"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Особенности логопедической работы по восстановлению речи у больных с моторными формами афазии

Щербина Елена Ивановна – студентка Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается проблема восстановления речи у больных с моторными формами афазии. Раскрыто понятие афазия. Выделены основные направления логопедической работы. Дана краткая характеристика речевых нарушений при афазии. Представлена логопедическая работа по восстановлению речи у лиц с разной степенью афазии.

Ключевые слова: Афазия, компенсаторный механизмам, импрессивный аграмматизм, амнестические трудности, семантическое поле.

Афазия – расстройство когнитивной сферы человека, связанное с выраженным нарушением речевой функции или восприятия услышанной речи больным. Важно отметить, что афазия является заболеванием, при котором нарушается или пропадает уже сформированная речевая функция. При афазии происходит частичная или абсолютная потеря способности к синтезу собственной речи или её восприятию. Причём важно отметить, что при афазии не происходит органического поражения гортани и голосовой щели. Нарушение речи связано с локальным поражением корковых структур головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. Заболевание характеризуется значительным сокращением словарного запаса и соответственно лексикона пострадавшего человека, соответственно больной также теряет способность к правильной и осознанной письменности и чтению [3, c. 121].

На сегодняшний день самая частая причина афазии — инсульт. Иногда нарушения речи имеют временный характер, и все возвращается в норму в течение нескольких недель, но так происходит крайне редко. Среди менее распространенных причин афазии встречаются черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства, нейроинфекции, которые поражают корковые структуры головного мозга.

Исследования афазии будут развиваться и вместе с нейронаукой в целом, перенимая от нее самые свежие разработки: от новых методов стимуляции мозга до альтернативных способов общения с помощью интерфейса «мозг ― компьютер». Однако вряд ли даже самые высокотехнологичные разработки будущего смогут заменить логопедическую терапию, — скорее всего, она останется краеугольным камнем реабилитации, а технологии будут ее совершенствовать и дополнять.

Один из наиболее распространенных симптомов афазии — это сложности с тем, чтобы вспомнить слово. Наверное, каждому человеку знакомо ощущение, когда знаешь слово, оно вертится на языке, но не можешь его в нужный момент вспомнить. Люди с афазией постоянно испытывают это неприятное чувство.

Афазия считается заболеванием приобретенного типа. В своей практике медицинские работники имеют дело с различными разновидностями отклонения. Они представлены тремя основными категориями:

  1. Частичном нарушении, при котором утрачивается возможность к произношению названий некоторых вещей (к примеру, человек может видеть предмет, понимать его предназначение, но не может его назвать);
  2. Экспрессивном нарушении, при котором утрачивается возможность к воспроизводству речи (человек может все понимать, но сказать ему не удается);
  3. Импрессивном нарушении, при котором утрачивается способность понимать обращенную к человеку речь (родной язык начинает звучать как иностранный, смысл сказанного не понятно).

При поражении передних отделов мозга при динамической, эфферентной и моторной афазии преимущественно страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание, в то время как возможность использования парадигматических кодов языка остается относительно сохранной. Противоположная картина наблюдается при поражении задних отделов речевой зоны мозга (афферентная моторная, сенсорная, акустико-мнестическая и семантическая афазии), вызывающем прежде всего нарушения использования парадигматически организованных кодовых единиц языка. При этом А. Р. Лурия отмечал, что и парадигматическая и синтагматическая организация языка включает в свой состав ряд уровней, которые могут избирательно нарушаться при различных по локализации мозговых поражениях [2, с. 54].

Если у больного проявляется данное расстройство, то изначально следует провести всестороннее обследование афазии, определить, что стало причиной проявления этого расстройства речи. Как правило, восстановить речь больного с афазией нельзя за короткий период времени. Иногда для этого требуется несколько лет. Эффективность восстановления зависит от целого ряда факторов. Прежде всего, важна причина, которая привела к проявлению данного заболевания, а также тяжесть повреждения, расположение участка головного мозга, который был поврежден, общее состояние здоровья человека и его возраст.

Несмотря на многолетние исследования, до сих пор нет окончательных ответов на вопросы о том, как именно предсказывать успешность восстановления речи, как наиболее эффективно подбирать терапию, в том числе в самых тяжелых случаях, как реорганизуется активность мозга при успешном восстановлении речи, какие методы и приемы использовать для более быстрого и эффективного восстановления речи. Все эти вопросы сохранят пристальное внимание исследователей.

Если моторная афазия развивается вследствие перенесенного инсульта, то уже через неделю после инсульта при условии благоприятного развития ситуации и стабильного состояния больного нужно начинать разговаривать с человеком. Но при этом всегда нужно помнить, что больной в таком состоянии необычайно ослаблен. Поэтому разговаривать с ним нужно каждый день на протяжении не более пяти - десяти минут. Постепенно, под контролем состояния пациента, такие занятия становятся более продолжительными.

Если у человека отмечается легкое нарушение речи, то говорить с ним нужно внятно, четко, но при этом поднимать только те темы, которые вызывают у него позитивные эмоции. Не нужно поощрять больного, если он пытается использовать в общении только жесты и мимику вместо речи. Следует делать все, чтобы стимулировать пациента к произношению слов и восстановлению речи [4, c. 173].

При более тяжелой степени афазии больной не всегда способен произнести хотя бы слог. В таком случае наиболее эффективными тренировками речи считается порядковый счет, пение, то есть та речевая деятельность, которая является максимально автоматизированной. Изначально больному нужно регулярно петь знакомую песню, позже — поощрять и стимулировать все его попытки пения или повторения текста, даже если они будут не слишком внятными.

По мнению афазиологов, в основе логопедической работы по восстановлению речи при афазии лежит практически наиболее важное свойство головного мозга – способность компенсировать. Чтобы восстановить нарушенные функции, пользуются как прямыми, так и обходными компенсаторными механизмами [5, c. 118].

Коррекционное воздействие при всех формах афазии складывается из двух направлений:

  1. Медицинское направление - прямое восстановление пострадавшей функции с использованием медикаментозных средств. Курс лечения проводится по назначению и под наблюдением врачей.
  2. Логопедическое направление - непосредственное восстановительное обучение на специально организованных занятиях.

Логопедические занятия рекомендуется начинать как можно раньше, чтобы предупредить возникновение вторичных нарушений и закрепление патологических проявлений. Восстановление речевой функции предусматривает использование различных приемов по растормаживанию сохранившихся элементов речевой системы. Одно из ведущих направлений в работе - восстановление пассивного и активного словарного запаса. При моторной афазии основной задачей является устранение импрессивного аграмматизма, то есть восстановление способности к восприятию сложных логико-грамматических оборотов речи. Для преодоления амнестических трудностей необходимо сопоставление различных смысловых связей слов по признакам, образующим различные семантические поля. Так, например, анализируются те признаки предметов, которые их объединяют в видовые категории (профессия, мебель, одежда и т. д.), и в то же время определяется общность слов по их корневой части (садовник, сад, посадка), по суффиксальным и префиксальным признакам (садовник, чернильница, сахарница). Ведется работа по описанию различий и сходств синонимов, антонимов, омонимов, использованию в письменной речи качественных определений предметов, сложносочиненныхии сложноподчиненных предложений (с различными союзными словами), подчиненная часть которых стоит в начале, середине или конце предложения и относится к разным членам главного предложения [1].

Таким образом, основными задачами логопедической работы при моторной афазии являются: преодоление импрессивного аграмматизма, расширение лексического состава речи больного; уточнение в памяти больного значений синонимов, антонимов и омонимов и многозначности слова и словосочетания; преодоление трудностей нахождения названий предметов.

Список литературы

  1. Афазия и восстановительное обучение: Тексты / Под ред. Л. С. Цветковой, Ж. М. Глозман. М., 1983.
  2. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.
  3. Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М., 2002.
  4. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.,1969, стр. 176 – 190.
  5. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. – Т.2.
Интересная статья? Поделись ей с другими: