"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Анализ развития социальной инфраструктуры в Мухоршибирском районе

Лощенкова Елена Николаевна – студент магистратуры кафедры Экономической теории, государственного и муниципального управления Института экономики и управления Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

Аннотация: Социальная инфраструктура, определяющая среду обитания и среду развития личности, является базой обеспечения качества жизни населения в регионах. Несмотря на достаточно жесткое регулирование развития большей части социальной инфраструктуры через систему социальных нормативов и бюджетное финансирование, проблемы региональной дифференциации достаточно велики.

Ключевые слова: Развитие, инфраструктура, социальная инфраструктура, Мухоршибирский район, социально-экономическое развитие.

Социальная инфраструктура состоит из комплекса отраслей, различающихся по степени государственного регулирования и поддержке. Однако при этом все отрасли, традиционно относящиеся к социальной инфраструктуре, имеют общую характеристику территориальной привязанности и близости к потребителям. Именно территориальные факторы в настоящее время являются определяющими в развитии сети учреждений социальной сферы. Так, в регионах остро стоит проблема обезлюдивания сельских поселений, что ставит задачу формирования нового подхода к развитию методов предоставления социальных услуг. Коммерциализация большей части социальной инфраструктуры и наличие рыночной составляющей в деятельности всех отраслей ставят проблему формирования системы рыночного планирования спроса и предложения услуг, слияния этой системы с традиционной системой бюджетного планирования для социально-бюджетных отраслей [1,5]. Парадигма социального роста ведет к высоким потребностям в инвестировании и, как следствие росту текущих затрат на социальные услуги. Это в итоге приводит к проблемам финансирования социальных услуг как в бюджетах, так и у населения. Также остро стоит проблема обеспечения высокого уровня качества социальных услуг. В условиях высокого износа и устарелых технологий, особенно в отраслях среды обитания, без инновационного замещения невозможно проводить политику воспроизводства. Таким образом, проблема развития социальной инфраструктуры достаточно актуальна.

Повышение уровня жизни населения - характеризуется следующими значениями показателей:

  • среднемесячная заработная плата работников увеличилась на 30,5% (с 29,1 тыс. руб. в 2013 году до 38,0 тыс. руб. в 2017 году). Высокие темпы роста связаны с реализацией Указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы и ростом заработной платы в угольной отрасли;
  • среднедушевые денежные доходы выросли на 154% (с 13,3 тыс. руб. в 2013 году до 20,5 тыс. руб. в 2017 году);
  • доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 10,2 % в 2013 году до 10 % в 2017 году;
  • соотношение среднедушевых денежных доходов населения района с величиной прожиточного минимума за период с 2013 по 2017 годы выросло с 186,2 % до 207,1 % соответственно.

Численность занятых в экономике составляла в 2013 году 12,9 тыс.чел., затем на протяжении последующего периода происходило уменьшение данного показателя в связи с миграционным оттоком населения. На 01.01.2018 года численность занятых в экономике по данным баланса трудовых ресурсов составила 12,2 тыс. человек или на 5,5% меньше уровня 2013 года [3].

В сфере развития человеческого потенциала проводились мероприятия, направленные на повышение эффективности функционирования отраслей социальной сферы, качества муниципальных социальных услуг в здравоохранении, образовании, культуре, физической культуре и спорте; осуществлялась модернизация социальной и инженерной инфраструктуры, формирование культурного пространства и здорового образа жизни, что в совокупности способствовало улучшению демографической ситуации, повышению комфортности проживания в муниципальном образовании.

За 2013-2017 гг. в отрасли «Образование» большое внимание было уделено укреплению материально-технической базы образовательных учреждений. Во всех учреждениях образования проведены капитальные ремонты, ежегодно на ремонты направляется более 10 млн. рублей, в том числе из средств мероприятий общественной инфраструктуры более 3 млн. рублей.

В сфере образования достигнуты следующие показатели:

  • Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене, увеличился с 90% в 2013 году до 99% в 2017 году;
  • Охват детей разными формами предоставления услуг дошкольного образования (от 3 до 7 лет) увеличился с 92,3% в 2013 году до 96,9% в 2017 году;

В целях улучшения доступности медицинских услуг за 2013-2017гг. произведен капитальный ремонт муниципальных лечебных учреждений, приобретено медицинское оборудование и основных средств на сумму 36,7 млн. рублей, в улусе Хошун-Узур построен ФАП, проведена реконструкция ВА в с. Шаралдай.

В рамках развития государственно-частного партнерства на условиях софинансирования средств республиканского бюджета и «Фонда социально-экономической поддержки регионов «СУЭК-РЕГИОНАМ» проведен капитальный ремонт здания Саганнурской врачебной амбулатории стоимостью 28,7 млн. руб.

В результате достижение показателей эффективности составило:

  • обеспеченность врачами увеличилась с 23,8 чел. до 28,7 чел. на 10,0 тыс. населения;
  • обеспеченность средним медицинским персоналом увеличилась с 81,6 чел. до 86,5 чел. на 10,0 тыс. населения;
  • младенческая смертность снизилась с 8,45 чел. до 3,7 чел. на 1 тыс. родившихся живыми;
  • материнская смертность отсутствует;
  • средняя продолжительность жизни увеличилась 67 лет в 2013г до 70 лет в 2017г.

Улучшилось материальное положение сферы культуры. В 2017 г завершено строительство районного Дома культуры в с. Мухоршибирь в рамках ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы» мощностью 180 мест, общей площадью - 3097,3 кв.м. Введен в эксплуатацию Дом культуры в ул. Хошун-Узур мощностью - 70 мест, общей площадью -198,2 кв.м. [2].

В результате соотношение посещаемости населения платных культурно-досуговых мероприятий, проводимых муниципальными учреждениями культуры, к общему населению увеличилось с 178% в 2013 году до 238% в 2017 году.

Для формирования и реализации потребностей населения к активным занятиям физической культурой и спортом в районе действует 59 спортивных сооружений, в том числе 24 плоскостных, 19 спортивных залов, 1 стадион, 2 лыжные базы, 12 футбольных полей, 1 стрелковый тир, 1 стрельбище, 1 бассейн и 10 других спортивных сооружений.

Обеспеченность спортивными залами от нормативной потребности составляет 54,2% (4536кв.м.), плоскостными сооружениями 26,6% (12360 кв.м.), работает 25 учителей физкультуры, 9 штатных тренеров – преподавателей, 1 работник ФК и спорта органов местного самоуправления, 9 инструкторов по спорту по месту жительства, в том числе 7 по совместительству.

За 2013-2017 годы реализованы следующие мероприятия: построен спортивный зал в улусе Цолга, проведена реконструкция стадиона в с. Мухоршибирь, лыжной базы в п. Саган-Нур, проведен капитальный ремонт спортивного зала в п. Саган-Нур. Удельный вес населения, занимающегося физической культурой и спортом возрос с 23,47% в 2013г до 33,7% в 2017г.

Демографическая ситуация, сложившаяся в районе за 2013-2017 гг., характеризуется негативными процессами, что явилось результатом миграционного оттока населения. По прогнозным данным миграционные процессы в районе будут продолжаться. По данным Бурятстата с 2013 по 2017гг. миграционные потери составили 1078 человек. Среднегодовой показатель выбытия населения за этот период составил 215 человек. В районе с 2010 г. сохраняется естественный прирост населения, за 2013-2017 г. составил 135 чел [3].

Жилищный фонд является индикатором функционирования систем жизнеобеспечения района. По состоянию на 01.01.2018 г. жилищный фонд составляет 515,5 тыс. кв.м. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя составляет 22,1 кв.м. [3]

Ввод в эксплуатацию жилых домов за последние годы характеризуется незначительными объемами. Строительство жилья, в основном, производится частными застройщиками. Доля убыточных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства сократилась с 25% в 2013г до 12,5% в 2017г.

В связи с созданием в 2014 году дорожного фонда увеличилось финансирование на дорожную отрасль, что позволило существенно увеличить темпы ремонта автодорог и мостов, проводить больше работ по обеспечению безопасного и бесперебойного движения автотранспорта по автодорогам района. За 2013-2017 гг. на эти цели из республиканского и местных бюджетов направлено 47,4 млн. руб.

Доля протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 78,2%. Общая протяженность автодорог – 454,5 км, не отвечают нормативным требованиям 355,4 км. [2]

В районе остаются высокими показатели преступности: число зарегистрированных преступлений за 2017 год составило 2323 единицы на 100 тыс. населения, что выше уровня 2013 года на 24,6% или 87 ед.

Комплексный анализ, учитывающий степень воздействия проблем на социально-экономическое развитие муниципального образования «Мухоршибирский район», позволил выявить следующие основные проблемы, отражающие специфику социально-экономического развития района:

1. Дефицит квалифицированных рабочих и управленческих кадров, несбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

2. Высокая степень износа основных производственных фондов, инженерной инфраструктуры предприятий района, инженерных сооружений и объектов социальной сферы, высокая доля убыточных предприятий.

3. Неэффективная система жилищно – коммунального хозяйства: высокий уровень тарифов на электроэнергию и теплоэнергию, большие потери в сетях из-за изношенности инженерной инфраструктуры котельных и сетей (80%).

4. Миграционный отток населения.

5. Высокий уровень преступности.

6. Дотационность районного бюджета. Сохраняется зависимость от финансово-экономической политики федеральных и республиканских властей, что не позволяет реализовать мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие района. Возможности местного бюджета ограничены и позволяют осуществлять, в основном, текущие расходы.

7. Сложившаяся неравномерность развития муниципальных образований на территории района.

8. Небольшой денежный доход на душу населения является сдерживающим фактором роста внутреннего потребления в районе. Кроме этого, значительное влияние оказывает снижение численности лиц, занятых в экономике. Не смотря на поступательное снижение, высокой остается доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

9. Местные автодороги района не удовлетворяют требованиям по организации безопасного движения современных легковых и грузовых автомобилей, обладающих высокими динамическими характеристиками. На территории района не обеспечен требуемый уровень безопасности, особенно в части обеспечения транзитного движения по населённым пунктам (отсутствие благоустройства дорог, освещения в ночное время суток и т.п.). Требуется ремонт и реконструкция внутрипоселковых дорог и улично-дорожной сети поселений района.

10. Одной из важнейших экологических проблем территорий населенных пунктов сельских поселений является причинение ущерба окружающей среде в результате накопления отходов производства и потребления, отсутствие полигонов, образование стихийных свалок.

11. Всеми поселениями разработаны и утверждены генеральные планы, до настоящего времени земельные участки из земель сельхозназначения предусмотренные для перевода, не переведены в установленном порядке в категорию земель населенных пунктов.

Дальнейшее социально-экономическое развитие муниципального образования «Мухоршибирский район» требует активных действий для сохранения и наращивания имеющегося потенциала, поиска новых точек роста, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения транспортной инфраструктуры, повышения инвестиционной привлекательности территории.

Список литературы

  1. Малыхина И.Н. Совершенствование механизма разития социальной инфраструктуры региона. Автореф. дис. кан. экон. н. – Улан-Удэ, 2012. – 5 с.
  2. МО «Мухоршибирский район» официальный сайт Администрации. [Электронный ресурс]. 2019. URL: http://мухоршибирский-район.рф (Дата обращения 15.01.2019).
  3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республики Бурятия [Электронный ресурс]. 2019. URL: [Электронный ресурс]. 2018. URL: http://burstat.gks.ru (Дата обращения 22.12.2018).

Интересная статья? Поделись ей с другими: