"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки
Анализ развития социальной инфраструктуры в Мухоршибирском районе
Лощенкова Елена Николаевна – студент магистратуры кафедры Экономической теории, государственного и муниципального управления Института экономики и управления Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.
Аннотация: Социальная инфраструктура, определяющая среду обитания и среду развития личности, является базой обеспечения качества жизни населения в регионах. Несмотря на достаточно жесткое регулирование развития большей части социальной инфраструктуры через систему социальных нормативов и бюджетное финансирование, проблемы региональной дифференциации достаточно велики.
Ключевые слова: Развитие, инфраструктура, социальная инфраструктура, Мухоршибирский район, социально-экономическое развитие.
Социальная инфраструктура состоит из комплекса отраслей, различающихся по степени государственного регулирования и поддержке. Однако при этом все отрасли, традиционно относящиеся к социальной инфраструктуре, имеют общую характеристику территориальной привязанности и близости к потребителям. Именно территориальные факторы в настоящее время являются определяющими в развитии сети учреждений социальной сферы. Так, в регионах остро стоит проблема обезлюдивания сельских поселений, что ставит задачу формирования нового подхода к развитию методов предоставления социальных услуг. Коммерциализация большей части социальной инфраструктуры и наличие рыночной составляющей в деятельности всех отраслей ставят проблему формирования системы рыночного планирования спроса и предложения услуг, слияния этой системы с традиционной системой бюджетного планирования для социально-бюджетных отраслей [1,5]. Парадигма социального роста ведет к высоким потребностям в инвестировании и, как следствие росту текущих затрат на социальные услуги. Это в итоге приводит к проблемам финансирования социальных услуг как в бюджетах, так и у населения. Также остро стоит проблема обеспечения высокого уровня качества социальных услуг. В условиях высокого износа и устарелых технологий, особенно в отраслях среды обитания, без инновационного замещения невозможно проводить политику воспроизводства. Таким образом, проблема развития социальной инфраструктуры достаточно актуальна.
Повышение уровня жизни населения - характеризуется следующими значениями показателей:
- среднемесячная заработная плата работников увеличилась на 30,5% (с 29,1 тыс. руб. в 2013 году до 38,0 тыс. руб. в 2017 году). Высокие темпы роста связаны с реализацией Указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы и ростом заработной платы в угольной отрасли;
- среднедушевые денежные доходы выросли на 154% (с 13,3 тыс. руб. в 2013 году до 20,5 тыс. руб. в 2017 году);
- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 10,2 % в 2013 году до 10 % в 2017 году;
- соотношение среднедушевых денежных доходов населения района с величиной прожиточного минимума за период с 2013 по 2017 годы выросло с 186,2 % до 207,1 % соответственно.
Численность занятых в экономике составляла в 2013 году 12,9 тыс.чел., затем на протяжении последующего периода происходило уменьшение данного показателя в связи с миграционным оттоком населения. На 01.01.2018 года численность занятых в экономике по данным баланса трудовых ресурсов составила 12,2 тыс. человек или на 5,5% меньше уровня 2013 года [3].
В сфере развития человеческого потенциала проводились мероприятия, направленные на повышение эффективности функционирования отраслей социальной сферы, качества муниципальных социальных услуг в здравоохранении, образовании, культуре, физической культуре и спорте; осуществлялась модернизация социальной и инженерной инфраструктуры, формирование культурного пространства и здорового образа жизни, что в совокупности способствовало улучшению демографической ситуации, повышению комфортности проживания в муниципальном образовании.
За 2013-2017 гг. в отрасли «Образование» большое внимание было уделено укреплению материально-технической базы образовательных учреждений. Во всех учреждениях образования проведены капитальные ремонты, ежегодно на ремонты направляется более 10 млн. рублей, в том числе из средств мероприятий общественной инфраструктуры более 3 млн. рублей.
В сфере образования достигнуты следующие показатели:
- Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене, увеличился с 90% в 2013 году до 99% в 2017 году;
- Охват детей разными формами предоставления услуг дошкольного образования (от 3 до 7 лет) увеличился с 92,3% в 2013 году до 96,9% в 2017 году;
В целях улучшения доступности медицинских услуг за 2013-2017гг. произведен капитальный ремонт муниципальных лечебных учреждений, приобретено медицинское оборудование и основных средств на сумму 36,7 млн. рублей, в улусе Хошун-Узур построен ФАП, проведена реконструкция ВА в с. Шаралдай.
В рамках развития государственно-частного партнерства на условиях софинансирования средств республиканского бюджета и «Фонда социально-экономической поддержки регионов «СУЭК-РЕГИОНАМ» проведен капитальный ремонт здания Саганнурской врачебной амбулатории стоимостью 28,7 млн. руб.
В результате достижение показателей эффективности составило:
- обеспеченность врачами увеличилась с 23,8 чел. до 28,7 чел. на 10,0 тыс. населения;
- обеспеченность средним медицинским персоналом увеличилась с 81,6 чел. до 86,5 чел. на 10,0 тыс. населения;
- младенческая смертность снизилась с 8,45 чел. до 3,7 чел. на 1 тыс. родившихся живыми;
- материнская смертность отсутствует;
- средняя продолжительность жизни увеличилась 67 лет в 2013г до 70 лет в 2017г.
Улучшилось материальное положение сферы культуры. В 2017 г завершено строительство районного Дома культуры в с. Мухоршибирь в рамках ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы» мощностью 180 мест, общей площадью - 3097,3 кв.м. Введен в эксплуатацию Дом культуры в ул. Хошун-Узур мощностью - 70 мест, общей площадью -198,2 кв.м. [2].
В результате соотношение посещаемости населения платных культурно-досуговых мероприятий, проводимых муниципальными учреждениями культуры, к общему населению увеличилось с 178% в 2013 году до 238% в 2017 году.
Для формирования и реализации потребностей населения к активным занятиям физической культурой и спортом в районе действует 59 спортивных сооружений, в том числе 24 плоскостных, 19 спортивных залов, 1 стадион, 2 лыжные базы, 12 футбольных полей, 1 стрелковый тир, 1 стрельбище, 1 бассейн и 10 других спортивных сооружений.
Обеспеченность спортивными залами от нормативной потребности составляет 54,2% (4536кв.м.), плоскостными сооружениями 26,6% (12360 кв.м.), работает 25 учителей физкультуры, 9 штатных тренеров – преподавателей, 1 работник ФК и спорта органов местного самоуправления, 9 инструкторов по спорту по месту жительства, в том числе 7 по совместительству.
За 2013-2017 годы реализованы следующие мероприятия: построен спортивный зал в улусе Цолга, проведена реконструкция стадиона в с. Мухоршибирь, лыжной базы в п. Саган-Нур, проведен капитальный ремонт спортивного зала в п. Саган-Нур. Удельный вес населения, занимающегося физической культурой и спортом возрос с 23,47% в 2013г до 33,7% в 2017г.
Демографическая ситуация, сложившаяся в районе за 2013-2017 гг., характеризуется негативными процессами, что явилось результатом миграционного оттока населения. По прогнозным данным миграционные процессы в районе будут продолжаться. По данным Бурятстата с 2013 по 2017гг. миграционные потери составили 1078 человек. Среднегодовой показатель выбытия населения за этот период составил 215 человек. В районе с 2010 г. сохраняется естественный прирост населения, за 2013-2017 г. составил 135 чел [3].
Жилищный фонд является индикатором функционирования систем жизнеобеспечения района. По состоянию на 01.01.2018 г. жилищный фонд составляет 515,5 тыс. кв.м. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя составляет 22,1 кв.м. [3]
Ввод в эксплуатацию жилых домов за последние годы характеризуется незначительными объемами. Строительство жилья, в основном, производится частными застройщиками. Доля убыточных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства сократилась с 25% в 2013г до 12,5% в 2017г.
В связи с созданием в 2014 году дорожного фонда увеличилось финансирование на дорожную отрасль, что позволило существенно увеличить темпы ремонта автодорог и мостов, проводить больше работ по обеспечению безопасного и бесперебойного движения автотранспорта по автодорогам района. За 2013-2017 гг. на эти цели из республиканского и местных бюджетов направлено 47,4 млн. руб.
Доля протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 78,2%. Общая протяженность автодорог – 454,5 км, не отвечают нормативным требованиям 355,4 км. [2]
В районе остаются высокими показатели преступности: число зарегистрированных преступлений за 2017 год составило 2323 единицы на 100 тыс. населения, что выше уровня 2013 года на 24,6% или 87 ед.
Комплексный анализ, учитывающий степень воздействия проблем на социально-экономическое развитие муниципального образования «Мухоршибирский район», позволил выявить следующие основные проблемы, отражающие специфику социально-экономического развития района:
1. Дефицит квалифицированных рабочих и управленческих кадров, несбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
2. Высокая степень износа основных производственных фондов, инженерной инфраструктуры предприятий района, инженерных сооружений и объектов социальной сферы, высокая доля убыточных предприятий.
3. Неэффективная система жилищно – коммунального хозяйства: высокий уровень тарифов на электроэнергию и теплоэнергию, большие потери в сетях из-за изношенности инженерной инфраструктуры котельных и сетей (80%).
4. Миграционный отток населения.
5. Высокий уровень преступности.
6. Дотационность районного бюджета. Сохраняется зависимость от финансово-экономической политики федеральных и республиканских властей, что не позволяет реализовать мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие района. Возможности местного бюджета ограничены и позволяют осуществлять, в основном, текущие расходы.
7. Сложившаяся неравномерность развития муниципальных образований на территории района.
8. Небольшой денежный доход на душу населения является сдерживающим фактором роста внутреннего потребления в районе. Кроме этого, значительное влияние оказывает снижение численности лиц, занятых в экономике. Не смотря на поступательное снижение, высокой остается доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
9. Местные автодороги района не удовлетворяют требованиям по организации безопасного движения современных легковых и грузовых автомобилей, обладающих высокими динамическими характеристиками. На территории района не обеспечен требуемый уровень безопасности, особенно в части обеспечения транзитного движения по населённым пунктам (отсутствие благоустройства дорог, освещения в ночное время суток и т.п.). Требуется ремонт и реконструкция внутрипоселковых дорог и улично-дорожной сети поселений района.
10. Одной из важнейших экологических проблем территорий населенных пунктов сельских поселений является причинение ущерба окружающей среде в результате накопления отходов производства и потребления, отсутствие полигонов, образование стихийных свалок.
11. Всеми поселениями разработаны и утверждены генеральные планы, до настоящего времени земельные участки из земель сельхозназначения предусмотренные для перевода, не переведены в установленном порядке в категорию земель населенных пунктов.
Дальнейшее социально-экономическое развитие муниципального образования «Мухоршибирский район» требует активных действий для сохранения и наращивания имеющегося потенциала, поиска новых точек роста, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения транспортной инфраструктуры, повышения инвестиционной привлекательности территории.
Список литературы
- Малыхина И.Н. Совершенствование механизма разития социальной инфраструктуры региона. Автореф. дис. кан. экон. н. – Улан-Удэ, 2012. – 5 с.
- МО «Мухоршибирский район» официальный сайт Администрации. [Электронный ресурс]. 2019. URL: http://мухоршибирский-район.рф (Дата обращения 15.01.2019).
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республики Бурятия [Электронный ресурс]. 2019. URL: [Электронный ресурс]. 2018. URL: http://burstat.gks.ru (Дата обращения 22.12.2018).