"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 821.512.154

Вклад Р.Кыдырбаевой в исследование истории и генезиса кыргызского эпоса “Манас”

Уланбек кызы Айпери – магистрант кафедры Кыргызской литературы Филиологического факультета Кыргызского национального университета им.Ж.Баласагына.

Аннотация: В научной статье проанализированы труды Р.Кыдырбаевой, посвященные истории, генезису, поэтики и проблематике эпоса “Манас”.

Были сделаны выводы о том, что Манас – это прототип видного государственного деятеля кыргызов на Енисее – каган Барс-бега, что эпопея – результат художественного перевоплощения многими поколениями талантливых акынов-манасчи, почти тысячелетней героической истории киргизского народа и отражает многовековые традиции народа, идейный пафос произведениия, связанный с непримиримой борьбой кыргызов за освобождение земли от врагов.

Ключевые слова: Эпос “Манас”, традиции, поколения, история, художественный, идея, деятель, пафос, произведение, импровизатор, искусство.

Abstract: The scientific article analyzes the works of R. Kydyrbaeva, devoted to the history, genesis, poetics and problems of the epic “Manas”. It was concluded that Manas is the prototype of a prominent statesman of the Kyrgyz on the Yenisei – Kagan Bars – running, that the epic is the result of many generations of talented narrators – Manas, and almost thousand – year – old heroic history of the people, reincarnated by the people and contained ideological pathos the work, the irreconcilable struggle of the Kyrgyz people for the liberation of the land from enemies.

Keywords: Epic “Manas”, traditions, generation, history, artistic, idea, figure, pathos, works, improviser, arts.

Каждый народ имеет свою историю и культуру, вливающуюся в мировую сокровищницу общечеловеческих духовных ценностей. Отдельные выдающиеся памятники, в силу своей значимости, становятся достоянием всех народов. Именно к таким памятникам и относится кыргызский героический эпос «Манас», который созревал в среде народа как явление художественной культуры на протяжении тысячелетий и, передаваясь из поколения в поколение в устном виде, достиг к нашим дням такой высокой художественной формы и широты охвата народной жизни, что вызывает изумление слушателей и читателей.

Как определила Р.Кыдырбаева кыргызский эпос “Манас” великое эпическое произведение, где в широком плане отображены не только история, но и все стороны жизни киргизского народа: его этнический состав, хозяйство, быт, обычаи, нравы, эстетические вкусы, этические нормы, суждения о человеческом достоинстве и пороках, представления об окружающей природе, религиозные понятия, медицинские, география. и др. знания, поэтика и язык народа. Поэтому эпос может служить достоверным источником для изучения истории, языка, этнографии, философских взглядов, психологии и др. сторон духовной и социальной жизни народа [8, с.5].

Кыргызский фольклорист Р.Кыдырбаева в своем исследовании обратила внимание на генезиса, истории, сказителям и поэтики “Манаса”. После анализировании источников она пришла по генезису эпоса к такому выводу: На наш взгляд, прототипом эпического Манаса мог быть кыргызский каган Барс-бег: как Манас, он был правителем всех кыргызов; как Манас, он начал борьбу с врагами, которые были многочисленнее и сильнее кыргызов; как Манас, Барс-бег совершил поход в Туву, где остановил войска тюрок, был признан ими как каган и взял в жены тюркскую принцессу. В сознании кыргызов того времени это деяние было достойно эпического «Великого похода». Как Манас, Барс-бег гибнет в бою с врагами [4, с.135].

Р.Кыдырбаева, исследуя генезис эпоса, пришла к следующим выводам:

  1. Видный государственный деятель кыргызов на Енисее – каган Барс-бег Ынанчу Алп Бильге, как лицо историческое, мог стать прототипом эпического героя кыргызов Манаса;
  2. Эпос кыргызов «Манас» начал формироваться еще в енисейский период истории народа после смерти Барс-бега (711 г.), т.е. в первой половине VIII в. Дальнейшие исследования кыргызоведов в этом направлении, особенно после выявления новых источников, подтвердят или опровергнут эту гипотезу.

В своем статье она дала ценные информации о история импровизаторского искусства кыргызов – манасчи. Становление и развитие традиционного кыргызского эпоса, его бытование находятся в прямой зависимости сказительского мастерства эпического певца. Эпический певец - хранитель и исполнитель народного сказания, одновременно он и творец традиций, творец стиля. Древнее сказание, живое, пульсирующее в полную силу, со всеми специфическими особенностями устного сказа, переступило порог XX века и еще в начале его крепко сохраняло свои позиции в духовной жизни народа. История импровизаторского искусства кыргызов знает немало имен известных сказителей, которые жили на рубеже двух эпох — XIX и XX вв. Так, прошлое столетие донесло до нас имена сказителей-манасчи Кельдибека, Акылбека, Назара, Тыныбека, Балыка, Канканбая, Суранчи, Чонбаша, Тельтая, Калмырзы, Донузбая, Жандаке, Чоодона. Прямыми продолжателями этой великой плеяды сказителей в советскую эпоху были Чоюке, Шапак, Тоголок Молдо, Багыш, Молдобасан, Мамбет, Сагымбай, Саякбай и ныне здравствующий Шаабай” [7, с.78].

Идейно-художественное содержание киргизского эпоса строится на совокупности сказочного и реального, на их тесном взаимопроникновении. Тюркоязычная культура в период исламизации испытывала влияние арабо-иранской культуры.

Эпос воспевает этические нормы во взаимоотношениях людей, поэтому эпопея и в наши дни не потеряла своего воспитательного значения. Эпос "Манас" заслуженно нанимает достойное место среди мировых шедевров устного народного творчества [9].

Исследователь анализировала и поэтики эпоса. Содержание поэтики "Манаса" сложно, многогранно и разновременно. Обращение к поэтике шаманских заклинаний, к ритуалу шаманского культа может пролить свет на объяснение формирования некоторых традиционных поэтических формул, встречающихся в составе кыргызского эпоса. Следы и рудименты шаманского камлания чаще всего можно обнаружить в таких жанрах, как алкыш (благопожелания), каргыш (проклятья), арман, керээз (сожаления, завещание) и, отчасти, в кошоках (причитания), которые встречаются в поэтическом строе эпоса "Манас". Возможно, эти жанры, тесно связанные с шаманским ритуалом камлаиия, могли послужить тем первичным материалом, который содействовал формированию эпического жанра. В эпосе можно отметить своеобразное встревание элементов шаманизма в сюжетику, ритмику эпизодов магических церемоний [8].

В героическом духе, патриотической идее эпоса отражена многовековая борьба кыргызского народа за свое существование. Каждое существенное изменение в политической, идеологической, экономической жизни народа оставляло в эпосе своеобразный отпечаток. «Манас» во многом отличается от других произведений кыргызского фольклора. Он исключителен по своим размерам, не имеет себе равных в этом отношении даже среди всемирно известных эпосов [11].

Легендарный эпос кирг. народа "Манас" — монумент. произведение, прославляющее мужество, воинскую честь, любовь к Родине. На протяжении всей многовековой истории киргизы вели героическую борьбу с чужеземными захватчиками, отстаивая свою свободу и независимость [3].

Могучая сила сопротивления, мужество и героизм спасли киргизов от полного уничтожения, каждое сражение изобиловало подвигами верных сыновей и дочерей народа. Мужество и доблесть стали вечной темой воспевания. Этим объясняется героический характер кыргызского эпического поэм вообще и эпоса "Манас" в особенности [11].

Идейный пафос произведения связан с непримиримой борьбой киргизов за освобождение от иноземного ига.

Список литературы

  1. Абрамзон.С.М. Этнографические сюжеты в киргизском эпосе «Манас». «Советская этнография», 1947, № 2.
  2. Александр Затаевич. 250 киргизских инструментальных пьес и напевов. М., Музгиз, 1934.
  3. Кыдырбаева Р.З. Эпос "Манас".23 Апреля 2017 года, 18:00.
  4. Кыдырбаева Р.З. Генезис эпоса. Манас». - Фрунзе, 1980. - с. 36.
  5. Кыдырбаева Р. Барс-бег и Манас. Кыргызское Великодержавие и происхождение кыргызского народа.
  6. Кыдырбаева Р: Закон «Об эпосе «Манас»» был давно ожидаемым. 1986. Бишкек, 28 июня /Жаныл Купешева – Кабар.
  7. Кыдырбаева Р. Сказительское мастерство манасчи. Фрунзе, 1984.
  8. Кыдырбаева Р.3. Эпос "Манас" — вершина устно-поэтического искусства кыргызов.
  9. Кыдырбаева Р.З. Кыргызский эпос "Манас".2004.
  10. МАНАСОВЕДЕНИЕ: учебное пособие / К.К. Иманалиев, Р.З. Кыдырбаева, А.А. Бакиров и др. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011.
  11. Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 72-73.
Интересная статья? Поделись ей с другими: