"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Проблемы развития лексико-семантической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи

Илларионова Екатерина Павловна – студент Смоленского государственного университета.

Аннотация: В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса проблемы развития лексико-семантической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Ключевые слова: Обучение, педагогика, речь, общее недоразвитие речи, ребенок, речевые компоненты.

Развитие речи ребенка является одной из самых главных задач для родителей и педагогов, которые их воспитывают, обучают. Большинство детей уже 4-5 годам четко выражают свои мысли, произносят звуки, строят предложения на родном языке, который постоянно окружает их. Неправильное формирование или отсутствие динамики развития речевой активности у детей с общим недоразвитием речи является основным компонентом в структуре дефекта детей с недоразвитием речи, что ведет к нарушению лексико – семантической стороны речи и в последующем является препятствием для развития человеческой личности.  При такой проблеме у ребенка нарушаются самые главные речевые компоненты:

  • фонетика;
  • лексика;
  • грамматика;
  • связность речи и мысли [1].

Всё вышеперечисленное ведет к серьезной дисфункции, которую могут исправить лишь специалисты, в непосредственной взаиосвязи.

Чтобы подробнее разобраться с таким непростым вопросом, нужно углубиться в терминологию, которая и подскажет, где лежит корень проблемы.

Лексика – комплексность всех слов того или языка, диалекта.

Лексические средства – слова, словосочетания, которые давно упорядочены в бесчисленном количестве словарей и называются словарным составом. Наряду с ним существуют звуковой и грамматический составы, которые и формируют основу любого языка мира.

Семантика – значение, смысл отдельного слова, словосочетания или оборота речи языка. Эта дисциплина изучает отношения между знаками и то, что они обозначают. Принцип взаимодействия словосочетаний друг с другом, выявление языковой картины мира и отражение законов языка. Все это помогает основательно разобрать семантика и её составляющие [2].

Понимание речи ребенком совершенствуется при условии предоставления ему частых возможностей слышать чистую и понятную для него речь, а способность говорить прогрессирует, если условия и организация жизни возможно чаще стимулирует его к активной речи [5 с.20].

Ребенок должен находится в речевом пространстве. Он слушает и осязает, накапливая тем самым информацию в памяти, которую позже будет анализировать и применять на практике построения предложений и речи в целом. Особая роль семантики в системе языка заключается в том, что все языковые элементы в своем роде являются носителями значений.

Неспособность усваивать целостность значения и формы слова вызывают задержку в формировании семантических полей у детей с общим недоразвитием речи.

Зрительное и слуховое восприятие часто нарушается, что и приводит к недоразвитию речи. Если говорить точнее, то ребенок попросту не воспринимает и не видит предмет как что-то целое. Зрительное восприятие и стойкость зрительных представлений начинают сильно хромать. При коррекционно-логопедическом воздействии на ребенка с общим недоразвитием речи нужно учитывать особенности психики, если конечный результат действительно ставить перед собой избавиться от проблемы развития лексико-семантических нарушений.

Нужно долго и усердно работать над любым найденным изъяном, чтобы уменьшить или полностью устранить корень речевой проблемы ребенка. Родители часто не замечают того, что сами говорят, а ребенок находится рядом и все впитывает как губка, получая целый ряд проблем в развитии речи в будущем.

Обязательно нужно проводить коррекционную работу, когда ребенок не может дать определение какому-то конкретному слову. Бывает и такое, что дети не могут охарактеризовать группу предметов. Также нужно учитывать особенности формирование речи у детей с общим недоразвитием речи, потому что их первые слова появляются лишь к 3-4 годам, а становление активного словаря происходит в разы медленнее, чем у обычного ребенка. Дети не всегда правильно употребляют слова, которые описывают действия. Также присутствует лишь малое количество слов, описывающие качества, признаки и характеристики. Следует сделать вывод, что словообразовательные процессы нарушены, а номинативная функция речи имеет низкий уровень. [4]

Для того, чтобы коррекционная работа дала результат нужно прибегнуть к ряду методик, проанализировав которые, помогут выстроить план коррекции. Обязательно нужно подобрать верную методику, чтобы проблема не усугубилась окончательно.

Коррекционное обучение учитывает онтогенетическую последовательность формирования лексики: определенный порядок в усвоении частей речи, в овладении основными компонентами значения.

Профессиональный логопед отследит динамику формирования и причины возникновения проблемы. Это позволит подобрать комплекс корректирующих упражнений. Нужно провести коррекционную работу по освоению словарного состава, в чем поможет лишь целенаправленная педагогическая деятельность. Будучи дошкольником, ребенок проще поддается переобучение, потому как его речевой аппарат и вся система целиком еще недоразвиты. Любой ребенок в дошкольном возрасте усвоит новую информацию, вне зависимости страдает он недоразвитием речи или же нет. Разница лишь в том, что первому потребуется гораздо больше времени, сил и терпения. [6]

Данная проблема действительно актуальна в наши дни, а значит и требует современного подхода и своевременного вмешательства. Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на тему, думая, что это пройдет само или как-то обойдется. Нужно своевременно прибегнуть к помощи профессионалов, чтобы проблема не дошла до крайности. Коррекционно-логопедическая работа должна носить комплексный характер, что предполагает воздействие на развитие познавательной деятельности и психических процессов дошкольников.

Список литературы

  1. Белякова Г.П. Осознание смысловой структуры предложения детьми дошкольного возраста / Г.П. Белякова // Развитие речи дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Изд-во АПН СССР,2014.
  2. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений / В.В. Виноградов // Вопросы языкознания. - 2013. - № 5.
  3. Грибова О.Е. О содержании понятия «Онтогенический принцип» в логопедии / О. Е. Грибова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Экономика, 2014.
  4. Еремина В.Н. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук / В.Н. Еремина. - М., 2014. - 193 с.
  5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет.сада/под ред.Ф.А. Сохина.-5-е изд.-М.:Просвещение,1981.-159с.
  6. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М. : Наука, 2015. - 157 с.
Интересная статья? Поделись ей с другими: