"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки
УДК 378.172(075.8)
Повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом
Абзалова Светлана Вячеславовна – кандидат биологических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.
Ахметшин Артур Валериевич – студент Казанского государственного энергетического университета.
Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы повышения интереса и способы привлечения студентов к занятиям физической культурой и спортом.
Ключевые слова: Физическая культура, здоровье, здоровый образ жизни, спорт, физическое воспитание, физическая подготовка, мотивация.
Физическая активность играет существенную роль в правильном функционировании социума. Дисциплина «Физическая культура и спорт» создана для того, чтобы привить студентам знания о физической деятельности и её влиянии на здоровье человека.
К сожалению, в настоящее время статистикой фиксируется, что состояние здоровья подрастающего поколения заметно слабеет: всё чаще регистрируются сердечно-сосудистые и прочие хронические и инфекционные заболевания среди молодёжи; также из-за темпа современной жизни в городе активно развивается так называемый «двигательный голод».
Одним из самых уязвимых слоев общества является студенчество: оно сталкивается с такими проблемами, как большая учебная нагрузка, трудности общения с одногруппниками и преподавателями, множество незнакомых людей, непривычная обстановка для иногородних, вследствие этого нагрузка на мускулатуру уменьшается, поэтому необходимо привлекать студентов к занятиям физической культурой, ставя в приоритет политики высшего образования повышение качества здоровья.
Мотивация является важной составляющей того, чтобы начать заниматься спортом. Данное слово происходит от латинского «movere» («движение», «побуждение») – это психофизиологический процесс, который управляет поведением, задаёт его активность и организацию и в большей степени определяет образ жизни. Мотивы возникают, когда необходимо удовлетворить потребности индивидуума. Реализация всего этого даст возможность оптимальному росту и нормальному функционированию человеческого организма.
Почему мотивация заниматься отсутствует среди большинства студентов? Прежде всего, это недооценка дисциплины самими учащимися, так и принижение данного предмета в учебном заведении другими кафедрами. Вследствие этого студенты не знают воздействия нагрузки на мускулатуру, способы и методы проведений упражнений, не прививают здоровый образ жизни на протяжении всего обучения в вузе.
Исследователи говорят о том, что вышеперечисленные факторы приводят к тому, что около 60 процентов выпускников не готовы работать с максимальной отдачей, как этого требуют работодатели, которым необходимы высококвалифицированные специалисты, способные быстро приспособиться к новым условиям труда и готовые справиться с большим количеством задач.
К сожалению, не все вольны заставить себя заниматься физическими нагрузками, но каждый должен понять важность этой дисциплины и преодолеть этот сложный путь.
Процедура формирования интереса сложна и имеет множество ступеней, начиная с первых элементарных навыков и знаний гигиены и заканчивая глубокими познаниями в теории физического воспитания и интенсивными тренировками.
Следует отметить различные причины у студентов заниматься физкультурой: удовлетворённые учащиеся приходят на пары для поддержания состояния организма и саморазвития, не совсем удовлетворённые посещают занятия для получения оценки или не посещают вовсе. Некоторым физическая культура приносит целый поток положительных эмоций и является своеобразным отдыхом, а другие стремятся заниматься только определёнными видами спорта.
В Российской Федерации дисциплина «Физическая Культура и Спорт» является обязательной. Но 3 академических часа в неделю без каких-либо дополнительных самостоятельных проведений упражнений не способны приспособить организм к мышечной нагрузке должным образом, поэтому необходимо проводить занятия по физическому воспитанию при должной организации, чтобы у индивида была мотивация тренировать своё тело дома.
Для того, чтобы объективно оценить, довольны ли студенты занятиями по данной дисциплине, был проведён социологический опрос среди учащихся Казанского Государственного Энергетического Университета в количестве 143 человек.
Из результатов опроса выделяются несколько разновидностей мотивов у студентов заниматься физкультурой:
- Поддержание и укрепление здоровья. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на психическое и физическое состояние подрастающей молодежи. Большинство студенчества считает, что это и есть основная цель занятий.
- Эстетика. Внешний вид – важная составляющая того, чтобы взаимодействовать с людьми и производить на них впечатление своим телосложением и пластичностью движений.
- Получение каких-либо достижений. Примерно 20 процентов студентов желают найти что-либо своё и достичь высот в определённых видах спорта.
- Стремление познать свой организм и использовать его возможности на «максимум».
- Повышение уровня подготовки к будущей трудовой деятельности.
- Получение хорошей оценки во избежание конфликта с преподавателем. Для 80 процентов опрошенных зачёт является главной причиной посещения пар.
- Общение. В различных соревновательных играх (воллейбол, баскетбол, настольный теннис и др.) студенты лучше узнают друг друга.
Хочется отметить, что многие жаловались на то, что место проведения занятий находится далеко от университета и что стоимость поездки до зала и обратно большая по сравнению со стипендией учащегося, а также указывали на отсутствие современного спортивного инвентаря и оборудования для тренировок и игр.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что для возникновения интереса у студентов необходимо:
- Вводить больше различных спортивных секций, начиная с игровых видов спорта и заканчивая силовыми.
- Строить тренажерные залы.
- Обновить специальный инвентарь, которым можно будет заниматься.
- Вносить разнообразие в учебный план проведения занятий.
- Проводить занятия соревновательно-игровым методом обучения.
- Дать учащемуся проявить себя.
- По возможности строить спортивные залы неподалеку от учебного заведения. Если это невозможно, то вводить студенческие проездные карты для бесплатного проезда до места проведения занятий.
- Уделять внимание физическому воспитанию учащихся, объяснять доступным образом, как нужно тренироваться в домашних условиях самостоятельно.
- План занятия должен быть сбалансированным, соответствуя возможностям организма каждого студента.
В вопросах привлечения к занятиям огромную роль играют такие личностные качества преподавателя, как благожелательность, сочувствие, справедливость, отзывчивость, целеустремлённость. Учитель обязан следить за своим внешним видом и поддерживать себя в спортивной форме, иметь к каждому учащемуся свой подход, и самое главное – быть заинтересованным в своей работе.
Задача преподавателя – составить интересный и насыщенный урок, который несёт в себе множество полезных знаний, которые пригодятся в работе и быту. Нужно учитывать то, что не все студенты способны справиться с какой-либо поставленной задачей, ни в коем случае нельзя давить на него, иначе интерес к предмету сразу упадёт; не допускать того, что среди занимающихся есть наблюдатели, не задействованные в тренировке.
Если преподаватель справился с задачей, то учащийся будет заниматься физкультурой, получая от этого ряд положительный эмоций; он осознает, что данная дисциплина очень важна и нужна для поддержания здорового физического и психического состояния, совершенствования своего организма, а также будет готов к различным физическим нагрузкам в профессии.
Когда студент видит достижения, полученные собственными силами, он укрепит веру в пользу здорового образа жизни; он познает новое в процессе работы над собой; растёт мотивация заниматься дальше, укрепляется вера в свои силы.
Список литературы
- Беляничева В. В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. – 2009. - №2. – С.6
- Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра псих. наук. - Казань: 1999. - 349 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.
- Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — М. : КНОРУС, 2012. — 240 с.
- Барановская Д.И. Роль физкультурных занятий в формировании мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи / Д.И. Барановская, В.И. Врублевская // Актуальные проблемы оздоровительной физической культуры и спорта для всех на современном этапе: матер. VIII междун. науч. сессии по итогам НИР за 2004 г. / БГУФК. - Минск, 2005.
- Ильин Е. П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 2007. – С. 42-43.
- Сырвачева И. С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И.С. Сырвачева //Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. реч. науч. конф / ДВГУ. – Владивосток, 2003. – С. 108-111.