"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 376.01

Проблема речевого развития детей раннего дошкольного возраста: теоретический аспект

Якушева Вероника Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Качяраускене Ксения Вадимовна – магистрант Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы к оценке развития речи детей раннего возраста, представлены этапы и периоды становление речи у детей, а также рассмотрена задержка речевого развития в работах ученых.

Ключевые слова: Речь, речевое развитие, ранний возраст, задержка речевого развития, дизонтогенез.

Раннее детство рассматривается в педагогической и психологической литературе как ключевой этап развития человека, определяющий успешность физического, психологического, эмоционального, социального развития. Период раннего детства является одним из наиболее значимых периодов жизни ребёнка: период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, формирования второй сигнальной системы и основных, ее функций, начального формирования личности ребенка.

По данным мировой статистики, в настоящее время значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. У данной категории детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, связанный с неблагополучным течением беременности и родов у матери. Наиболее часто неврологический статус этих детей обусловлен следующими диагнозами: минимально-мозговая дисфункция, перинатальная энцефалопатия. В связи с этим, данная категория детей в современной дефектологической науке называется «группой риска» [2, с. 111].

Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного развития. Качеством использования навыков владения языком и определяется эффективность общения. Развитие речи в онтогенезе является в некотором роде «фундаментом», на котором строится последующее формирование артикуляционных и других способностей.

Поэтапное становления речи при ее нормальном развитии, встречаются в многочисленных исследованиях различных авторов. В монографии А.Н. Гвоздева [5], в работах А.Н. Леонтьева [10], подробно описано становление речи у детей, начиная с раннего возраста.

Несколько иной взгляд на периодизацию речевого развития представлен в исследованиях авторов ХХ века: количество этапов значительно разнится, более того, в классификации авторов прослеживается их принадлежность к различным научным направлениям. Учитывая особенности биологического и социального развития личности ребёнка, Е.Н. Винарская выделила следующие коммуникативно-познавательные периоды детского возраста: «младенческих криков (0 мес. –2-3 мес.), гуления (2-3 мес. – 5-6 мес.) раннего лепета (5-6 мес. –9-10 мес.), лепетных псевдослов (9-10 мес. – 12-14 мес.) и позднего мелодического лепета (12- 14 мес.– 18-20 мес.)» [3, с.20].

В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:

  • доречевой, от рождения до года, когда ребенок осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов);
  • этап первичного освоения языка, длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза;
  • этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.

Речь как высшая психическая функция в онтогенезе возникает значительно позже всех высших психических функций, поэтому любая патологическая девиация развития ребенка раннего возраста, прежде всего, отрицательно сказывается на его речестановлении. В таких случаях речевое развитие или тормозится, или идет по-другому, часто нарушенному, пути.

Правильное понимание такого состояния речевого дизонтогенеза, которое можно трактовать как «отклонения речевого развития» или «отклонения в овладении речью» [15, с. 90] в раннем возрасте, своевременное выявление отклонений речевого развития (когда психические процессы находятся на начальных стадиях формирования), дифференциация отклонений от темповых вариантов индивидуального развития речи, являются достаточно актуальными проблемами современной специальной педагогики.

В исследовательских работах Е.В. Шереметьевой дана типология отклонений в овладении речью. Отклонения в овладении речью отличаются по этиологии, степени выраженности и по своим проявлениям. По степени выраженности выделяется три типа отклонений в овладении речью: резко выраженные отклонения в овладении речью; выраженные отклонения в овладении речью; нерезко выраженные отклонения в овладении речью. По этиологии и проявлениям выделяются следующие типы отклонений в овладении речью: отклонения в овладении речью, которые обусловлены недоразвитием психофизиологических компонентов речи; отклонения в овладении речью, которые обусловлены недоразвитием когнитивных компонентов речи [15, с. 90].

В логопедии «задержка речевого развития» (ЗРР) [8, с. 5] означает несвоевременное овладение разговорной речью ребенком младше 3-летнего возраста. Проявляется такое заболевание при недостаточном развитии словарного запаса в количественном, а также качественном плане. Важно знать симптомы патологии, чтобы начать вовремя ее корректировать, а также возможные последствия несвоевременной терапии.

При данном нарушении отмечается задержка экспрессивной речи – отсутствие фразового произношения к возрасту ребенка 2 лет, а к 3 годам – неспособность произносить цельные предложения.

Задержка речевого развития, как термин применяется только для детей до 3-летнего возраста, так как связан с недостаточностью развития раннего речевого онтогенеза. Обычно патология характеризуется состоянием, при котором наблюдается отставание в развитии не одного компонента речи, а всех сразу: произношения, словарного запаса, способность к фразовому и связному устному отражению мыслей.

Проявлениями задержки речевого развития могут стать следующие симптомы:

  • неправильное протекание периода, предшествующего развитию оформленной речевой коммуникации (недостаточность произнесения гулящих звуков, лепета, однотипность звуков или полное их отсутствие);
  • отсутствие реагирование на произношение звуков или речи в годовалом возрасте;
  • в 1,5 года – недостаточность повторения звуков за другими людьми, малая активность при эхолалии, неуспешность подражания;
  • неспособность у детей в 2 года к повторению действий за другими людьми или выполнения простых заданий;
  • неспособность произнесения цельных слов в 2-летнем возрасте;
  • в 3 года – невозможность формирования ребенком простых фраз или предложений, соединения слов между собой (задержка экспрессивной речи);
  • абсолютное отсутствие речи любого качества и объема в 3 года (за исключением повторения ранее запомненных фраз);
  • использование в большей степени мимики и жестов в коммуникации для отражения реальности эмоционального состояния ребенка.

Некоторые дети с задержкой речевого развития способны самостоятельно выйти на норму речевого развития и их состояние можно будет трактовать, как временное, обратимое. У других детей такие же нарушения в становлении речи могут быть охарактеризованы как недоразвитие в языковой и когнитивной сферах, которые в дальнейшем приведут к нарушениям речи в дошкольном возрасте. Существует несколько точек зрения на трактовку понятия «задержка речевого развития». Рассмотрим некоторые из них. Так, Ю.Ф. Гаркуша выделяет задержку речевого развития как системное нарушение, которое затрагивает высшие психические функции, развитие анализаторных систем и предполагает различные причины и механизмы его возникновения [6, с.45].

Т.И. Меерзон, А.В. Петряева и А.В. Плешакова в своих психолого-педагогических исследованиях выяснили, что дети с речевыми нарушениями, обладают своеобразными особенностями общего психомоторного. Это определяет необходимость в разработке и введения в систему специальных заданий, упражнений и приемов по коррекционно-педагогическому воздействию, которое осуществляется в целях полной нормализации речевой и других функций ребенка [11, с.181].

Ю.А. Покровская рассматривает задержку речевого развития как системный дефект. По ее мнению, при задержке речевого развития нарушается не только речь как деятельность, но и другие психические процессы. Понимание закономерностей раннего возраста имеет особое значение для специальной педагогики и специальной психологии, так как именно в это время начинает нередко формироваться «отклоняющийся» вид развития. Развитие речи ребенка при задержке речевого развития отличается от нормального только своими темпами, закономерности же формирования лексико-грамматических структур речи соответствуют нормальному онтогенезу [13, с. 211].

Логопеды-практики Н.И. Петрухненко и С.А. Сапрыкина считают, что к двум годам словарный запас ребенка составляет 130–200 слов, а к концу третьего года — 800–1300 слов. Ребенок уже может рассказать короткие эпизоды и рассказы и начинают доминировать вопросы «почему?» и «как?». Девочки часто опережают в речевом развитии мальчиков. Главную роль играет речевое общение ребенка со взрослыми. Окружающие ребенка люди (родители, педагоги) должны много разговаривать с детьми, отчетливо и правильно произнося звуки. Нельзя коверкать язык, подделываясь под детскую речь, т. к. это может затормозить процесс развития речи [12, с.242].

Таким образом, если не соотносить вовремя соответствие возраста ребенка и уровня его речевого развития, то весьма велика вероятность пропустить первые признаки возникновения трудностей с речью, которые позже могут привести к серьезным последствиям. При наличии речевых нарушений у ребенка отмечается недостаточная сформированность тех или иных речевых функций, психических и когнитивных процессов. С целью преодоления и коррекции речевого развития ребенка родителям и педагогическим работникам можно применять игровые методы и приемы развития речи, так как именно игровая деятельность, будучи ведущей деятельностью на данном этапе развития, в полной мере подходит для решения этой задачи.

Статистика в мире говорит о постоянном росте числа детей с задержкой речевого развития, и к сожалению эта тенденция сохраняется [9, с. 12]. Приходится признать, что в широкую практику целенаправленная работа по развитию речи детей раннего возраста только начинает вводится в систему мероприятий оп оказанию ранней помощи детям с ОВЗ.

В методике, разработанной Г.В. Дедюхиной и Е.В. Кирилловой, представлен обобщенный опыт логопедической службы психоневрологического санатория, помощь в котором осуществляется по следующим направлениям: медикаментозное лечение, логопедическая и психоневрологическая помощь, лечебная физкультура, массаж. Такая разносторонняя помощь осуществляет комплексный подход в коррекции речевых нарушений. Логопедическая помощь осуществляется последующим направлениям: развитие внимания, активной речи, формирование правильного речевого дыхания, развитие слухового восприятия, понимания речи окружающих. Авторы отмечают важность положительного настроя ребенка и взрослых во время занятий, похвалы и терпеливого отношения к неудачам в работе с ребенком [4, с.12].

Л.Н. Смирнова выделяет следующие направления коррекционной работы с детьми раннего возраста: формирование фонетико-фонематической базы, развитие связной речи, речевой моторики, активизация сенсорного развития, развития высших психических функций, познавательной деятельности, формирование процессов социальной адаптации. Занятия предусматривают активный речевой тренинг, развивающий речевую деятельность детей в условиях эмоционального комфорта. Предполагается применение рифмованных текстов, которые служат катализатором, включающим в работу речевые образы [14, с.23].

Методика Л.Н. Ефименковой ориентирована на детей с общим недоразвитием речи, I, II и ли III уровнем речевого развития. Автор разработала методические приемы по формированию фразовой и связной речи у детей с речевой патологией. Методика предполагает проведение коррекционной работы в три этапа. [7] На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи. Первый этап включает в себя воспитание речевой активности детей, формирование пассивного и активного словаря, главной задачами второго и третьего этапа является формирование фразовой и связной речи соответственно [7, с. 24].

Коррекционно-логопедическая работа по методике Е.Ф. Архиповой строится поэтапно и подразумевает включение постепенно усложняющихся упражнений, направленных на развитие эмоциональной, сенсорной, познавательной сфер, нормализацию состояния мышц артикуляционного аппарата, стимуляцию голосовой и речевой активности, развитие понимания речи [1, с. 22].

Методика Елены Янушко ставит основной своей целью «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию и описывает логопедические занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими детьми, имеющими отставание в речевом развитии. И предусматривает следующие направления в работе с детьми: развитие общения и сотрудничества со взрослым, развитие слухового восприятия, развитие дыхания, развитие моторики рук, развитие речи [16, с. 60].

Таким образом, логопедическая работа с детьми раннего возраста с имеет ряд особенностей и отличается от работы с детьми более старшего возраста. В ней применяется ряд приемов, позволяющих увеличить продолжительность и эффективность занятий, создать и сохранить у ребенка в течение всего занятия положительный эмоциональный настрой. В настоящее время появляются методики, направленные на работу с детьми раннего возраста и являющиеся основой для проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление задержки речевого и психомоторного развития у детей раннего возраста, развивающихся в условиях дизонтогенеза.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.: АСТ: Астрель, 2006. 222 с.
  2. Боровцова Л.А., Козодаева Л.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2015. № 1 (25). С. 111-120.
  3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987. 159 с.
  4. Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М.: Техинформ МАИ, 1997. 88 с.
  5. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. М.: КомКнига, 2005. 320с.
  6. Гаркуша Ю.Ф. Конспекты логопедических занятий с детьми 2-3 лет: Учебное пособие. М.: ПАРАДИГМА, 2013. 160 c.
  7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Национальный книжный центр, 2015. 56 с.
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. Екатеринбург, 2003.
  9. Лазуренко С.Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте. Монография. М.: Логомаг, 2015. 256 с.
  10. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. 368 с.
  11. Меерзон Т.И., Петряева А.В., Плешакова Н.П. Современные методы обучения в логопедической работе// Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор: А.Ю. Нагорнова. 2015. С. 181-185.
  12. Петрухненко Н.И., Сапрыкина С.А. Развитие речи у детей раннего возраста// Инновационные педагогические технологии: материалы Междунарной научной конференции (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 242-243.
  13. Покровская Ю.А. Дефиниция «задержка речевого развития» в современной логопедии/ Специальная педагогика и специальная психология: Сборник научных статей участников V международного теоретико-методологического семинара 8–9 апреля 2013 года, ИСОиКР ГБОУ ВПО МГПУ. В 2-х томах. Том 1. Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. М.: ЛОГОМАГ, 2013. 284 с. С. 211-218.
  14. Смирнова Е. О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2017. 223 с.
  15. Шереметьева Е. В. Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста. М., 2013. 112 с.
  16. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет/ Е.А. Янушко. – М.: Теревинф, 2013. 192 с.
Интересная статья? Поделись ей с другими: