"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Проблематика формирования комфортного городского пространства

Полякова Татьяна Сергеевна – студент магистратуры Санкт-Петербургского горного университета.

Аннотация: В статье приведено исследование основных проблем возникающих в условиях современных потребностей в качественной застройке территорий города, выделены основные направления модернизации при реконструкции и благоустройстве. Предложены пути решения по возникающим вопросам при планировке городских территорий, основанные на взаимодействии населения территории и органов власти, а также использование информационных систем в оценке состояния и прогнозирования результатов обустройства городского пространства.

Ключевые слова: Комфортная среда, проблемы городского пространства, модернизация урбанизированных территорий, города меняются.

В современном обществе более активную позицию в социальной политике занимает стремление государства обеспечить население доступным и качественным жильём.[1] В начале XXI века характер городского пространства изменился, структурные и эстетические принципы которого в меньшей степени подчиняются классическим архитектурным канонам и определениям.[3] Изменение влияния стилистического единства архитектуры и развитие городских коммуникаций, разрушающих его однородность, привели к тому, что на место статичной картины урбанизированного пространства приходит динамическая схема, формирующая новые опыты взаимодействия его частей, и сама структура города подвергается трансформациям.

Увеличивающаяся депрессивность в градостроительном секторе, особенно касающаяся непосредственно граждан, на фоне растущего дефицита местных бюджетов, всеобщего развивающегося кризиса и установленных санкций, систематические нарушения действующих нормативов и стандартов содержания, как дворовых территорий (многоквартирные высотные новостройки, не обеспеченные инфраструктурой, неудовлетворительное состояние придомовых территорий в существующих кварталах жилой застройки и др.), так и общественных пространств, при растущих потребностях населения в качественной городской среде.

Возникают проблемы в результате увеличивающегося темпа строительства жилья, не подкрепляемого благоустроенными и слаженными городскими системами. Как следствие, достигаются количественные показатели строительства, а не качественные, причинами, какой проблемы в основном считаются политическая воля, приоритеты и полномочия. Появляющееся доступное ипотечное жильё не является качественным и конкурентоспособным по сравнению с международными аналогами массового жилья.

В результате строительства жилья за счёт застройки близкорасположенных пустырей, увеличивается потребность в качественной и рациональной транспортной инфраструктуре: эффективная организация общественного транспорта, создание «зелёных волн», увеличение транспортных развязок и др. Для крупных инвесторов более привлекательными считаются не застроенные территории, а развитием внутригородского пространства чаще занимаются мелкие и средние инвесторы.

Таким образом, данные вопросы становятся одними из главных проблем территориального управления поселениями и выдвигаются в число важнейших государственных масштабных программ развития России.

Развитие именно этого направления отражено в национальном проекте «Формирование комфортной городской среды» [5]. Основная цель проектов создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории страны, путём реализации комплекса мероприятий по формированию современной комфортной городской среды в субъектах Российской Федерации. Решение конкретных вопросов градостроительства путём описания алгоритмов разработки и внедрения новых эффективных законодательных производственных, территориальных, механизмов, форм организации и реализации эффективных градостроительных решений.

В начале развития исследований по данному направлению, в поле зрения находилась исключительно техническая сторона вопроса, куда относили проблемы реконструкции и ремонта, затем, при привлечении частных инвесторов, стали анализироваться экономические аспекты и, наконец, в сферу научных разработок вошли социальные и экологические вопросы потенциала урбанизированных территорий, подлежащие модернизации и реконструкции.

Проблема воплощения проектов по комплексному развитию урбанизированных территорий в нашей стране объясняется, прежде всего, тем, что отсутствуют полноценные методики по их обоснованию, выявлению эффективности результатов использования конкретного метода. Также подход к воспроизводству жилого фонда, который существовал ранее, на данный момент утратил свою актуальность, основным моментом которого служил ремонт отдельного конкретного здания. Развитие города и повышение экономической и строительной эффективности требуют рассмотрения в качестве объекта подлежащего реконструкции, реновации или капитальному ремонту целого жилого квартала. Программы по модернизации городского пространства должны быть направлены на три основных аспекта:

  1. Дома и придомовая территория. Улучшение жилья и жилищно-коммунального хозяйства.
  2. Транспортная инфраструктура и уровень безопасности. Эффективность работы элементов, определяющих перемещение людей, а также обеспечение и соблюдение их безопасности во время передвижения.
  3. Общественные пространства. Увеличение качества общегородских территорий, сохраняя уникальность района и связывая его части.

Градостроители высказываются за необходимость модернизации существующей застройки [2], повышение качества общественных пространств города (площади, улицы, парки, дворы и т. д.), в первую очередь имеется в виду их функциональность и эстетическая привлекательность.

Стремительные изменения культурного мира, совершенствование информационных технологий влияют, в том числе и на концепции создания городского пространства и формы. Дополненный новыми проблемами городов, которые требуют адекватного планировочного ответа, этот процесс пересмотра ценностей и принципов строения архитектуры коснулся как эстетической основы современного градостроительства, так и функциональной.

Полномочия по регулированию и организации благоустройства территорий населённых пунктов в настоящее время отнесены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ [6] к полномочиям органов местного самоуправления. В связи с этим на федеральном уровне возможно принятие только рекомендательных актов. Основными нормативным актом остаются правила благоустройства, принимаемые на местном уровне. Данные условия положительно влияют на городскую систему в целом, так как в большей мере могут отразить местные уклады и сформировать подходящую для жителей пространственную структуру.

Таким образом, при исследовании вопросов по реформации городского пространства возникают задачи по оценке и анализу существующего урбанизированного пространства для принятия решений о комплексной реконструкции или изменению одного из факторов для повышения эффективности территории.

В итоге, перечисленные выше проблемы, проявляются в несбалансированном пространственном развитии урбанизированных территорий. Отсутствие примеров взаимоувязанной разработки генплана, социально-экономической стратегии, программ развития коммунальной инфраструктуры, энергосбережения и энергоэффективности, комплексной транспортной схемы и т.д. Отсутствие чёткой концепции для смежных районов не позволяет сформировать систему общественно-деловых подцентров и рекреационных зон (не строятся и не модернизируются парки, скверы и набережные), разрастаются районы плотной жилой застройки, не обеспеченные социальной инфраструктурой и так далее.

Для населения важно чтобы использовать общественные пространства можно было ежедневно, была сформированная сеть уличного досуга. Из этого следует, что перечисленные выше проблемы возможно решить только во взаимодействии, необходимо налаживать взаимоотношения населения территории и власти данного района, формировать концепцию взаимодействия, основанную на балансе интересов.

Совокупность свойств территории характеризуется иерархичностью составляющих и вместе с тем целостностью этого объекта как единой системы [4]. Таким образом, первый этап при формировании системы мониторинга городской среды должно быть создание информационной базы объектов, расположенных на конкретной территории и связанных с ней.

Последующее за анализом решение нуждается в оценке вариантов развития и взаимодействия с остальными объектами пространства в заданной ситуации, включая предвидение изменений развития в будущем. Возможность видеть качественные и оптимальные решения основаны на многогранном комплексном исследовании территории и её ситуации и постоянном контроле над выполнением разработанных поэтапных стратегий, и прогнозов развития городской среды.

Список литературы

  1. Доклад по социальной политике. Жилищная обеспеченность и жилищная политика в современной России: [Электронный ресурс] // Институт социологии Российской Академии Наук. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_SociaPpolicy_8.html. Режим доступа: свободный. (Дата обращения: 01.06.2019);
  2. Иванова Наталия. Прощай, пятиэтажная Москва! Часть 2: [Электронный ресурс] // Статья в журнале. ЦИАН — база данных о недвижимости. М. URL: https://spb.cian.ru/stati-proschaj-pjatietazhnaja-moskva-chast-2-218326/. Режим доступа: свободный. (Дата обращения: 01.06.2019);
  3. Пучков М.В. Деконструкция и реконструкция урбанизированных территорий. / Пучков М.В. // Academia. Архитектура и строительство. - 2009. - № 3. - С. 57-60;
  4. Симанкина Т.Л. Квалиметрическая экспертиза при оценке состояния застройки урбанизированной территории. / Симанкина Т.Л, Попова О.Н. // Строительство уникальных зданий и сооружений. - 2013. - № 7(12). - С. 71-78;
  5. Стратегическое направление развития «ЖКХ и городская среда»: [Электронный ресурс] // МинСтрой России. М. URL: http://www.minstroyrf.ru/trades/gorodskaya-sreda/strategicheskoe-napravlenie-razvitiya-zhkkh-i-gorodskaya-sreda/. Режим доступа: свободный;
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571// Режим доступа: свободный.
Интересная статья? Поделись ей с другими: