"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Интеграция предприятий: цели и виды эффектов

Иовлева Ольга Владимировна – кандидат экономических наук, доцент Уральского государственного аграрного университета; доцент Уральского государственного экономического университета.

Аннотация: Множественный и альтернативный характер целей интеграции требуют упорядоченности, они должны быть уложены в определённую схему, что позволит ответить на вопрос: каким образом и с помощью каких средств могут быть реализованы конкретные цели организации.

Ключевые слова: Интеграция, интегрированная структура, слияния и поглощения, взаимодополняемость, синергетический эффект, финансовый эффект.

Считается, что интеграция – это результат поиска обществом оптимального пути организации экономической деятельности в условиях рынка для достижения целей предприятий, федеральных и региональных органов государственного управления. Традиционно общая цель предприятия-производителя конечной готовой продукции состояла в том, чтобы произвести ее как можно больше. В результате спада выпуска конечной продукции и диверсификации предприятия сталкиваются с проблемой увеличения неиспользуемых средств производства.

В условиях трансформируемой экономики крупные предприятия заинтересованы в новых формах интеграции, в том числе в технологической интеграции на мезоуровне [1].

«Интеграция» в переводе с латинского означает объединение в одно целое каких-либо частей, восстановление, восполнение.

Наиболее часто в специальной литературе указываются следующие цели интеграции:

  • создание зоны, свободной от рыночной конкуренции;
  • создание правил конкуренции;
  • контроль над ценами;
  • снижение уровня неопределенности в снабжении, обеспечение гарантий поставок сырья и экономии на закупках;
  • ограничение входа в отрасль соперников;
  • желание партнеров объединить бренды и потребителей;
  • заинтересованность в высокой эффективности вкладываемых затрат;
  • решение инвестиционных проблем и т.д.

Обзор литературных источников позволил выявить множественность и противоречивость целей и задач, детерминированных интересами органов государственного управления. Соответственно, разные авторы по-разному подходят к раскрытию сущности и назначения интеграции.

В «Современном экономическом словаре» Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского и Е.Б. Стародубцева под интеграцией понимается объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, корпорациями [4].

Многие специалисты подчёркивают, что в развитых странах современная структура управления экономикой носит достаточно сложный характер. В ней можно выделить, по крайней мере, три уровня:

  • уровень предприятия;
  • уровень координации и управления экономикой - хозяйственные интегрированные структуры, которые в той или иной степени координируют деятельность определённого множества предприятий;
  • государство.

По мнению одних интеграция предприятий призвана решить задачу восстановления среднего уровня в системе управления по вертикали. Можно сказать, что структуры уровня координации – это объединения, внутри которых осуществляется эффективное управление и регулирование деятельности входящих в них предприятий. Обращает на себя внимание антирыночная направленность интеграции, когда создание интегрированной структуры призвано удовлетворить потребность предприятия в защите от рынка либо на своем входе, либо на своем выходе.

Процессы формирования интегрированных структур представляют собой очень сложное и противоречивое явление.

Несмотря на многообразие форм и структур объединений в основу их формирования закладываются следующие общие принципы:

  1. специализация производства на основе технологической общности процессов и однородности выпускаемой продукции;
  2. концентрация производства в целях повышения организационно - технического и экономического уровня разработок;
  3. развитие кооперированных связей.

При этом, цель создания объединений - наиболее полное удовлетворение потребностей страны или определённого района в продукции, включённой в их номенклатуру, из чего должно оформиться более чёткое представление о содержании программы действий по интеграции.

По мнению специалистов, усложнение экономики в результате научно-технического прогресса привело к тому, что издержки рыночных трансакций во многих случаях непомерно велики. Поэтому, в частности, в мире и наблюдается стремительный рост крупнейших корпораций, образующих основу «среднего уровня». И только после этого уже вступает государство, которое посредством своей законодательной и нормотворческой деятельности создаёт правовое и макроэкономическое пространство, внутри которого осуществляется управление и координация производственной деятельности.

Целью контроля является укрепление рыночных позиций, выстраивание бизнес-структур, соразмерных глобальным рынкам, так как ведущими мотивами слияний и поглощений является стремление к росту и повышению рыночной оценки активов, достижение комплементарного и синергетического эффектов.

При этом под синергетическим эффектом понимается:

  • во-первых, операционная экономия, в результате возрастающей отдачи от масштаба управления, маркетинга, производства или распределения;
  • во-вторых, экономия на трансакционных затратах;
  • в-третьих, снижение конкуренции.

Назначение контроля за интеграцией предприятий в сохранении и укреплении отраслевого и территориального управления. Поэтому не вызывает сомнения необходимость исследования потребностей в интеграции, собственно, у предприятий.

В условиях интеграции предприятий на мезоуровне становится востребованной сущностная сторона интеграции - восполнение. В основе взаимодействия субъектов интеграции лежит потребность достижения стратегических целей за счёт эффективного использования научного, производственного и кадрового потенциалов каждого субъекта интеграции. Отсюда видно, что «восполнение» реализуется на основе принципа «взаимодополняемости».

К результатам нового типа интеграции следует отнести: для научно-исследовательских подразделений предприятий - использование имеющейся производственной базы и сокращение сроков освоения и выпуска новой продукции; для производственных структурных подразделений - использование научных разработок и выпуск инновационной конкурентоспособной продукции.

Новый тип интеграции обеспечивает весомый финансовый эффект:

  1. экономию инвестиций в основной капитал на начальном этапе создания совместного производства - для научно-исследовательского субъекта интеграции;
  2. экономию инвестиций в нематериальные активы - для производственного субъекта интеграции;
  3. экономию инвестиций на развитие производственной базы при появлении потребности в новых технологиях за счёт селективного характера долгосрочных вложений - для производственного субъекта интеграций;
  4. существенный прирост прибыли за счёт сокращения сроков освоения и наращивания объёма производства новой конкурентоспособной продукции - для совместного производства.

На практике интеграция носит преимущественно агрессивный характер, когда предприятие-интегратор накладывает определённые ограничения на степень экономической свободы интегрируемых предприятий. Речь может идти лишь о приоритетах. Исполнение предприятием своей бизнес-функции, во-первых, приводит к удовлетворению соответствующих общественных потребностей, а во-вторых – к образованию у предприятия прибыли. Для того, чтобы интегрированная структура стала целостной, нужно, чтобы её элементы были предварительно совместимы. В такой интерпретации выражается мысль об изначальном подборе элементов до их объединения. Это означает оценку потенциала субъектов интеграции, его слабых и сильных сторон.

Список литературы

  1. Иовлева О.В. Конкурентные преимущества местного рынка технологических инноваций // Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем: сб. ст. по материалам ХV-XVI междунар. науч.-практ. конф. - № 9-10 (15). – М., Изд. «Интернаука», 2018. – с. 51-55
  2. Латкин А.П. Управление предприятиями морехозяйственной специализации: монография. – Владивосток: Дальнаука, 2009. – 368 с.
  3. Наумов В.Н. Управление взаимодействием в системе сбыта: теория, методология, стратегии / В. Н. Наумов. - Санкт-Петербург : Политехника-сервис, 2011. - 289 с.
  4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. -- М.: Инфра-М, 2007. - 495 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: