"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Социальная реклама

Нагибин Андрей Владимирович – студент Института международных связей.

Аннотация: Статья посвящена исследованию сущности социальной рекламы. Проанали¬зированы подходы разных авторов к пониманию содержательного наполнения социальной рекламы и функций, выполняемых ею. На основе полученных результатов сформулирован авторский подход к трактовке данной дефиниции.

Ключевые слова: Социальная реклама, общество, ценности, человек.

Реклама является основой информационного общества. Она информирует и ориентирует реципиента в спектре новых товаров и услуг на рынке, одновременно выступая в качестве мощного психологического оружия, с помощью которого рекламодатели влияют на личность для достижения экономических, политических или других целей [1]. Особую значимость в данном контексте приобретает социальная реклама, которая независимо от ее видовой специфики, распространяется среди людей и создается для людей, связанных определенными социальными интеракциями.

Социальная реклама - это отдельный вид рекламной коммуникации, который прошел длительный путь становления и развития. Сейчас социальная реклама очень важна, поскольку закладывает фундамент общества с его моральными норма¬ми и предписаниями и по своей сути всегда обращается к ценностной системе человека и общества. И если для коммерческой рекламы ценности имеют сугубо прагматическое значение (увеличение стоимости продукта), то для социальной рек¬ламы ценностное влияние на человека является функциональной характеристикой.

Создание социальной рекламы, которая была бы эффективной с психологической точки зрения и осуществляла бы воспитательное воздействие на подрастающее поколение, представляет собой одну из главных задач, ведь именно благодаря этому можно создать здоровую сознательную нацию. При этом необходимость дальнейшей модернизации подходов по использованию социальной рекламы в системе государственно-управленческой коммуникации в современных условиях требует дополнительного раскрытия отдельных актуальных теоретических и прикладных аспектов работы с ней.

Таким образом, указанные обстоятельства обуславливают выбор темы статьи, а также подтверждают ее практическую и теоретическую значимость.

Следует отметить, что до недавнего времени социальная реклама не была предметом специального исследования социальной педагогики/социальной работы, поэтому, несмотря на некоторые наработки в этом направлении: содержательное наполнение социальной рекламы (Л. Березовец, А. Стрелковская, Н. Удрис), использование социальной рекламы в социально-педагогической деятельности (А. Беспалько, Г. Вайнола) и экспериментальная проверка ее эффективности (Т. Алексеенко, А. Онипченко), сотрудничество социальных педагогов/социальных работников и СМИ (А. Балакирева, В. Лютый) - ряд аспектов все еще исследованы недостаточно.

Оживленные дискуссии вызывает вопрос определения сути и содержательного наполнения самой категории - социальная реклама, что в свою очередь предопределяет целевую направленность данной статьи.

В общем понимании термин «социальная реклама» является калькой с английского «social advertising». В англоязычных странах, используют термин «social service advertising» и «social service announcement» - сокращенно PSA.

Исходя из определения, предложенного Мартыновым Е.В., социальная рек¬лама выступает как вид коммуникации, ориентированный на привлечение внима¬ния к проблемам общества и его нравственным ценностям. Т.е. главная функция со¬циальной рекламы связана с актуализацией социальных проблем и ценностей об¬щества [2]. Но, как свидетельствует опыт и практика, функции социальной рекламы гораздо шире и включают в себя информационно-просветительскую; социально-культурологическую; консолидирующую функцию, функцию обратной связи и др.

Также довольно интересным был подход к определению социальной рекламы в советское время, которая была очень идеологизированной и политизированной, что характерно для любого тоталитарного общества. За ее созданием и распространением пристально следили соответствующие государственные органы, поскольку социальная реклама в СССР должна была выполнять ряд важных задач, и главные из них - коммунистическое воспитание граждан и пропаганда достижений социалистического строя [3].

В юридической среде специалисты настаивают на том, социальная реклама должна быть четко отделена от другой информации, независимо от форм или средств распространения, таким образом, чтобы ее можно было идентифициро¬вать как рекламу. Основными принципами создания социальной рекламы должны быть: законность, точность, достоверность. Ее направленность - это достижение общественно полезных целей, популяризация общечеловеческих ценностей [4].

По мнению автора, социальная реклама - информационный феномен, важный инструмент в формировании общества. Через социальную рекламу как средство и механизм можно реализовать много функций: информационные, популяризаторские, воспитательные. С ее помощью можно актуализировать проб¬лемы социума и определить пути их решения. Феномен социальной рекламы зак¬лючается еще и в том, что она одновременно является видом искусства, компонентом социальной политики и механизмом влияния на формирование общественного мнения.

Список литературы

  1. Абрарова З.Ф., Абраров И.И. Социальная реклама в России: формирование позитивных социальных установок // Евразийский юридический журнал. - 2018. - №10(125). - С. 506-508.
  2. Мартынов Е.В. Социальная реклама: политико-правовое измерение // Вест¬ник Московского государственного университета. - 2018. - №2. - С. 143-154.
  3. Ситникова Е.М. Социальная реклама как организационная форма взаимодействия органов государственной власти с общественностью // News of Science and Education. - 2018. - Т. 8. - №1. - С. 037-043.
  4. Агрба А.А. Социальная реклама как современный культурный феномен // Культура и цивилизация. - 2018. - Т. 8. - №1A. - С. 18-25.

Интересная статья? Поделись ей с другими: