"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 378.2

Методологические подходы к формированию коммуникативной компетентности преподавателей педагогических направлений в процессе повышения квалификации

Токсонбаев Рыскелди Нурманбетович – доктор педагогических наук, профессор Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта.

Назарматова Гульжан Абдыкеримовна – старгий преподаватель Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева.

Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности преподавателей вуза. Определены методологические подходы к формированию коммуникативной компетентности в процессе повышения квалификации.

Ключевые слова: Преподаватель, коммуникативная компетентность, повышение квалификации, методология, компетентностный подход, деятельностный подход.

Одной из важных задач в Кыргызстане и во всем мире является повышение качества образования. Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. Особенно высокие требования предъявляются профессорско – педагогическому составу, конкретно, к педагогу, как важной движущей силе учебного процесса. Высокие знания, навыки, умения, модели поведения, способы мышления и методы ведения педагогической работы – это качества которыми должен обладать преподаватель вуза. В современном образовании, за основу обучения рассматривается компетентностный подход, который включает в себя два основных понятия. Такие понятия как: (компетенция – это совокупность профессиональных и личностных качеств педагога, в кругу каких – либо предметов и процессов) и (компетентность - владение педагогом определенной компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности).

Каждый педагог должен владеть набором ключевых компетенций, чтобы быть профессионально подготовленным к модернизации системы высшего образования.

Изучению компетентностного подхода в образовании посвящены исследования российских ученых таких, как И.А Зимняя, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, А.В. Хуторской, Л.А. Петровская, В.И. Байденко, Н.А. Селезнева, В.Д. Шадрикова и др.

В Кыргызстане, компетентностный подход в образовании, рассматривался в трудах таких ученых, как Н.А. Асипова, Д.Б. Бабаев, Э.М. Мамбетакунов, А.Т. Калдыбаева, А.М. Мамытов, А.П. Сейтешев, В.Л. Ким и др.

Исследованию коммуникативной компетентности педагога посвящены многие научные труды и в настоящее время можно сказать, что это проблема не новая и охватывает области различных наук, таких как психология, педагогика, лингвистика, философия и др. Однако нет единых взглядов на толкование понятия «коммуникативная компетентность», что определяет актуальность рассматриваемой темы в контексте реформирования высшего образования на современном этапе.

Рассмотрим некоторые научные трактовки коммуникативной компетентности.

А.А. Бодалев, изучая коммуникативную компетентность, отметил, что это способность эффективно контактировать с собеседником при условии наличия внутренних ресурсов - знаний и умений [1].

Зимняя И.А. считает, что коммуникативная компетентность основывается на жизнедеятельности человека, которая имеет интеллектуальную, личностно – обусловленную и социально – профессиональную структуру [2].

Л.А. Петровская определяет коммуникативную компетентность как готовность и умение использовать ресурсы для организации и осуществления эффективных коммуникативных действий [3].

Взаимодействие педагога со студентами в учебно-профессиональной деятельности, и его успешность будет определяться характером и содержанием коммуникативной компетентности преподавателя. Ведь основная задача педагога подготовить высококвалифицированных специалистов, также имеющих сформированную и развитую коммуникативную компетентность, которые в дальнейшем в своей профессиональной сфере смогут с легкостью строить коммуникативные отношения с коллегами, людьми и обществом в целом.

Рассмотрим методологические подходы, которые можно использовать как инструментарий при исследовании проблемы коммуникативной компетентности преподавателя педагогических направлений. Разработке методологических подходов научного знания в педагогике отводится особое значение. Методологические подходы в исследованиях определяют их концептуальную базу. В психолого- педагогической литературе даются следующие определения:

  • “методология” – это система принципов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе [4].
  • “методология” – это учение об объекте исследования, о способах и средствах решения задач исследования, а также выявление последовательных действий в процессе решения исследуемой проблемы. Таким образом,“методология” – это направление, ориентир при исследовании какого – либо процесса, формирование стратегии поиска по постижению предмета исследования [ 5].

В педагогической науке существует множество различных методологических подходов, таких как, комплексный, аксиологический, технологический, антропологический, деятельностный, компетентностный, личностный, гуманистический, андрагогический и др. Каждый из перечисленных подходов имеют свои возможности или какие – либо ограничения, т.е. один метод может оказаться эффективным для решения одних задач исследования и не подходящим для других. Подходы могут быть взаимосвязаны, а могут и дополнять друг друга. Один подход может оказаться ограниченным, в таком случае можно рассмотреть другие методологические подходы, которые помогут раскрыть исследуемые задачи в полном объеме.

При исследовании проблемы формирования коммуникативной компетентности преподавателя педагогического направления в процессе повышения квалификации мы руководствовались идеями следующих подходов:

  • компетентностного – центрированного на развитие всех компетенций и компетентностей педагога, включая коммуникативную;
  • деятельностного – который рассматривает методы и способы активной деятельности педагога, в процессе которых формируется и развивается коммуникативная компетентность;
  • личностного – направлен на развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, а также на формирование и развитие коммуникативной компетентности преподавателя, учитывая его индивидуальные качества.
  • андрагогического – ориентирован на приобретение коммуникативной компетентности преподавателем в рамках повышения квалификации с учетом специфики обучения взрослых.

Теоретико-методологическое исследование коммуникативной компетентности преподавателя педагогического направления на основе перечисленных подходов позволяет: понять содержание, роль и направление коммуникативной компетентности педагога; рассмотреть ее как сложное системное образование, включающее совокупность взаимосвязанных компонентов; представить процесс, сущность и результаты формирования коммуникативной компетентности преподавателя, в ходе которого обогащаются ценности профессионально - педагогического общения, приобретаются умения, навыки, способы и приемы коммуникативной компетентности; показать значимость коммуникативной компетентности преподавателя в профессиональной деятельности; описать готовность преподавателя, обладающего коммуникативной компетентностью, к качественному позитивному преобразованию самого себя, к конструктивному самоанализу и самосовершенствованию.

Поскольку вузы целенаправленно не занимаются формированием коммуникативных умений и навыков специалистов (будущих преподавателей), на наш взгляд, эту задачу должна взять на себя система повышения квалификации и переподготовки кадров. Анализируя современное состояние и пути развития коммуникативной компетентности преподавателей педагогический направлений, мы видим, что необходимо разработать единую педагогическую технологию, которая в действительности будет эффективно повышать уровень коммуникации у преподавателей в условиях системы повышения квалификации. Для этого необходимо:

  • коммуникативную компетентность считать одним из главных составляющих педагогического мастерства;
    создать основы (теоретические и методические) для эффективного развития коммуникативной компетентности;
  • создать благоприятные условия для мотивации и стремления преподавателей на развитие их коммуникативной компетентности;
    выявить и классифицировать уровни коммуникативной компетентности преподавателей;
  • разработать и реализовать программу для успешного развития коммуникативной компетентности преподавателей в процессе повышения квалификации;
  • распространять коммуникативный инновационный опыт, создав группы преподавателей, которые будут реализовывать программу повышения коммуникативной компетентности, посредством курсов, методической, проектной и исследовательской работы [6].

Таким образом, коммуникативная компетентность является единой системой, объединяющей теоретический блок (знания в области коммуникаций, межличностного общения и культуры речи), практический блок (реализация коммуникативных навыков и умений в педагогической деятельности) и личностный блок (личностные качества и свойства педагога). Формирование и успешная реализация всех блоков коммуникативной компетентности, приведет к высокой степени овладения коммуникативной компетентностью преподавателем педагогического направления, и создаст более успешную среду для преподавания и обучения студентов.

Список литературы

  1. Бодалев, A.A. Психология общения: Избранные психологические труды. – М., 2002. – 256 с.
  2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004. – 42 с.
  3. Петровская JI.A. Компетентность в общении: социально- психологический тренинг / Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 1989. – 216 с.
  4. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.
  5. Мамбетакунов Э.М. Методология и качество педагогических исследований. – Бишкек, 2006. – 108 с.
  6. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Проблемные аспекты повышения квалификации научно-педагогических кадров // Вестник Тамбовского университета. – Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2010. – Вып. 10. –90.
Интересная статья? Поделись ей с другими: