним из самых уязвимых слоев общества является студенчество: оно сталкивается с такими проблемами, как большая учебная нагрузка, трудности общения с одногруппниками и преподавателями, множество незнакомых людей, непривычная обстановка для иногородних, вследствие этого нагрузка на мускулатуру уменьшается, поэтому необходимо привлекать студентов к занятиям физической культурой, ставя в приоритет политики высшего образования повышение качества здоровья.

Мотивация является важной составляющей того, чтобы начать заниматься спортом. Данное слово происходит от латинского «movere» («движение», «побуждение») – это психофизиологический процесс, который управляет поведением, задаёт его активность и организацию и в большей степени определяет образ жизни. Мотивы возникают, когда необходимо удовлетворить потребности индивидуума. Реализация всего этого даст возможность оптимальному росту и нормальному функционированию человеческого организма.

Почему мотивация заниматься отсутствует среди большинства студентов? Прежде всего, это недооценка дисциплины самими учащимися, так и принижение данного предмета в учебном заведении другими кафедрами. Вследствие этого студенты не знают воздействия нагрузки на мускулатуру, способы и методы проведений упражнений, не прививают здоровый образ жизни на протяжении всего обучения в вузе.

Исследователи говорят о том, что вышеперечисленные факторы приводят к тому, что около 60 процентов выпускников не готовы работать с максимальной отдачей, как этого требуют работодатели, которым необходимы высококвалифицированные специалисты, способные быстро приспособиться к новым условиям труда и готовые справиться с большим количеством задач.

К сожалению, не все вольны заставить себя заниматься физическими нагрузками, но каждый должен понять важность этой дисциплины и преодолеть этот сложный путь.

Процедура формирования интереса сложна и имеет множество ступеней, начиная с первых элементарных навыков и знаний гигиены и заканчивая глубокими познаниями в теории физического воспитания и интенсивными тренировками.

Следует отметить различные причины у студентов заниматься физкультурой: удовлетворённые учащиеся приходят на пары для поддержания состояния организма и саморазвития, не совсем удовлетворённые посещают занятия для получения оценки или не посещают вовсе. Некоторым физическая культура приносит целый поток положительных эмоций и является своеобразным отдыхом, а другие стремятся заниматься только определёнными видами спорта.

В Российской Федерации дисциплина «Физическая Культура и Спорт» является обязательной. Но 3 академических часа в неделю без каких-либо дополнительных самостоятельных проведений упражнений не способны приспособить организм к мышечной нагрузке должным образом, поэтому необходимо проводить занятия по физическому воспитанию при должной организации, чтобы у индивида была мотивация тренировать своё тело дома.

Для того, чтобы объективно оценить, довольны ли студенты занятиями по данной дисциплине, был проведён социологический опрос среди учащихся Казанского Государственного Энергетического Университета в количестве 143 человек.

Из результатов опроса выделяются несколько разновидностей мотивов у студентов заниматься физкультурой:

  • Поддержание и укрепление здоровья. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на психическое и физическое состояние подрастающей молодежи. Большинство студенчества считает, что это и есть основная цель занятий.
  • Эстетика. Внешний вид – важная составляющая того, чтобы взаимодействовать с людьми и производить на них впечатление своим телосложением и пластичностью движений.
  • Получение каких-либо достижений. Примерно 20 процентов студентов желают найти что-либо своё и достичь высот в определённых видах спорта.
  • Стремление познать свой организм и использовать его возможности на «максимум».
  • Повышение уровня подготовки к будущей трудовой деятельности.
  • Получение хорошей оценки во избежание конфликта с преподавателем. Для 80 процентов опрошенных зачёт является главной причиной посещения пар.
  • Общение. В различных соревновательных играх (воллейбол, баскетбол, настольный теннис и др.) студенты лучше узнают друг друга.

Хочется отметить, что многие жаловались на то, что место проведения занятий находится далеко от университета и что стоимость поездки до зала и обратно большая по сравнению со стипендией учащегося, а также указывали на отсутствие современного спортивного инвентаря и оборудования для тренировок и игр.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что для возникновения интереса у студентов необходимо:

  1. Вводить больше различных спортивных секций, начиная с игровых видов спорта и заканчивая силовыми.
  2. Строить тренажерные залы.
  3. Обновить специальный инвентарь, которым можно будет заниматься.
  4. Вносить разнообразие в учебный план проведения занятий.
  5. Проводить занятия соревновательно-игровым методом обучения.
  6. Дать учащемуся проявить себя.
  7. По возможности строить спортивные залы неподалеку от учебного заведения. Если это невозможно, то вводить студенческие проездные карты для бесплатного проезда до места проведения занятий.
  8. Уделять внимание физическому воспитанию учащихся, объяснять доступным образом, как нужно тренироваться в домашних условиях самостоятельно.
  9. План занятия должен быть сбалансированным, соответствуя возможностям организма каждого студента.

В вопросах привлечения к занятиям огромную роль играют такие личностные качества преподавателя, как благожелательность, сочувствие, справедливость, отзывчивость, целеустремлённость. Учитель обязан следить за своим внешним видом и поддерживать себя в спортивной форме, иметь к каждому учащемуся свой подход, и самое главное – быть заинтересованным в своей работе.

Задача преподавателя – составить интересный и насыщенный урок, который несёт в себе множество полезных знаний, которые пригодятся в работе и быту. Нужно учитывать то, что не все студенты способны справиться с какой-либо поставленной задачей, ни в коем случае нельзя давить на него, иначе интерес к предмету сразу упадёт; не допускать того, что среди занимающихся есть наблюдатели, не задействованные в тренировке.

Если преподаватель справился с задачей, то учащийся будет заниматься физкультурой, получая от этого ряд положительный эмоций; он осознает, что данная дисциплина очень важна и нужна для поддержания здорового физического и психического состояния, совершенствования своего организма, а также будет готов к различным физическим нагрузкам в профессии.

Когда студент видит достижения, полученные собственными силами, он укрепит веру в пользу здорового образа жизни; он познает новое в процессе работы над собой; растёт мотивация заниматься дальше, укрепляется вера в свои силы.

Список литературы

  1. Беляничева В. В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. – 2009. - №2. – С.6
  2. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра псих. наук. - Казань: 1999. - 349 с.
  3. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.
  4. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное по­собие/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — М. : КНОРУС, 2012. — 240 с.
  5. Барановская Д.И. Роль физкультурных занятий в формировании мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи / Д.И. Барановская, В.И. Врублевская // Актуальные проблемы оздоровительной физической культуры и спорта для всех на современном этапе: матер. VIII междун. науч. сессии по итогам НИР за 2004 г. / БГУФК. - Минск, 2005.
  6. Ильин Е. П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 2007. – С. 42-43.
  7. Сырвачева И. С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И.С. Сырвачева //Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. реч. науч. конф / ДВГУ. – Владивосток, 2003. – С. 108-111.
Интересная статья? Поделись ей с другими: