"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки
Механизмы стимулирования развития региона на примере Московской области
Шоев Азимджон Азамжонович – студент факультета Государственного управления и финансового контроля Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Аннотация: В статье рассматриваются особенности стимулирования развития экономики на региональном уровне с учетом современных реалий Московской области. Стимулирование экономического развития Московской области оказывает влияние, как на состояние развития отдельного региона, так и на развитие страны в целом.
Ключевые слова: Регион, социально-экономическое развитие, инвестиции, стимулирование, экономический рост.
В последние годы Правительство Московской области предпринимает целенаправленные меры по повышению качества регионального развития как единства качества жизни, качества среды, качества производимых товаров и услуг.
По ряду аспектов качества жизни, таких как сокращение и ликвидация очередей в детские сады, строительство новых школ, охват жилого фонда капремонтом, ввод нового жилья и ликвидация жилья ветхого и аварийного, возможность получения востребованного среднего специального образования, качество государственных услуг – Московская область уже принадлежит к национальным лидерам.
Повышению качества среды для жизни и ведения бизнеса также уделяется повышенное внимание. В высоко Московской области с ее множество самых разнообразных населенных пунктов особое значение имеет осуществляемое благоустройство мест проживания людей, реконструкция исторических центров городов, создание развитых парковых территорий, общественных пространств с торгово-досуговыми и деловыми функциями и пешеходными зонами. Значительные успехи достигнуты в развитии сети объектов для занятия спортом по месту жительства.
Важным элементом повышения качества среды для ведения бизнеса стало формирование в области сети индустриальных парков и технопарков, а также промышленно-производственных и технико-внедренческих зон. По количеству таких объектов Московская область является национальным лидером.
Московская область уже сейчас является одним из крупнейших в России центров одновременного развития всех фаз инновационного процесса: от фундаментальных исследований, через разработку опытных образцов и их испытаний, до производства и продвижения инновационной продукции. Однако в настоящее время начальные фазы инновационного процесса развиты в регионе существенно сильнее, чем конечные, которые обеспечивают максимальный вклад в экономический рост.
В связи с этим основными направлениями экономической политики в рамках развития инновационного сектора экономики являются:
- содействие росту объемов производства инновационной продукции и услуг;
- наращивание масштабов внедрения инноваций, направленных на рост производительности труда и диверсификацию рынков сбыта;
- усиление кооперации производителей и потребителей инноваций в Московской области.
Первое направление должно привести к опережающему развитию высокотехнологичных отраслей и росту их доли в структуре экономики региона. В результате Московская область станет регионом-лидером в России по созданию новых привлекательных рабочих в инновационном секторе.
В настоящее время в регионе функционирует значительное число объектов инновационной инфраструктуры, кратно превосходящее количество аналогичных объектов в других регионах. Многие из этих объектов имеют дублирующий функционал и используются не только по прямому назначению – большое количество помещений сдается в аренду компаниям, не ведущим инновационную деятельность. Этап создания новых площадок для ведения инновационной деятельности в регионе можно считать завершенным. Начиная с самого ближайшего времени целесообразно перераспределить усилия Правительства области на поддержку уже имеющихся инновационных предприятий и компаний без организации новых объектов инновационной инфраструктуры.
Содействие внедрению инноваций ориентировано на рост производительности труда в широком круге отраслей – от «классической» промышленности до бизнес-услуг, включая инжиниринг.
Необходимым условием для реализации этих направлений является стимулирование кооперации научных центров и бизнеса, работающего в регионе, в том числе экспортно ориентированного. Анализ кооперационных цепочек показал, что необходима выработка механизмов, которые будут способствовать более тесной интеграции наукоградов и федеральных кластеров в регионально развитие.
Наиболее востребованными типами инноваций для внедрения в Московской области являются [2]:
- Автоматизация производственных процессов;
- 3D печать и сканирование;
- Информационные технологии управления жизненным циклом;
- Технологические линии «под ключ» с полным комплектом оборудования и с гарантией поставщика.
Инновационная деятельность в этих сферах должны получить приоритетную поддержку на уровне Правительства области, т.к. это позволит усилить экономические эффекты от внутриобластной кооперации – положительно скажется на производительности труда [4].
В ходе разработки мер стимулирующего характера развития региона было определено более 70 инновационных проектов, сгруппированные в 5 направлений.
Таблица 1. Приоритетные направления инновационной деятельности в Московской области и экономические эффекты от реализации проектов в этих отраслях. [6]
Приоритетное направление |
Прирост производительности в соответствующей отрасли, % |
Прирост экспорта, млрд. руб. |
Новые раб.места, тыс. |
1. Биомедицина и биофармацевтика |
25 |
7,7 |
20 |
2. Новые технологии в строительстве и ЖКХ |
20 |
37,0 |
48 |
3. «Новая» промышленность |
20 |
12,0 |
21 |
4.Аэрокосмические технологии |
12 |
9,0 |
15 |
5.Энергетическое машиностроение, в том числе атомное |
13 |
6,75 |
70 |
Основным препятствием для внедрения отдельных инноваций и изобретений является спрос на поставки целостного промышленного оборудования, т.к. при закупке целых технологических линий и систем решение о включении поставщиков, принимает не конечный покупатель, а системный интегратор, который формирует технологическую линию путем подбора различных компонентов.
Важнейшая задача государства в сфере формирования комфортных условий ведения бизнеса состоит в обеспечении неизменности или предсказуемости изменений законодательного и налогового режима, стабильности условий хозяйственной деятельности и требований к ее осуществлению. Правительство Московской области будет обеспечивать стабильность и предсказуемость условий ведения бизнеса в соответствии со своими полномочиями, в первую очередь, в части:
- ставок налогообложения по региональным и муниципальным налогам;
- тарифов на электроэнергию, тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения;
- условий регламентации и контроля различных сфер хозяйственной деятельности.
В рамках политики совершенствования условий ведения бизнеса и повышения качества бизнес-среды выделяются следующие направления:
- Создание условий для развития действующих предприятий, а также условий для переноса отдельных видов действующего бизнеса из Москвы в Московскую область в интересах обоих регионов.
- Совершенствование условий для привлечения инвестиций в создание нового бизнеса.
- Повышение доступности необходимой инфраструктуры (в широком ее понимании) – транспортно-логистической, инженерной, сервисной.
Ключевыми направлениями создания комфортной среды для действующих предприятий и организаций Московской области выступают [1]:
- развитие механизмов содействие в привлечении финансирования;
- формирование системы информационно-аналитических и маркетинговых инструментов поддержки бизнеса в выходе и закреплении на приоритетных рынках;
- содействие в сокращении издержек, в организационных и технологических улучшениях производственных процессов.
Содействия в привлечении финансирования особенно важно и в значительной степени связано с реализацией антикризисных мер. Важнейшую роль здесь играет ряд механизмов поддержки, сформированных на федеральном уровне, и доступных для использования в Московской области.
К их числу относится Фонд развития промышленности, в который уже подали заявки со стоимостью проектов более 2,5 млрд. руб. несколько предприятий Московской области. Инструменты поддержки Фонда включают:
Специальные инвестиционные контракты, в рамках которых могут быть обеспечены федеральные и региональные налоговые льготы, и преференции в доступе к государственным закупкам. Согласно Посланию Президента, Федеральному собранию 3 декабря 2015 г., в перспективе до 30% продукции в рамках госзаказа может закупаться на внеконкурсной основе в рамках специальных инвестиционных контрактов. Таким образом, эта мера является мощным инструментом предоставления как финансовой поддержки, так и доступа к российскому рынку.
Предоставление займов по ставке 5% годовых на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств, в первую очередь на существующих предприятиях. Сфера деятельности таких предприятий должна относиться к перечню критических технологий или перечню приоритетных опытно-конструкторских работ.
Целесообразно вовлечение максимального числа областных предприятий в работу по специальным инвестиционным контрактам, расширение перечня предприятий, получающих поддержку Фонда, особенно, специализирующихся в сферах приоритетной инновационной деятельности, системообразующих промышленных предприятий с численностью занятых более 5000 чел., а также предприятий – производителей автокомпонентов, продукции железнодорожного машиностроения, легкой промышленности [3].
С учетом приоритетов импортозамещения и экспорта, важным направлением комфорта для бизнеса является содействие в получении предприятиями Московской области государственной финансовой поддержки экспортных операций на перспективных страновых направлениях. Инструментом такой поддержки выступает подписание соглашений о взаимодействии с формируемым на базе ОАО «ЭКСАР» Центром кредитно-страховой поддержки экспорта и открытие филиала (представительства) данного Центра в Московской области, его интеграция в региональную систему поддержки экспорта.
Следует обеспечить на регулярной основе взаимодействие по поддержке экспорта с ОАО «Внешэкономбанк», заключив соглашение о сотрудничестве в содействии областным предприятиям-экспортерам, которое открывает возможности для получения финансовой поддержки по линиям:
- связанного кредитования,
- обеспечения гарантий и контр-гарантий для участия в тендерах,
- субсидирования процентной ставки под проекты, связанные с экспортом.
Система мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности области включает в себя три направления:
- Организационные и операционные изменения в инвестиционной инфраструктуре
- Совершенствование процедур реализации инвестиционных проектов;
- Государственные меры поддержки инвестиционных проектов.
Приоритетами в привлечении инвестиций в создание нового бизнеса должны стать высокотехнологичная промышленность и сельское хозяйство как отрасли, способные внести наибольший вклад в импортозамещение и развитие экспорта.
Список литературы
- Распоряжение Правительства Российской федерации от 5 сентября 2011 г. N 1538-р «Стратегия социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года».
- Носачевская Е.А. Казаков К.В. Научное обеспечение региональной экономики в условиях развития информационных технологий. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - 159 с.
- Рубан Д.А. Мировой интеллектуальный потенциал управления региональными инновационными системами // Вестник НГУЭУ. - 2019. -№ 3. - С. 84-94.
- Социально-экономическое положение регионов РФ: Аналитический бюллетень – Москва, 2019 [электронный ресурс] – Режим доступа - URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/regpol_01_2019.pdf (дата обращения 23.04.2019).
- Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации [электронный ресурс] – Режим доступа - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/region_stat/sep_region.html (дата обращения 23.04.2019).
- Инвестиционный портал регионов России. -URL: http://www.investinregions.ru (дата обращения 23.04.2019).