УДК 340.115:316.482

Механизмы разрешения юридического конфликта

Полуэктов Антон Олегович – студент Юридического факультета Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва.

Аннотация: В данной статье рассмотрены механизмы разрешения юридического конфликта. Выделяются виды механизмов. Раскрывается, что стороны противоборства разрешают конфликт самостоятельно или с помощью привлечения третей стороны, что в свою очередь помогает быстро предотвратить или разрешить конфликт.

Ключевые слова: Юридический конфликт, консенсус, проблемы, противоборство, стадии конфликта, разрешение конфликта.

В повседневной жизни самым обычным явлением является конфликт. Хотя бы раз в жизни каждый человек чувствовал какую-либо несправедливость в отношении своих идей или интересов. Такие ситуации возникают очень часто, даже на бытовом уровне.

В юридическом мире конфликт так же представляет собой некое взаимодействие индивидов, групп или институтов, под которыми понимаются социальные субъекты [1, с. 154]. Здесь, казалось бы, чтобы решить проблему, нужно только определить рамки права. Но когда бывают сложные ситуации, тогда трудно выявить их юридический характер. И наоборот, даже бытовая ссора скрывает в себе юридический аспект.

Необходимо, что бы разрешение конфликтной ситуации устраивало все конфликтующие стороны. В противном случае это будет просто навязыванием воли, а не разрешением конфликта. И через какое-то время конфликт может возникнуть с новой силой [2, с. 100].

При современном развитии общества, в современном развитии наук (юридических, экономических) разработаны технологии, методики, правила и законы, призванные для цивилизационного разрешения юридического конфликта.

Любой конфликт, даже бытовой, скрывает под собой юридический подтекст. Существует два основных вида механизмов разрешения конфликта: 1) стороны противоборства разрешают конфликт своими силами, то есть самостоятельно; 2) привлечение третьей стороны [3, с. 188].

Можно это рассмотреть на таком примере. Соседи по земельным участкам не могут договориться, как должен стоять между ними забор. Каждая из сторон считает, что забор нужно передвинуть, тем самым увеличивается площадь земли одной стороны, соответственно уменьшается площадь земли другой стороны. Они могут решить этот вопрос между собой, то есть договориться на каких – то условиях. Если противоборствующие стороны не находят такого решения они могут обратиться к третьей стороне, например, председателю сельского поселения. Здесь важно учесть, чтобы третья сторона как посредник обладал [4, с. 196] уважением и доверием, обращающихся к ней. Если консенсус и здесь не будет достигнут, можно перейти к следующей стадии. Например, обратиться в Регистрационную кадастровую палату. Ну а последней стадией разрешения любого юридического конфликта является обращение в суд.

В данном случае мы рассматриваем, что можно использовать целый ряд различных способов и методов урегулирования конфликта. Такая многоступенчатая структура наглядно показывает, что разрешение юридического конфликта на более ранних стадиях проходит при минимальных материальных и моральных потерях [5, с. 10]. Чем раньше противоборствующие стороны договорятся, тем лучше.

Но есть еще одна, последняя стадия, которая, как правило, не учитывается участниками конфликта. А это последняя стадия состоит из того, что противоборствующим сторонам необходимо осуществить выход из конфликтной ситуации, что бы был контроль за выполнением принятых решений [6, с. 358]. Все стороны конфликта должны понять, как важно поддержание правопорядка и принять новые отношения между всеми участниками конфликтов.

Современные технологии разрешения юридических споров тесно связывают конфликтологию и юриспруденцию. С помощью этих технологий, методов можно урегулировать любой спор или конфликт, правовой, экономический, социальный. В современных реалиях, конфликтология как наука просто необходима для современного общества [7, с. 116]. И если эти подходы будут успешно внедряться и использоваться юристами, правоохранительными органами, законодателями это только повысит их профессиональный уровень и поможет повысить уровень жизни граждан и общества в целом.

Список литературы

  1. Борисов Н.А., Брыжинская Г.В. Психология участников конфликта / Евразийский научный журнал. 2015. № 6. С. 154-156.
  2. Брыжинская Г.В. Факторы правовой социализации / Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 100-102.
  3. Брыжинская Г.В. Условия эффективного ведения переговоров / Глобальный научный потенциал. 2015. № 11 (56). С. 188-190.
  4. Худойкина Т.В., Васягина М.М. Профилактика юридического конфликта: теория и практика. Саранск, 2007. 196 с.
  5. Худойкина Т.В. Юридическая конфликтология в условиях государственно – правовых и общественных преобразований в России: постановка проблемы, теоретические и социологические аспекты / Сибирский юридический вестник. 1998. № 3. С. 10.
  6. Худойкина Т.В. Компромиссное разрешение юридического конфликта. В сборнике: Компромисс в праве: теория, практика, техника. Сборник по материалам Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2014. С. 358-371.
  7. Худойкина Т.В. К вопросу о выявлении характера правового сознания / Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 116-119.

Интересная статья? Поделись ей с другими: