"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Методические рекомендации по организации группового взаимодействия в рамках курсов по обучению программированию

Косярский Александр Алексеевич – педагог дополнительного образования МАОУ ДО центр детского творчества «Прикубанский».

Аннотация: В статье описана модель организации группового взаимодействия учащихся при разработке совместных проектов в рамках курса внеурочной деятельности по программированию с использованием мультимедийной среды программирования Scratch. Автором предлагается технология организации группового взаимодействия, приведён пример поэтапной групповой разработки.

Ключевые слова: Групповое обучение, программирование, Scratch, проектная деятельность.

Главной особенностью федеральных государственных стандартов основного общего образования нового поколения, безусловно, является ориентированность на развитие учащегося как личности и уход от стандартной модели организации педагогического взаимодействия учитель-ученик, в которой наибольшая роль отводится учителю. Современные тенденции развития образования привели к внедрению новой модели взаимодействия, в рамках которой учитель не даёт какое-то конкретное знание, а даёт способы и методы получения новых знаний. Главная задача учителя – не дать много знаний, а научить учащихся самостоятельно открывать новые знания, анализировать, показывать отличные результаты.

В рамках развития этой модели педагогического взаимодействия имеет место применение личностно ориентированных технологий обучения. Одни из них реализуются в виде индивидуальной деятельности учащегося, а другие, напротив, в виде группового взаимодействия. Индивидуальная деятельность учащегося, безусловно, приводит к формированию критического и логического мышления, навыков решения разнообразных задач путём рационального использования собственных сил, знаний, умений. Однако у индивидуальной деятельности есть существенный недостаток – отсутствие межличностного взаимодействия и как следствие несформированность навыка работы в команде. Групповая деятельность позволяет сплотить учащихся, выявить их лидерские качества, научить работать коллективе. Также организация такого типа взаимодействия позволяет учащимся улучшить навык общения и научиться аргументированно отстаивать свою позицию, критически анализировать позиции друг членов коллектива.

Необходимо сказать, что использование в образовательном процессе только одного из данных подходов к организации учебной деятельности не является правильным. Индивидуальная и групповая деятельность учащихся не заменяют друг друга, а лишь дополняют и дают педагогу дополнительные инструменты для развития личности обучающегося.

В рамках, реализуемых на базе МБОУ СОШ №89 города Краснодар курсов по программированию в мультимедийной среде программирования Scratch 2.0 используется именно такой подход к организации учебного процесса. В рамках данных курсов учащиеся занимаются созданием разнообразных проектов, что позволяет развить творческое мышление.

Проектная деятельность учащихся состоит из двух важных компонентов:

  • Индивидуальная проектная деятельность;
  • Групповая проектная деятельность.

Главной отличительной особенностью индивидуальной проектной деятельности учащегося по достоинству является креативность, творческая неповторимость и оригинальность реализации. В процессе работы над конкретным индивидуальным проектом учащийся может придерживаться конкретного алгоритма (рисунок 1).

Рисунок 1. Этапы индивидуальной проектной деятельности.

В процессе написания индивидуального проекта, учащиеся отрабатывают несколько важных навыков:

  • Навык построения алгоритмической модели проблемной задачи;
  • Навык осуществления поиска ошибок;
  • Навык анализа полученных данных и коррекции скриптов;
  • Навык работы одновременной работы с несколькими спрайтами и различными программными блоками.

При этом учащийся закрепляет полученные в рамках теоретических и практических занятий знания, обобщает их и группирует в единую, целостную структуру.

Немалое значение в процессе обучения программированию имеет и групповая работа, которая в первую очередь в качестве главной цели ставит развитие навыков коммуникации и коллективной деятельности.

В процессе групповой проектной деятельности формируются такие навыки и умения как:

  • Навык коллективной творческой работы;
  • Навык осуществления анализа поставленной задачи;
  • Умение распределять функции в группе, разделять общую работу на нескольких человек;
  • Умение осуществлять творческое взаимодействие.

Общий алгоритм группового взаимодействия может быть описан при помощи следующей схемы (рисунок 2):

Рисунок 2. Структура группового взаимодействия.

Аналогично описанию процесса конструирования индивидуального проекта можно расписать алгоритм выполнения группового проекта, выделив следующие этапы:

Рисунок 3. Этапы групповой проектной деятельности.

Рассмотрим пример разработки группового проекта двухуровневой игры-лабиринта с стартовым экраном и функциональными клавишами.

Этап 1.

Учитель ставит перед учащимися задачу самостоятельного распределения на команды по 5 человек. После формирования рабочей группы учащимся предлагается выделить двух челнов команды, которые выполняют дну из предложенных ролей:

  1. Художник-редактор;
  2. Отладчик.

Этап 2.

На данном этапе перед членами команды ставится задача по разработке макета лабиринта с использованием возможностей графического редактора Paint.

После построения модели лабиринта участник, выполняющий роль художника-редактора, разрабатывает оформление уровней в среде Scratch в соответствии с созданным макетом (рисунок 4). После создания готового макета проект загружается на сетевой диск или передаётся посредством USB-носителей остальным участникам группы, для дальнейшего программирования лабиринта.

Рисунок 4. Макеты уровней игры в среде Scratch 2.0.

Этап 3.

На данном этапе перед участниками группы ставится задача построения сюжетной линии, выбора спрайтов, а также распределение обязанностей по программированию отдельных спрайтов (рисунок 5).

Рисунок 5. Спрайты проекта «Лабиринт».

Этап 4. После разработки первого уровня лабиринта, представленного на рисунке 6, учащиеся, используя сетевой диск или USB-носители, передают разработанные скрипты члену группы, который занимается отладкой программы.

Рисунок 6. Пример первого уровня игры-лабиринта.

В обязанности учащегося-отладчика входит соединение воедино всех разрозненных участков кода, отладка возможных ошибок алгоритмического характера. После окончания обработки программа передаётся остальным участникам группы для дальнейшей разработки. Аналогичные действия проводятся и при завершении разработки следующих уровней лабиринта (рисунок 7).

Рисунок 7. Пример второго уровня игры-лабиринта.

Этап 5.

На данном этапе осуществляется общий анализ написанной программы всем коллективом программистов, который вместе с отладчиком осуществляют редактирование кода, доработку скриптов каждого спрайта.

Этап 6.

Данный этап предназначен для проведения серии тестов программы с заполнением таблицы тестирования (таблица 1), в которой отражаются предполагаемые и наблюдаемые результаты и общая оценка правильности выполнения скрипта.

Таблица 1. Таблица тестирования проекта.

 

Предполагаемый результат

Наблюдаемый результат

Оценка правильности работы скрипта

Касание зелёных границ

Котёнок переходит в начало уровня

Котёнок переходит в начало уровня

Работает

Касание оранжевых границ

Котёнок переходит в начало уровня

Котёнок переходит в начало уровня

Работает

Касание артефактов

При нажатии клавиши «e» артефакт исчезает

При нажатии клавиши «e» артефакт исчезает

Работает

Касание торта

При нажатии клавиши «e» торт исчезает, котёнок увеличивается

При нажатии клавиши «e» торт исчезает, котёнок увеличивается

Работает

Касание противоядия

При нажатии клавиши «e» противоядие исчезает, котёнок уменьшается

При нажатии клавиши «e» противоядие исчезает, котёнок уменьшается

Работает

Этап 7. На данном этапе происходит публичная защита проекта, в процессе которой учащиеся объясняют структуру своего проекта, сюжетную линию и происходящие в программе изменения при взаимодействии спрайтов.

Необходимо отметить, что групповая проектная работа необходима для оценки не только умения учащихся работать в коллективе, но и для творческого сближения учащихся, с целью профилактики конфликтных ситуаций, так как в процессе такой деятельности, учащиеся учатся достигать компромисса между желаниями всех членов группы и идти на уступки.

Список литературы

  1. Патаркин Е.Д. Школа SCRATCH// Школьные технологии. 2010. №4. С. 132 – 135.
  2. Голиков Д.В. Scrtach для юных программистов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2019. – 192 с.: ил.
  3. Голиков Д.В. 40 проектов на Scratch для юных программистов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2019. – 192 с.: ил.
  4. Сахибов А. Теория применения информационно-коммуникационных технологий в образовании// Наука и мир. – 2014. – Том 3. - №4(8). С. 81-83.
  5. Еремин Е.А. Газета «Информатика». Среда Scratch – первое знакомство. – М.: Первое сентября, 2008 – №20 (573) – С. 17–24.
  6. Яшуев Р.Н. Работа со школьниками в области информатики. – М., 2007
  7. Путина А.С. SCRATCH-олимпиада по креативному программированию //Информатика в школе. 2018. №4 (137). С 57-61.
  8. Савченкова М.В. Scratch-Хакатон «Программируем в среде Scratch»// Информатика в школе. 2018. №4(137). С. 24-27.
Интересная статья? Поделись ей с другими: