"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки
Роль государственной власти в развитии института государственного частного партнерства
Царгуш Инал Викторович – студент аспирантуры Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Аннотация: Статья посвящена изучению роли государства в развитии института государственного частного партнерства. В статье рассматриваются основные инструменты взаимодействия между государством и бизнесом в рамках государственно-частного партнерства. Показано, что государство играет определяющую роль в проектах государственно-частного партнерства. Сформулирован вывод о том, с какими целями заключаются соглашения о государственном частном партнерстве и какую роль они играют в социально-экономическом развитии страны.
Ключевые слова: Государственно-частное партнерство, взаимодействие государства и бизнеса, соглашения, проекты.
Современное развитие общественной, экономической и политической жизни общества свидетельствует о переходе России к новому этапу формирования инновационного общества, основанному на генерации, распространении и использовании знаний. Об этом свидетельствуют темпы роста влияния науки на социально-экономическое развитие, высокая интенсивность процессов формирования и распространения знаний, а также активизация инновационной деятельности в целом. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости модернизации экономики России, основанной на эффективном взаимодействии предпринимателей и государства.
Обеспечение такого взаимодействия выгодно как для государства, так и для предпринимателей: государство получает дополнительные инвестиции в социально-значимые сферы, не пользующиеся экономической привлекательностью у бизнеса, а предприниматели, в свою очередь, получают стабильный и гарантированный государством источник получения прибыли.
Государственно-частное партнерство (далее ГЧП) является одной из форм обеспечения взаимодействия государства в лице уполномоченных органов и предпринимателей.
Под ГЧП понимается юридически оформленное и закрепленное соглашение о сотрудничестве между государством и бизнесом, в рамках которого осуществляется разработка и реализация проектов, направленных на развитие территорий и их инфраструктуры, улучшение качества жизни населения.
Отличительной чертой ГЧП является тот факт, что бизнес не только инвестирует средства в тот или иной проект, но и осуществляет управление им в долгосрочной перспективе, но от имени государства и в его интересах.
При этом, ведущую роль в механизме ГЧП играет государство, т. к. именно оно является инициатором большинства проектов ГЧП и их главным действующим лицом. Данное положение подтверждается также тем, что партнерство между государством и бизнесом базируется на государственной или муниципальной собственности, которая находится в полном ведении уполномоченных органов государственной или муниципальной власти.
Государство, заключая соглашения с бизнесом в рамках ГЧП преследует конкретные цели:
- Повышение качества предоставляемых потребителю товаров и услуг.
- Обеспечение эффективности использования государственного имущества.
- Привлечение инвестиций в экономику страны.
- Реализация социально-значимых для экономики и общества в целом.
Основной формой обеспечения государством реализации проектов ГЧП бизнесом является финансирование проектов, т.е. обеспечение бизнеса инвестиционными ресурсами, в том числе денежными средствами или прочими инвестициями, предоставляемыми в формах наделения имущественными правами и нематериальными активами, кредитами, займами, передачей прав землепользования и др.
Помимо финансирования, государство оказывает поддержку бизнесу в рамках ГЧП по таким направлениям, как:
- Гарантии активов, основанные на том, что государство обязуется выкупить у партнера по ГЧП объект по цене, которая обеспечит бизнесу по крайней мере минимальную или согласованную заранее доходность.
- Гарантии возвращения долга, при которых государство берет на себя обязательство погашения краткосрочного дефицита, связанного с основными платежами и выплатой процентов.
- Предоставление социальных займов, т.е. кредитов, выдаваемых бизнесу на определенных условиях. Чаще всего такие кредиты выдаются для развития предприятия.
- Гарантии дохода, при котором государство гарантирует бизнесу доходность на минимальном уровне или же выдает компенсацию в случае, если доходность бизнеса становится ниже уровня рентабельности фирмы.
- Гарантии обменного курса, когда государство компенсирует бизнесу рост затрат, вызванных процессом обмена валют при превышении заранее оговоренного порога.
- Субсидии и гранты, которые предоставляет государство в случае нерентабельности или недостаточной прибыльности проекта бизнеса.
- Продление концессии, которое использует государство для большего вовлечения бизнеса в производственную инфраструктуру.
Самым распространенным инструментом обеспечения ГЧП является концессия по состоянию на 2017 год порядка 2200 инфраструктурных проектов реализуются в форме концессионного соглашения, тогда как в 2017 году стадию принятия решения о реализации инфраструктурных проектов прошли 2446 проектов [3, c. 107].
На практике же государство в зависимости от социально-экономической значимости проектов ГЧП использует рассмотренные инструменты в различных сочетаниях, что позволяет снизить и нивелировать многие риски [2, c.35].
По сути, ГЧП - это равноправные экономические взаимоотношения между государством и бизнесом. Данное положение закреплено в п.2 ст.8 Конституции РФ. Однако на практике, дело обстоит иначе. В случае разногласий между сторонами ГЧП, чаще всего страдает бизнес в силу того, что он не обладает властными полномочиями. Следовательно, на сегодняшний день необходимо четкое определение гарантий для бизнеса в рамках реализации проектов ГЧП, т.к. очень часто реализация данных проектов длится годами.
Определение гарантий и нейтрализация рисков и опасений частного сектора относительно реализации проектов также должно стать приоритетным направлением политики государства в рамках ГЧП, т.к. именно государство в большей степени заинтересовано в реализации проектов ГЧП. Основные гарантии прав и законных интересов частного партнера при реализации соглашений о ГЧП на сегодняшний день закреплены в Федеральном законе РФ от 13.07.2015 г. №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», где закреплены обязательства государства перед бизнесом. Однако, в рассматриваемом законе нет положений о гарантиях частных партнеров, зато четко ограничено, что государство имеет все возможности для осуществления постоянного контроля за исполнением соглашений ГЧП [1, c. 47].
Государство в ГЧП обладает достаточно широким набором полномочий в процессе обеспечения исполнения соглашений ГЧП, что на сегодня является оправданным в силу следующих обстоятельств:
- Большинство проектов ГЧП являются инвестиционно непривлекательными для бизнеса: создавая проекты ГЧП в таких сферах государство привлекает в них дополнительные инвестиции.
- Развитие ГЧП позволяет в той или иной мере снять бремя расходов бюджета, особенно в части содержания объектов государственной или муниципальной собственности в рамках передачи ее в пользование бизнесу.
Таким образом, инициируя проекты ГЧП государство создает условия для привлечения дополнительных инвестиций в социально-значимые для общества сферы, развивая инфраструктуру, реализуя тем самым государственную политику в отношении социально-экономического развития страны.
Развитие взаимодействия государства и бизнеса в рамках ГЧП на сегодня является необходимым условием формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, а также развития экономической и социальной инфраструктуры.
Список литературы
- Петрова А.М. ГЧП как инструмент согласования экономических интересов государства и частного капитала / А.М, Петрова // Научный форум. Сибирь. – Тюмень: М-центр. – 2017. – №1. – С. 45-46.
- Фомин М.В. Государство и бизнес: социокультурные аспекты взаимодействия / М.В. Фомин // Среднерусский вестник общественных наук. – 2018. - №1. – С. 30-38.
- Хомяков А.В. Модели, принципы и механизмы реализации ГЧП / А.В. Хомяков // Мировая экономика: проблемы безопасности. – 2018. - №2. – С. 103-109.