"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Роль государственной власти в развитии института государственного частного партнерства

Царгуш Инал Викторович – студент аспирантуры Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: Статья посвящена изучению роли государства в развитии института государственного частного партнерства. В статье рассматриваются основные инструменты взаимодействия между государством и бизнесом в рамках государственно-частного партнерства. Показано, что государство играет определяющую роль в проектах государственно-частного партнерства. Сформулирован вывод о том, с какими целями заключаются соглашения о государственном частном партнерстве и какую роль они играют в социально-экономическом развитии страны.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство, взаимодействие государства и бизнеса, соглашения, проекты.

Современное развитие общественной, экономической и политической жизни общества свидетельствует о переходе России к новому этапу формирования инновационного общества, основанному на генерации, распространении и использовании знаний. Об этом свидетельствуют темпы роста влияния науки на социально-экономическое развитие, высокая интенсивность процессов формирования и распространения знаний, а также активизация инновационной деятельности в целом. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости модернизации экономики России, основанной на эффективном взаимодействии предпринимателей и государства.

Обеспечение такого взаимодействия выгодно как для государства, так и для предпринимателей: государство получает дополнительные инвестиции в социально-значимые сферы, не пользующиеся экономической привлекательностью у бизнеса, а предприниматели, в свою очередь, получают стабильный и гарантированный государством источник получения прибыли.

Государственно-частное партнерство (далее ГЧП) является одной из форм обеспечения взаимодействия государства в лице уполномоченных органов и предпринимателей.

Под ГЧП понимается юридически оформленное и закрепленное соглашение о сотрудничестве между государством и бизнесом, в рамках которого осуществляется разработка и реализация проектов, направленных на развитие территорий и их инфраструктуры, улучшение качества жизни населения.

Отличительной чертой ГЧП является тот факт, что бизнес не только инвестирует средства в тот или иной проект, но и осуществляет управление им в долгосрочной перспективе, но от имени государства и в его интересах.

При этом, ведущую роль в механизме ГЧП играет государство, т. к. именно оно является инициатором большинства проектов ГЧП и их главным действующим лицом. Данное положение подтверждается также тем, что партнерство между государством и бизнесом базируется на государственной или муниципальной собственности, которая находится в полном ведении уполномоченных органов государственной или муниципальной власти.

Государство, заключая соглашения с бизнесом в рамках ГЧП преследует конкретные цели:

  1. Повышение качества предоставляемых потребителю товаров и услуг.
  2. Обеспечение эффективности использования государственного имущества.
  3. Привлечение инвестиций в экономику страны.
  4. Реализация социально-значимых для экономики и общества в целом.

Основной формой обеспечения государством реализации проектов ГЧП бизнесом является финансирование проектов, т.е. обеспечение бизнеса инвестиционными ресурсами, в том числе денежными средствами или прочими инвестициями, предоставляемыми в формах наделения имущественными правами и нематериальными активами, кредитами, займами, передачей прав землепользования и др.

Помимо финансирования, государство оказывает поддержку бизнесу в рамках ГЧП по таким направлениям, как:

  1. Гарантии активов, основанные на том, что государство обязуется выкупить у партнера по ГЧП объект по цене, которая обеспечит бизнесу по крайней мере минимальную или согласованную заранее доходность.
  2. Гарантии возвращения долга, при которых государство берет на себя обязательство погашения краткосрочного дефицита, связанного с основными платежами и выплатой процентов.
  3. Предоставление социальных займов, т.е. кредитов, выдаваемых бизнесу на определенных условиях. Чаще всего такие кредиты выдаются для развития предприятия.
  4. Гарантии дохода, при котором государство гарантирует бизнесу доходность на минимальном уровне или же выдает компенсацию в случае, если доходность бизнеса становится ниже уровня рентабельности фирмы.
  5. Гарантии обменного курса, когда государство компенсирует бизнесу рост затрат, вызванных процессом обмена валют при превышении заранее оговоренного порога.
  6. Субсидии и гранты, которые предоставляет государство в случае нерентабельности или недостаточной прибыльности проекта бизнеса.
  7. Продление концессии, которое использует государство для большего вовлечения бизнеса в производственную инфраструктуру.

Самым распространенным инструментом обеспечения ГЧП является концессия по состоянию на 2017 год порядка 2200 инфраструктурных проектов реализуются в форме концессионного соглашения, тогда как в 2017 году стадию принятия решения о реализации инфраструктурных проектов прошли 2446 проектов [3, c. 107].

На практике же государство в зависимости от социально-экономической значимости проектов ГЧП использует рассмотренные инструменты в различных сочетаниях, что позволяет снизить и нивелировать многие риски [2, c.35].

По сути, ГЧП - это равноправные экономические взаимоотношения между государством и бизнесом. Данное положение закреплено в п.2 ст.8 Конституции РФ. Однако на практике, дело обстоит иначе. В случае разногласий между сторонами ГЧП, чаще всего страдает бизнес в силу того, что он не обладает властными полномочиями. Следовательно, на сегодняшний день необходимо четкое определение гарантий для бизнеса в рамках реализации проектов ГЧП, т.к. очень часто реализация данных проектов длится годами.

Определение гарантий и нейтрализация рисков и опасений частного сектора относительно реализации проектов также должно стать приоритетным направлением политики государства в рамках ГЧП, т.к. именно государство в большей степени заинтересовано в реализации проектов ГЧП. Основные гарантии прав и законных интересов частного партнера при реализации соглашений о ГЧП на сегодняшний день закреплены в Федеральном законе РФ от 13.07.2015 г. №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», где закреплены обязательства государства перед бизнесом. Однако, в рассматриваемом законе нет положений о гарантиях частных партнеров, зато четко ограничено, что государство имеет все возможности для осуществления постоянного контроля за исполнением соглашений ГЧП [1, c. 47].

Государство в ГЧП обладает достаточно широким набором полномочий в процессе обеспечения исполнения соглашений ГЧП, что на сегодня является оправданным в силу следующих обстоятельств:

  1. Большинство проектов ГЧП являются инвестиционно непривлекательными для бизнеса: создавая проекты ГЧП в таких сферах государство привлекает в них дополнительные инвестиции.
  2. Развитие ГЧП позволяет в той или иной мере снять бремя расходов бюджета, особенно в части содержания объектов государственной или муниципальной собственности в рамках передачи ее в пользование бизнесу.

Таким образом, инициируя проекты ГЧП государство создает условия для привлечения дополнительных инвестиций в социально-значимые для общества сферы, развивая инфраструктуру, реализуя тем самым государственную политику в отношении социально-экономического развития страны.

Развитие взаимодействия государства и бизнеса в рамках ГЧП на сегодня является необходимым условием формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, а также развития экономической и социальной инфраструктуры.

Список литературы

  1. Петрова А.М. ГЧП как инструмент согласования экономических интересов государства и частного капитала / А.М, Петрова // Научный форум. Сибирь. – Тюмень: М-центр. – 2017. – №1. – С. 45-46.
  2. Фомин М.В. Государство и бизнес: социокультурные аспекты взаимодействия / М.В. Фомин // Среднерусский вестник общественных наук. – 2018. - №1. – С. 30-38.
  3. Хомяков А.В. Модели, принципы и механизмы реализации ГЧП / А.В. Хомяков // Мировая экономика: проблемы безопасности. – 2018. - №2. – С. 103-109.

Интересная статья? Поделись ей с другими: