"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Особенности планирования расследования должностных преступлений

Востругина Яна Александровна – студент Оренбургского государственного университета.

Научный руководитель Марина Елена Александровна – кандидат юридических наук, доцент Оренбургского государственного университета.

Аннотация: В научной статье рассматриваются особенности планирования должностных преступлений. А именно выявления правовых пробелов в действующем законодательстве, проблем на практике и пути их решения. Использование приемов и методов для фиксирования доказательств по уголовным делам в отношении людей, совершивших преступление
с использованием служебного положения.

Ключевые слова: Криминалистика, уголовное право, коррупция, оперативно-розыскная деятельность, преступление, взятка, сбор, систематизация, анализ, доказательства, служебное положение, законодательство, уголовное дело, следственное действие.

Коррупция – является существенной проблемой любого государства в 21 веке, в том числе и Российской Федерации. Само Определение «коррупции» сформулировано в Федеральном законе «О противодействии коррупции» [1]. Под коррупцией понимается злоупотребление своим служебным положением, дача
и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или
в интересах юридического лица.

На сегодняшний день существует серьезная проблема при расследовании должностных преступлений.  Так как такой категории преступлений свойственна высокая скрытность, а как следствие - значительная часть преступлений, совершаемых должностными лицами, остается нераскрытой. Решение сложившейся проблемы заключается в повышении эффективности работы органов расследования путем формирования частных криминалистических методик и внедрения их в практической деятельности.

Рассмотрим пример расследования такой категории преступления как получение взятки, за что предусмотрена уголовная ответственность
в соответствии со ст. 290 и ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) [2].

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» установлены основные признаки и понятия, касающиеся вопроса квалификации данной категории преступлений [3].
В частности, Верховный Суд РФ достаточно полно раскрыл понятия субъекта должностного преступления и предмет взятки. Однако анализируя судебную практику, Верховный Суд РФ отмечает то, что на практике возникают различные сложности при оценке и квалификации действий лиц, привлекаемых
за должностные преступления, в том числе выявления этих преступлений
и расследования в последующем.

Львиная доля проблем раскрываемости должностных преступлений
во много зависит от организации расследования и планирования по делу. Фактически не предоставляется возможным расследования такой категории преступлений без анализа обобщённой практики совершения, систем обработки способов и приемов, применяемых должностными лицами для совершения преступлений, а также выявления конкретных признаков и закономерностей, относящихся исключительно к таком виду преступлений.

В настоящее время, по данным Генеральной прокуратуры: в России увеличивается рост взяток в 2018 году, как и количество уголовных дел, возбужденных по ст. 290 и 291 УК РФ [4]. Однако уголовные дела в большинстве своём возбуждаются по заявлению граждан о вымогательстве у них денежных средств должностными лицами. Меньше случаев, когда должностное лицо добровольно сознается или сообщает о том, что ему была предложена взятка взамен совершению каких-либо действий с использованием своего положения.

Для опровержения или подтверждения полученной информации
о преступлении, имеющей коррупционное составляющее, проводится доследственная проверка. На основании Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее закон об ОРД) поводом для возбуждения уголовного дела может являться оперативный эксперимент: передача денежных средств должностному лицу под контролем оперативных специальных служб [5]. И даже при проведении оперативного эксперимента трудности расследования обусловлены субъективными и объективными причинами.

Самое основное – субъект, должностное лицо. На основании ст. 290 УК РФ ими являются должностные лица, иностранные должностные лица или должностные лица публичной международной организации. Часто субъектами выступают люди, обладающие специальными знаниями и имеющими юридическое образование. Тем самым используя свои профессиональные навыки для затягивания или затруднения расследования дела. Под противодействием принято понимать противоправные действия, выражающиеся в фальсификации доказательств, воздействия на свидетелей, попытки скрыться от следствия и иное.

Обстановка совершения преступления определяется временем и местом передачи взятка. Как показывают большинство материалов уголовных дел: передача денежных средств проходит в рабочей атмосфере, времени и служебном кабинете. Иногда используются людные места: торговые центры, улицы, парковки [6].

Не стоит также забывать о понятии «отложенной взятки» - когда человек получает денежные средства лишь после совершения каких-либо действий. Имеются случаи, когда должностное лицо получает денежные средства после завершения свое трудовой деятельности по старости лет, по выслуге лет или иным причинам. В таких случаях необходимо более детально изучать обстоятельства совершения преступления для разграничения составов «Мошенничество» и «Взятка» [7].

Немало важным аспектов работы правоохранительных органов будет изобличение взятки и вариантами его сокрытия. Под сокрытием Николайчук И.А. в своей диссертации определяет как «часть способа совершения преступления, включающиеся, прежде всего, действия по маскировке планируемого или совершаемого деяния» [8]. Направлено это, безусловно, к способу, когда дача взятки происходит завуалировано – не напрямую или под иным видом,
а участники принимают меры по скрытию обстоятельств передачи, как следствия: скрывают сам факт совершения преступления. Нередко злоумышленниками используются посредники, которые либо заранее осведомлены о своей роли, либо наоборот – совершенно ничего не знают об обстоятельствах.

Полученная информация формируется, анализируется и переходит
к следующему этапу. Когда все обстоятельства стали известны, предъявляется обвинения и проводятся следственные действия для закрепления всех доказательств в соответствии с законом [9].

Подводя итоги всему вышесказанному, следует отметить, что проблематика расследования должностных преступлений очень существенна. Преступления коррупционной составляющей требуют четкого планирования и определения поставленных как основных целей, так и промежуточных задач. Полагаем, что
на фоне использования высоких технологий необходимо снова обобщить всю практику по данной категории преступлений. Сформировать все нюансы, аспекты, обстоятельства и детали, имеющие существенное значения при расследовании данной категории должностных преступлений, воедино. Это будет направлено на упрощение работы сотрудников правоохранительных органов при планировании и расследовании должностных преступлений.

Список литературы

  1. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ// СПС «Консультант Плюс». 2019.;
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». 2019.;
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 03.12.2013) "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях"// СПС «Консультант Плюс». 2019.;
  4. «Генпрокуратура отчиталась о росте числа взяток» [Электронный ресурс] // РосБизнесКонсалтинг: информационный портал. М., 2017-2018. URL:https://www.rbc.ru/society/09/12/2018/5c0c5b119a79473b48669f02 (дата обращений 15.05.2019)
  5. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». 2019.;
  6. Правовая система и вызовы современности. Материалы XIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 8-10 декабря. Часть III. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. -304с. ISBN 978-5-7477-4245-1.;
  7. Программа уголовного судопроизводства: [монография] / А. А. Давлетов, Н. В. Азарёнок. - Москва: Юрлитинформ, 2009. - 203 с.; 21 см. - (Библиотека криминалиста).; ISBN 978-5-93295-498-0.;
  8. Николайчук И.А. Сокрытие преступлений как форма противодействия расследованию: дис. …д-ра юрид. наук М.,2000.;
  9. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. — 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ, 2005. — 781 с. ISBN 5-7975-0728-5 (в пер.).
Интересная статья? Поделись ей с другими: