УДК 340.12:316.48
Принципы медиации как выражение нравственных начал посредничества в Российской Федерации
Купцова Ольга Владимировна – кандидат юридических наук, доцент кафедры Правовых дисциплин Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва.
Швецова Анастасия Александровна – студентка Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва.
Аннотация: В статье характеризуется юридическая природа медиации, раскрываются ее принципы и их этическая составляющая, сформулированы нравственные требования к посреднику.
Ключевые слова: Медиация, посредничество, посредник, принципы медиации, нравственность, юридический конфликт.
В современном обществе наряду с судебной формой защиты прав все большее распространение получают альтернативные способы урегулирования конфликтов, благодаря которым стороны могут прийти к согласию на взаимовыгодных друг для друга условиях. Одно из важнейших мест в системе альтернативного разрешения споров занимает процедура посредничества.
Под посредничеством (медиацией) понимается улаживание конфликта с помощью независимого, нейтрального посредника, который содействует сторонам в достижении соглашения. Это метод, при котором стороны управляют и владеют как самим процессом, так и его результатом (соглашением) [1, с. 108-109]. На современном этапе развития общества процедура посредничества имеет законодательное закрепление – 27 июля 2010 года был принят Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [2].
Нравственные требования к медиации в российском законодательстве непосредственно не закреплены, однако «прослеживаются в целях, задачах и принципах примирительных процедур» [3, с. 98].
Главная задача медиации – способствование развитию конструктивных взаимоотношений сторон, приведение спорящих сторон в мирное сосуществование [4, с. 79-80; 5, с. 69]. В этом выражается гуманистическая направленность посредничества, нацеленность на необходимость признания и уважения прав и свобод личности (участника медиативного процесса).
Принципы медиации закреплены в статье 3 Закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Легальный перечень дополняется исходными началами посредничества, обосновываемыми в юридической доктрине [4, с. 83-84; 6, с. 134; 7, с. 1166 – 1167]. Принципами медиации выступают:
- принцип законности (в процессе процедуры посредничества стороны и медиатор должны действовать в рамках законов и иных нормативно-правовых актов, не нарушая их);
- принцип справедливости (подразумевает равное отношение к сторонам, соответствие между содеянным и последствиями);
- принцип добровольности (стороны принимают участие в посредничестве без принуждения к тому);
- принцип равноправия сторон (стороны имеют равные возможности при проведении процедуры);
- принцип сотрудничества (участники процедуры посредничества учитывают интересы друг друга, пытаясь прийти к взаимовыгодному (взаимоприемлемому) решению);
- принцип независимости и беспристрастности медиатора (недопустимость любого постороннего воздействия на медиатора юридических или физических лиц);
- принцип конфиденциальности (все, что обсуждается между сторонами и посредником, должно быть сохранено внутри медиативного процесса);
- принцип взаимоуважения (недопустимы грубые, резкие суждения, негативные выпады в адрес участников переговоров);
- принцип самостоятельности сторон (стороны сами пытаются договориться, найти обоюдовыгодное решение спорного вопроса);
- принцип профессионализма медиатора (варианты разрешения конфликта должны предлагаться квалифицированным специалистом, разбирающимся и в содержательной, и в правовой составляющей конфликта, имеющим навыки психолога и конфликтолога, обладающим необходимыми способностями и личными качествами);
- принцип ответственности (ответственным (основанным на чувстве гражданского долга, развитого правосознания), а также наказуемым при наличии противоправных деяний должно быть поведение всех участников переговоров);
- принцип прозрачности процедуры медиации (понятность целей и содержания переговоров участникам, открытость (при соблюдении принципа конфиденциальности) действий сторон и посредника).
Данные принципы выражают нравственные ценности общества, подразумевают требования, аналогичные предписаниям кодексов профессиональной этики, действующих в российской правовой системе (Кодекса профессиональной этики адвоката, кодексов этики и служебного поведения государственных служащих системы МВД РФ, органов прокуратуры и др.).
Вышеперечисленные начала медиации предъявляют определенные нравственные требования к посреднику: медиатор должен ставить интересы лиц, обратившихся к нему за защитой, выше собственных; он не вправе использовать информацию, полученную от клиентов, в целях собственной выгоды; обязан соблюдать деловой режим общения с клиентами, не должен высказывать своего личного мнения о клиентах, не вправе давать какие-либо заверения той или иной стороне об исходе переговоров. Медиатору важно развивать в себе такие качества, как честность, вежливость, тактичность, доброжелательность, коммуникабельность, чуткость, принципиальность, ответственность [8, с. 118-119].
Все содержание процедуры медиации (и в законодательном выражении, и в поведении участников переговоров) должно основываться на нравственных началах. Только при этом условии можно говорить об эффективности разрешения конфликтов посредством переговоров, авторитете медиаторов и востребованности медиации в обществе.
Список литературы
- Николюкин С. В. Альтернативные способы урегулирования споров в системе защиты гражданских прав // Образование и право. – 2012. – № 9 (37). – С. 93 – 114.
- Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 31. – Ст. 4162.
- Телегина В. А. Значение нравственных начал в становлении и развитии института медиации в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2015. – № 1 (102). – С. 96 – 99.
- Исаенкова О. В. Развитие медиации в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Вопросы российского и международного права. – 2013. – № 3. – С. 69 – 90.
- Худойкина Т. В Применение посредничества как примирительной процедуры при разрешении правовых споров и конфликтов в России // Социально-политические науки. 2012. №4. С. 67-70.
- Сычева О. А. Возможности медиации при разрешении административно-правовых споров // Поволжский педагогический поиск. – 2013. – № 1 (3). – С. 131 – 136.
- Шереметьева А. К. Медиация как гражданско-правовой способ урегулирования конфликтов в сфере интеллектуальной собственности // Ученые заметки ТОГУ. – 2013. – Т. 4. – № 4. – С. 1161 – 1169.
- Маткина Д. В. Этические особенности процедуры медиации по разрешению уголовно-правового спора // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – №3 (139). – 116 – 119.