УДК 101

Мечты и счастье в философии

Пегушин Кирилл Сергеевич – студент кафедры Истории и гуманитарных наук Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье автор рассматривает особенности определения счастья и мечты с точки зрения философии.

Ключевые слова: Философия, счастье, мечта, этимология, феноменология, гносеология.

Вопросы что же такое счастье, и в чем оно заключается волновали людей на протяжении многих поколений. Многие века философы размышляли о том, какое определение дать этому сложному и многогранному понятию. Трудности были в том, что для каждого человека понимание счастья свое. Кто-то видит в нем всю мудрость человечества, другие богатство и достаток, некоторые добродетель и порядочность. Счастье, как и мечта, представляет собой некий собирательный образ идеала каждого человека, его цели и достижения в жизни.

Этимология мечты и счастья

Поскольку философия занимается абстрактными и общими сторонами различных предметов мышления, и ее принципы заключаются в критике и разработке понятий, суждений и умозаключений, то на основе этих определений можно подробно изучать и исследовать значение счастья и мечты.

Основное и главное в мечте –это ее образ, который идеализирует цель человека и убирает все, что к ней не относиться. «В основе любой ценностной системы, представляющей определённую культуру, всегда лежит идеал» (1) Именно эти ключевые моменты будут рассматриваться в определении и постановки мечты как понятия. Важнейшие разделы философии, классифицирующие и определяющие понятия – это гносеология, аксиология и онтология.

Гносеологический подход заключается в критике и теории познания мечты и счастья, а также ее исследованиями. Можем ли мы осуществить мечту и стать счастливым ? –главный вопрос, гносеологического метода.

Онтологический подход рассматривает наиболее основные вопросы бытия и сущности понятий. Его цель – определить связь мечты и историей и ее сферу мироздания.

Осмысление и представление мечты и счастья как целостный и собирательный образ достаточно сложны из-за большого разнообразия субъектов и объектов мечты, не считая обилие знаков и символов. использующихся для ее определения и формулировки. Именно поэтому целесообразно рассматривать такое сложное понятие с точки зрения человека, изучающего его и выделяющего основные критерии.

Важные задачи, при помощи которых можно изучить и сформулировать понятия о счастье и мечте:

  1. Сформулировать основные виды мечты и счастья.
  2. Показать, как основное определение охватывает основные виды и сформулировать его.
  3. Обозначить идеалы ценностей, на которые опирается понятие.
  4. Составить основные вопросы для достижения и осуществления мечты и счастья для индивида.
  5. Сформулировать общий подход к изучению и исследованию понятия и его ценностных ориентировок.
  6. Сравнить общее понятие с наиболее важными и проанализировать их.

Феноменология мечты

Мечта – это образ, сформулированный индивидом, для определения цели или желания осуществить данное в будущем. Для системного анализа и обозначения мечты и счастья необходимо указать некоторые, наиболее важные субъекты. «Субъективность – это индивидуальная основа человеческой бытийности, внутренний мир переживаний, личной реальности человека» (2)

  1. Определение положения, ресурсов и возможностей субъекта мечтаний.
  2. Определения, из которых складывается собирательный образ.
  3. Отрицательные и положительные стороны данного образа.
  4. Ценностные ориентирования.

Онтология мечты и счастья и их цель и роли в жизни человека

Для определения и формулировки мечты необходимо определить к какой сфере бытия она принадлежит. Поскольку в ее определении сочетаются цели будущего и жизненные принципы человека в настоящем, то можно отнести ее к социо-психо сфере. Формулировка и представление индивидом мечты содержит в себе его цели, мечты, а также сознание и поведение человека.

При выявлении понятия, можем выявить наиболее общие ценностные ориентирования, такие как: поведенческие установки, экзистенциальные, ценностные и когнитивные.

Мечта является собирательным образом, который складывается из множества различных факторов, влияющих на жизнь человека, основные критерии которых, определяются влиянием социума. Многие из них, превращаются в некий культурный образ, который передается из поколения в поколение.

Основные социальные факторы, которые могут повлиять на формулировку мечты:

  1. Факторы изменения природы и климата, которые непосредственно влияют на жизнь человека
  2. Испытания, которые могут нарушить мысленный идеал, и внести изменения в формулировку мечты

Аксиология мечты

Построение мечты и ее формулировка несут для человека очень много функций, таких как: компенсация, утешение, мотивация и индивидуальное обоснование норм.

Но существуют и ограничения, относительно формирования мечты. Главные – это политические и религиозные ограничения. Например убежденные католики считают, что необходимо обратить всех людей в свою веру. Мусульмане уверены, что станут счастливы, только если на земле не останется неверных, не верующих в Аллаха людей. Споры, возникающие, при рассмотрении данных вопросов возникают все время.

Необходимо учитывать, чтобы мечты человека не нарушали личных границ других людей и были в рамках закона. Потому что никакие глобальные цели не должны нести ущерб природе, окружающей среде, причинять насилие и жестокость.

Гносеология мечты и счастья

Гносеологический подход ставит перед собой задачу возможности осуществления и реализации мечты и счастья. Все это безусловно зависит от той цели, которую ставит перед собой человек, в определении своей мечты. Способствовать этому могут ресурсы, материальные возможности, удача, талант и способность к реализации поставленных целей.

Этика мечты

Мечта не является жизненно важным и необходимы условием для жизни человека. Нужно ли иметь мечту и строить планы по ее осуществлению –решает каждый человек лично для себя. Счастье же более необходимо каждому человеку.

Список литературы

  1. Федосеенков А.В.Божественная природа человеческой субъективности. – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун‐т,. – 7 с
  2. Суворова, А.Н. Введение в современную философию / А.Н. Суворова. – М., 2006

Интересная статья? Поделись ей с другими: