"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Эволюция техники и отношение к ней

Ишеналиев Кайрат Рысбекович – студент Института механики и машиностроения Поволжского государственного технологического университета.

Аннотация: Статья посвящена технике во всем мире, о ее роли в становлении жизни первобытных людей, их применении в быту и философии. Также рассматриваются этапы развития, проблемы и подходы. Как техника повлияла на жизнь человека в прошлом, и как она влияет на жизнь людей сейчас.

Ключевые слова: Философия техники, этапы развития, проблемы философии техники, традиционализм.

Создание техники как защиты от природных стихий — это древнейший этап развития техники потому, что люди древних обществ пытались укрыться от ненастья и непогоды в тех же пещерах, то есть использовали какие-то условия, которые предоставляла природа для сохранения жизни. В этот же период собирательство и охота играли главную роль по обеспечению человека питанием. Поэтому можно утверждать, что первые орудия труда были те, что человек находил в природе: камни и палки. Это был период позднего палеолита, где находились хоть и примитивные, но первые орудия труда.

Семенов Ю. И. посвятил целую книгу основаниям трудовых навыков современного человека. В своей работе он доказывает, на сколько случайный фактор играл большую роль в создании первых орудий труда. Во всяком случае, все, что давала природа, вот этот первый этап был техническим, потому что это приспособления к природным возможностям для сохранения жизни. Рыбья кость, которая выступала в качестве иглы, помогала прошить твердые шкуры животных, и это становилось одеждой первобытного человека в связи с похолоданием; создание грузилов, которые используются при ловле рыб; сачки, которые древние люди использовали для охоты на мелких животных; крупные камни, пики – все это то, что дала природа. И конечно, человек максимально зависел в этот момент от природных возможностей. Если случался неурожай, то целая община оказывалась под угрозой смерти, и они должны были либо искать новые источники для пропитания и уходили в другие территории, либо должны были что-то придумывать. Вот здесь фактор случайности играл роль. Так Семенов об этом пишет.

Второй этап развития техники связан созданием аграрной революции. Аграрная революция создала предпосылки для приспособления природы под потребности человека. То есть, если на первом этапе человек приспосабливается к природе, то на втором этапе, в следствии возникновения земледелия, природу начинает переделывать человек. Первый плуг, который создал человек, является началом формирования природы. То есть, это период, который коренным образом изменил соотношение сил. Естественная природа уже не могла развиваться по своим законам, потому что в этот процесс вмешался человек. Земледелие становилось условием для сохранения численности общин. Это важный момент для понимания того, что техника — это не обязательно развитые технические изделия или какие-то технологии, которые переворачивают сознание человека. Достаточно сходить в любой краеведческий музей, чтобы посмотреть, с помощью каких орудий труда трудились наши древние предки, и как они строили свои дома, утварь в доме. Все это было результатом именно первых изменений с природным материалом, которые позволил себе человек. Эстетизация жизни шла в процессе формирования трудовых навыков человека. Это был единый процесс, который делал человека человеком, в результате которого имеем «homo sapiens».

Третий этап - это сознательное создание орудий для создания новых орудий. То, что философы называют «инструментальный ящик». Этот ящик включает в себя примитивные орудия труда. С помощью примитивных орудий труда создаются новые примитивные орудия и совершенствуются с каждым разом по мере того, как человек узнавал новые свойства природных тел, новые характеристики. Все это имело колоссальное значение.

Пробуждение сознания, развитие социальных связей, развитие мыслительной деятельности человека и формирование трудовых навыков – это единый всеобъемлющий процесс.

Сталкиваются две важные для философии техники проблемы: как соотносится естественное и искусственное. Естественное – это те природные законы, которые выдумали и создали нас такими какие мы есть. Почему женщины живут дольше мужчин? Потому что женщины продолжатели рода – природа закрепила способность выживать в любых условиях. Это естественный способ регуляции. Появилась философская культура, которая заставила снова поразмышлять о судьбе человеческого тела и тех его природных особенностей, без которых мы можем людьми не стать. То есть искусственный интеллект наступает нам на пятки. Есть сериал под названием «лучше, чем люди». Речь идет о создании ИИ, который чувствует, любит, который ориентирован на семью.

Речь о будущем человечества в контексте современных технологий, который с одной стороны показывает какие мы сильные, а с другой стороны является признаком весьма существенным, свертывание тех человеческих сообществ, которые покоились на природных законах.

Прогрессивисты считают, что все современные проблемы человечества вызваны техникой и современными технологиями. Сколько бы людей погибло, если бы не те технологии современной медицинской помощи, которые могут реанимировать человека, собрать по частям, придумать протезы, сердце заменить и так далее. То есть мы разработали такие технологии, которые могут, хоть и не всю, человеческую проблему решить. Вот основная идея прогрессивистов. И если остаются какие-то неизлечимые болезни, то это вопрос времени. Человечество и медицина двигаются вперед…

Второй подход называется традиционализм. Это когда, техника объявляется ответственной за климатические и социальные кризисы. Виновен управляющий техникой человек. В эпоху просвещения в XVIII веке Вольтер, Руссо, Дидро и другие философы за то, чтобы каждый человек имел возможность получить знания (просвещение). Возникало новое капиталистическое производство, и чтобы людей допустить на работу надо было какие-то первоначальные знания давать. Людям давали возможность бесплатно учиться в университетах. Это делалось для того, чтобы обеспечить действительно грамотное управление теми техниками, которые существовали. Использование техники традиционно должно опираться на знание. Минус этого процесса в том, чтобы нами не манипулировали. Ведь если не знать как та или иная техника управляется, то конечно слухи о том что телевизор целый день сморит на нас, из телефона идет опасность, это все вызывает расстройство и пессимистическое настроение. Цель традиционалистов через знание подобных минусов избежать, которое демонстрирует развитие техники.

Третий подход – современная техника разрушает природу, и человек ничего с этим поделать не может. Поэтому актуальна понятие ноосфера, которая используя возможности человеческого разума должна возглавить эти неизбежные изменения. Исходя из этого космические программы, которые сейчас так активно насаждаются, можно рассматривать в этом подходе. Люди, понимая реальную опасность для человечества, создают программы, которые в той или иной степени будут способствовать спасению человечества. Например, японцы посадили на астероид свой космический спутник. Этот эксперимент был связан с попытками найти технологии обезопасить Землю от столкновения с небесным телом через взрыв. Но эксперимент провалился. Одним словом, человечество пытается защитить себя от катастроф, опираясь на идеалы ноосферы.

Еще один из подходов называется трансбиологизм. Происходит рост технической реальности, совершенствуются под влиянием техники процессы эволюции, при этом разрушается вся природа и человек в том числе. На смену человеку идут более совершенные биологические формы. Рост технической среды приводит к тому, что биологические системы, взаимодействующие с человеком видоизменяются. Это уже природа приспосабливается под какую-либо технику. Изменилась флора и фауна в тех местах, где господствует человек с техникой. Выброшенные синтетические отходы влияют, буквально пропадают привычные растения и живность. Но при этом природа ведь еще не исчезла, она существует, но видоизменяется, агрессивно реагируя на человека и все что с ним связано. Поэтому прежде чем о чем-то мечтать, мы должны изменить себя.

Социологизм считает причиной противоречий человеческой жизни не технику, а недостатки в устройстве общественной жизни. Если мы добьемся социально-гармоничного социального устройства, то и техника превратится в удобный для нас орудие труда, средство производства и так далее. Надо в психологическом плане уяснить, что техника — это средство труда, какая бы она умной не была. Надо смотреть на это как на искусственное техническое устройство и не более того. В противном случае искусственная робото-техника подавит нас как личность.

Экологизм требует сориентировать технику на восстановление природного равновесия и лишить ее всякой автономии. То есть экологи считают, что техника давно работает параллельно с человеком. Этот ресурс не способствует экологизации нашей жизни. Она должна помочь восстановить природную гармонию.

Список литературы

  1. Хосе Ортега-и-Гассет «Размышления о технике», 1933.
  2. Бердяев Н. А. «Человек и машина», 1933./li>
  3. Хабибуллин К. Н., Коробов В. Н., Луговой А. А., Тонконогов В. А. «Философия науки и техники». URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5286/5295 (дата обращения: 09.04.2019).
Интересная статья? Поделись ей с другими: