УДК 347.89

Особенности государственной регистрации федеральных органов власти РФ в качестве юридических лиц

Степанов Александр Александрович – магистрант юридического факультета Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске.

Степанова Людмила Петровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского права и процесса Института сервиса туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске.

Аннотация: В представленной статье рассматриваются некоторые вопросы возникновения федеральных органов власти РФ в форме казенных учреждений.

Ключевые слова: Юридическое лицо, государственная регистрация, казенные учреждения.

В отличие от большинства юридических лиц процедура государственной регистрации федеральных органов власти РФ в форме казенных учреждений имеет некоторые особенности.

Ряд авторов полагают, что гражданская правосубъектность государственных органов власти возникает не с момента регистрации органа как юридического лица, а с момента принятия решения, о создании такого отдельно взятого органа власти[1, с.124]. До недавнего времени ситуацию можно было считать таковой, однако сейчас данное утверждение представляется ошибочным. Руководствуясь п. 8 ст. 51 ГК РФ, Федеральным законом № 129-ФЗ от 08 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[2], Федеральным законом № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа, федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесение в них изменений» (далее Постановление Правительства № 539)[3] , для участия таких субъектов в гражданских правоотношениях им необходимо обладать статусом юридического лица, который приобретается со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Данные правила носят императивный характер и никакого иного пути для возникновения гражданской парвосубъектности не предусматривают. Однако наличие такого количества нормативных актов в отношении государственной регистрации органов власти как юридических лиц вносит некоторую специфику в данную процедуру.

Начнем с того, что О.А. Красавчиковым выделялось три основных способа образования юридического лица: разрешительный, распорядительный, явочно-нормативный[4, с.142]. Для государственных органов того времени единственно возможным был распорядительный способ образования.

В настоящее время основным способом возникновения юридического лица является - явочно-нормативный. Однако органы власти РФ являются исключением из этого общего правила.

Для возникновения гражданской правосубъектности органов публично-правовых образований в РФ установлена специальная процедура, особенность которой заключается в издании предварительного распоряжения компетентного на то органа государства (таковым является Правительство РФ, которое выступает от имени Российской Федерации в качестве учредителя). Так, данное положение закреплено в п. 3 раздела 2 Постановления Правительства № 539.

Сама процедура регистрации с учетом нормативной базы и практики применения законодательства выглядит следующим образом. Вначале следует подготовительная стадия по созданию такого юридического лица. На этом этапе Правительство Российской Федерации издает распоряжение о создании федерального государственного казенного учреждения. Оно по аналогии с иными юридическими лицами является решением о создании юридического лица. В нем должно быть указано наименование федерального учреждения с указанием типа (в нашем случае казенное учреждение), основные цели деятельности, наименование лица, осуществляющего полномочия учредителя, а также следующие специфические положения: сведения о недвижимом имуществе, которое будет закреплено за таким учреждением, предельную штатную численность работников для казенного учреждения, перечень мероприятий по созданию такого учреждения с указанием сроков их проведения. Одновременно с проектом распоряжения в Правительство РФ предоставляется пояснительная записка. После издания распоряжения Правительством РФ утверждается устав такого учреждения, однако все органы государственной власти РФ действуют не на основании устава, а на основании положения, которое, с одной стороны, заменяет устав юридического лица, а с другой - является подзаконным актом.

Далее пакет документов для регистрации органа власти РФ как юридического лица направляется в уполномоченный территориальный орган (Управление Министерства юстиции РФ) не позднее чем через три месяца со дня издания распоряжения о создании такой организации для прохождения регистрации. Не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения указанных документов этот орган принимает решение о государственной регистрации федерального органа власти в форме казенного учреждения. После вынесения соответствующего решения Управление Министерства юстиции РФ (далее - Минюст РФ), на основании п. 8, ст. 13.1 Федерального закона

«О некоммерческих организациях» весь пакет документов направляется в «регистрирующий орган», а именно в налоговую службу по месту нахождения такого государственного органа. Порядок взаимодействия министерства юстиции РФ и ФНС РФ регламентируется Приказом Министерства юстиции РФ от 12 ноября 2010 г. № 343 «О порядке взаимодействия Министерства юстиции РФ с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций»[5]. Налоговый орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ. Затем, в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения записи в государственный реестр, территориальное отделение ФНС РФ направляет в Минюст России с сопроводительным письмом документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, а также соответствующую выписку из государственного реестра для выдачи представительному органу муниципального образования и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

В случае получения налоговым органом от Министерства юстиции РФ неполного комплекта документов отделение ФНС РФ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем получения документов, направляет в Министерство юстиции России письмо с указанием документов, отсутствующих в представленном комплекте. В свою очередь Минюст РФ в течение одного рабочего дня с момента получения письма направляет недостающие документы в налоговый орган. Внесение соответствующих сведений в государственный реестр осуществляется также в срок не более пяти рабочих дней со дня получения налоговым органом документа (документов), отсутствовавшего в ранее представленном комплекте. В итоге федеральный орган государственной власти РФ приобретает статус юридического лица в организационно-правовой форме казенного учреждения.

Таким образом, основными особенностями государственной регистрации федеральных органов власти РФ в качестве юридических лиц являются:

1) подготовительная стадия по созданию юридического лица;

2) распорядительно-регистрационный порядок образования таких субъектов, который предусматривает обязательное издание Правительством РФ распоряжения, являющегося основанием для государственной регистрации органов публично-правовых образований РФ в качестве юридических лиц

3) наличие положения в качестве учредительного документа таких казенных учреждений.

Список литературы

  1. Болдырев В.А. Юридические лица несобственники в системе субъектов гражданского права. Монография / под ред. Сысоева В.А. - Омск, Омская академия МВД, 2010. – 324с.
  2. Федеральный закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть 1), ст. 3431; 2015. № 29, ст. 4363.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа, федеральных государственных учреждений, а также утверждение уставов федеральных государственных учреждений и внесение в них изменений» // СЗ РФ. 2010. № 31, ст. 4238.
  4. Красавчиков О.А. Советское гражданское право. В 2 т. - М., 1985. Т. 1. – 201с.
  5. Приказ Министерства юстиции РФ от 12.11.2010 № 343 «О порядке взаимодействия Министерства юстиции РФ с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций» // Российская газета. 2010. № 297.

Интересная статья? Поделись ей с другими: