"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Агрессия и враждебность в младшем подростковом возрасте

Лебедева Елена Валерьевна – магистрант кафедры Психологии личности и специальной педагогики Гуманитарного института Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: В статье рассматривается такая форма отклоняющего поведения как агрессивность, а также механизмы ее возникновения. Мы исследовали и провели сравнительный анализ уровня агрессии и враждебности у детей в младшем подростковом возрасте из классов выравнивания и общеобразовательных классов. Было выявлено, что учащиеся классов выравнивания проявляют более выраженную агрессию и враждебность, чем их сверстники из общеобразовательных классов.

Ключевые слова: Агрессивность, враждебность, младшие подростки, класс выравнивания, общеобразовательный класс.

Подростковый возраст является сложным периодом в жизни каждого человека. На данном этапе жизни подростки склонны к проявлению агрессии. Они драчливы, конфликтны, враждебны, грубы, являются нарушителями дисциплины в школе, уклоняются от неприятных дел. Механизмы проявления агрессивности сложные и в психологии существуют различные подходы к их объяснению. Рассмотрим, что известный немецкий социальный психолог, философ, социолог Эрих Фромм утверждает по поводу возникновения агрессивности.

Э. Фромм в своих трудах исследует природу агрессии и деструктивности человека. Он утверждает, что механизм агрессивности берет свое начало из специфических условий существования людей. Э. Фромм говорит о доброкачественной и злокачественной агрессивности.

Доброкачественная агрессия берет свое начало из инстинктов, то есть является биологической адаптацией, которая способствует поддержанию жизнидеятельности и возникает в ответ на угрозу. Она имеет следующие виды: псевдоагрессия – агрессия, которая проявляется непреднамеренно, например, игровая; оборонительная, агрессия как самоутверждение.

Э. Фромм утверждает, что псевдоагрессия необходима человеку для самореализации его личности. Она помогает людям достигать поставленной цели и является одним из важных качеств в структуре личности. Данный вид агрессии существенно уменьшает потребность в подавлении другого человека, в жестком обращении к нему и тем самым повышает способность личности достигать своих целей. У подростка, который склонен к проявлению робости, закомплексованности, появляется больше предпосылок для враждебного поведения. Э. Фромм говорит о том, что авторитарная атмосфера в семье и обществе, где потребность в самоутверждении может быть воспринята в качестве бунтарства и непослушания, является снижающим фактором для агрессии самоутверждения [3].

Оборонительная агрессия – это агрессия, возникающая в качестве защиты для сохранения своих ценностей, идеалов, ценносных ориентаций, привычек. И любое покушение на данные объекты почитания воспринимаются как угроза и в ответ на нее человек испытывает враждебность, гнев, злость, страх, боль. Все эти ответные реакции приводят в активность следующие действия: нападение или бегство. Реакция нападения активизируется, если человек испытывает страх и боль, находясь в жестких условиях, и не может избежать краха либо позора. Чтобы вытеснить эти неприятные чувства, он прибегает к приему агрессивности. Страх исчезает, если человек переходит в нападение[2].

Одной из главных причин возникновения оборонительной агрессии является угроза нарциссизму. Нарциссизм – это эмоциональное состояние человека, в котором он интересуется только своими потребностями, мыслями, чувствами, своей персоной. Если подростка с высокой степенью нарциссизма критикуют, недооценивают, ущемляют в чем-то, унижают в играх или других ситуациях, говорят ему об его ошибках, то он начинает испытывать гнев и чувство возмущения и даже жажду мести. Такие люди постоянно нуждаются в популярности, успехе и признании, так как это является условием их душевного покоя.

Конформистская агрессия – это агрессия, которая вызвана не разрушительными устремлениями человека, а действиями в ответ на приказ. Это распространенный вид агрессии, при котором подросток имеет привычку подчиняться, не задавая вопросов, так как не хочет показаться трусом в группе сверстников или более старших людей. А не подчинение является внутренней опасностью, от которой он хочет защититься, совершая агрессивные действия.

Э. Фромм также к доброкачественной агрессии относит инструментальную, при помощи нее человек получает необходимое и желаемое. Подросток, у которого не хватает средств и методов для получения желаемого, становится агрессивным, враждебным и нападающим [1].

Злокачественная агрессия возникает из условий существования человека, она проявляется в жестокости и деструктивности. Главная ее цель – это получение удовольствия. Этот вид агрессии является результатом взаимодействия психических потребностей человека, при удовлетворении которых сохраняется его душевное здоровье, и социальных условий. Данные потребности могут быть закрыты разными способами, проявляясь в любви, стремлении к справедливости, независимости, деструктивности и ненависти. Они закрепляются в человеке и образуют его характер. Специфические способы реализации этих потребностей в конкретных социокультурных условиях приводят к образованию злокачественных форм агрессии, таких как деструктивность, мазохизм, садизм [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что агрессивность в подростковом возрасте может быть вызвана как эмоциональными нарушениями (страхами, тревожностью, депрессией), так и защитными реакциями против требований, неприемлемых условий.

Цель исследования: выявить и сравнить уровень агрессии и враждебности у младших подростков из классов выравнивания и общеобразовательных классов.

Чтобы провести эмпирическое исследование, мы использовали опросник Басса-Дарки.

Организация исследования. Данное исследование было проведено на базе МБОУ «СОШ № 11 имени заслуженного учителя РСФСР М. Ф. Мануйловой» г. Владимира. В нем участвовали младшие подростки. Их мы разделили на две группы: в первую (экспериментальную) вошли 55 учащихся из классов выравнивания, а во вторую (контрольную) 56 школьников из общеобразовательных классов.

Проведя исследования с помощью опросника Басса-Дарки, мы получили следующие данные (таблица 1). У младших подростков из контрольной группы агрессивность выражена слабо, незначительно, а по сравнению с ними в экспериментальной группе данное проявление зафиксировано у 20% исследуемых, а умеренное, довольно значительное у 70% испытуемых и сильное, весьма значимое у 10%.

Анализируя показатели уровня проявления враждебности, мы установили, что у 20% из контрольной группы выявлена умеренная выраженность враждебности, а в экспериментальной у 65%. Слабо проявляется враждебность у 80% испытуемых из контрольной группы, а из экспериментальной у 15%. Необходимо отметить, что в экспериментальной группе 20% подростков враждебность выражена сильно, а в контрольной такого проявления не было зафиксировано.

Таблица 1. Показатели агрессивности и враждебности контрольной и экспериментальной групп.

Исследуемый показатель

Экспериментальная группа, %

Контрольная группа, %

Слабое проявление

Умеренное проявление

Выраженное проявление

Слабое проявление

Умеренное проявление

Выраженное проявление

Агрессивность

20%

70%

10%

100%

0%

0%

Враждебность

15%

65%

20%

80%

20%

0%

Исходя из проделанного нами исследования, можно сделать следующие выводы. В экспериментальной группе показатели агрессии и враждебности значительно выше, чем в контрольной. Это связанно с тем, что у большинства подростков из классов выравнивания имеются эмоциональные нарушения, а также социальные условия жизни этих детей значительно хуже (многие дети живут в неполных семьях, с пьющими родителями, подвергаются сильному угнетению со стороны сверстников либо родителей и т.д.). Все это говорит о том, что необходимо постоянно проводить коррекционную работу с данными подростками для нормализации их психического состояния и здоровья.

Список литературы

  1. Агапов, П. В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт филососко-антропологического анализа / / Вестник МГУКИ. – 2012. - № 5(60). – С. 56-61.
  2. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.
  3. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – Москва: АСТ, 1998.
Интересная статья? Поделись ей с другими: