УДК 504:378 (06)

Формирование коллективной ответственности в условиях внутрифирменного обучения

Бугакова Нина Юрьевна – доктор педагогических наук, профессор Калининградского государственного технического университета.

Джерелейко Святослав Иванович – старший преподаватель учебного центра Калининградского государственного технического университета.

Аннотация: В статье приводится обоснование содержания и методов формирования коллективной ответственности работников предприятий малого бизнеса, направленные на развитие социально-трудовых отношений (корпоративная культура, конфликты в организации) при организации внутрифирменного обучения. Рассматривается структура коллективной ответственности на примере внутрифирменного обучения работников таможенно-логистической фирмы, которая включает коллективные знания, коллективные взаимоотношения, коллективную продуктивность. Предложенная автором модель профессионального тренинга подтверждает идею интегрированного знания о роли коллективной ответственности работников в управлении качеством услуги посредством управления знаниями, управления конфликтами, управления надежностью совместной деятельности.

Ключевые слова: Внутрифирменное обучение, коллективная ответственность, малый бизнес, таможенно-логистическая фирма, бизнес-образование.

В настоящее время особое внимание уделяется Правительством Российской Федерации развитию малого бизнеса и мерам использования трудового потенциала работников для преодоления отставания от развитых стран в производительности труда. [5] В этих условиях мы считаем важным развитие внутрифирменного обучения, направленного на решение проблем подготовки кадров для малого и среднего бизнеса. Направление внутрифирменного обучения, в котором происходит обучение персонала как профессионального сообщества, способного производить продукцию высокого качества во взаимозависимой деятельности, в сотрудничестве, относится к сфере социально-трудовых отношений. [2] Следовательно, необходимы обоснование содержания и методов формирования коллективной ответственности работников предприятий малого бизнеса, программы, направленные на развитие социально-трудовых отношений (корпоративная культура, конфликты в организации), программы развития коллективной ответственности работников. Внутрифирменное обучение, направленное на формирование коллективной ответственности работников, способно выполнить данную задачу.

В статье анализируется процесс формирования коллективной ответственности путем разработки дополнительных программ профессионального бизнес-образования. [2] Теория внутрифирменного обучения активно развивается. [6, 7] Исследованы проблемы: развитие системы внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров (Ю. Л. Бадаев, К. Г. Кязимов, Д. А. Шендриков), внутрифирменное профессиональное обучение работников на современном предприятии (О. А. Богачев, А. В. Кирьянов, Р. Р. Сибагатуллин), внутрифирменное обучение как фактор формирования организационной и корпоративной культуры предприятия, реализации корпоративного образования (А. В. Ковалев, Н. А. Патутина), в том числе малого бизнеса (Е. Н. Дубиненкова), оценка эффективности внутрифирменного обучения (М. Ю. Сафонова, В. А. Сорока).

Основная проблема исследования - теоретическое обоснование содержания и методов формирования коллективной ответственности работников предприятий малого бизнеса.

Научная новизна исследования разработанной теории внутрифирменного обучения состоит в том, что в ней последовательно реализуется теоретические установки формирования коллективной ответственности работников малого бизнеса, которая рассматривается как вид ключевой компетенции, влияющей на качество услуги (продукта) посредством обобщенного способа трудовой деятельности; учитываются особенности коллективной ответственности работников предприятия малого бизнеса, оказывающего таможенно-логистические услуги; обоснованы и разработаны модель и программа профессионального тренинга формирования коллективной ответственности работников предприятия малого бизнеса, оказывающего таможенно-логистические услуги. Разработанные автором программы профессионального тренинга, позволяют сформировать коллективную ответственность работников малого бизнеса в управлении качеством услуги посредством управления знаниями, управления конфликтами, управления надежностью совместной деятельности.

В исследовании установлено с одной стороны, коллективная ответственность работников – это интегральная характеристика профессиональной общности сотрудников предприятия, обеспечивающая высокое качество производимого продукта (услуги), с другой коллективная ответственность, на примере работников таможенно-логистической фирмы, рассматривается как ключевая компетенция, обеспечивающая способность решать профессиональные задачи персонального, комплексного, кумулятивного управления качеством комплекса таможенно-логистических услуг. [4]

Таможенно-логистическая деятельность осуществляется на рынке транспортно-экспедиционных и таможенно-складских услуг с целью минимизации временных и финансовых затрат при прохождении товарными потоками таможенных границ сопредельных государств и уменьшения внешнеторговых рисков; совместная деятельность реализуется в информационных и финансовых потоках, сопутствующими материальному посредством логистических операций; продуктом совместной деятельности является продукция и товар, перемещенный через таможенные границы с оптимальными финансово-временными затратами.

Коллективный субъект таможенно-логистической деятельности – это совокупность работников таможенно-логистических компаний, осуществляющих транспортно-экспедиционные и таможенно-складские услуги в основных направления таможенной логистики – таможенное оформление, сертификация, транспортная логистика, складской сервис – перевозчик, таможенный представитель (брокер), декларант, сотрудник таможни, страховая компания, экспедитор (агент) и др. [1]

Коллективная ответственность работников таможенно-логистической фирмы как ключевая компетенция – это интегральная характеристика профессиональной общности сотрудников предприятия, обеспечивающая способность решать профессиональные задачи персонального, комплексного, кумулятивного управления качеством комплекса таможенно-логистических услуг.

Структура коллективной ответственности работников таможенно-логистической фирмы включает:

- коллективные знания о целостном процессе оказания услуги, о персональном вкладе в ее качество, о стандартных трудовых действия (операциях) и возможных ошибках в их исполнении, о рисках ущерба;

- коллективные взаимоотношения – повышенная взаимозависимость, способность к самоуправлению, интегрированность, интеллектуальная активность и коммуникативность, способность противостоять обстоятельствам, настойчивость в конкретных условиях;

- коллективная продуктивность – надежность трудовых действий (операция) персонального, комплексного, кумулятивного управления качеством комплекса таможенно-логистических услуг.

Разработанная автором модель профессионального тренинга предусматривает:

- концептуальный блок, систематизирующий на основе ведущей идее интегрированное знание о роли коллективной ответственности работников ПМБ в управлении качеством услуги посредством управления знаниями, управления конфликтами, управления надежностью совместной деятельности; данное знание определяет статическую и динамическую структуры тренинга;

- целевой блок содержит номенклатуру педагогических целей - эталонная цель - развитие кадрового потенциала работников как фактора обеспечения качества услуг; промежуточная цель - формирование коллективной ответственности работников; конкретные цели: генерирование, передача, обмен, применение коллективного – организационного – знания; профилактика конфликтов совместной деятельности; развитие профессиональной общности; профилактика ошибок взаимозависимой деятельности; развитие персонального, комплексного, кумулятивного управления качеством услуги;

- содержательно-процессуальный блок, отражающий статическую и динамическую структуры педагогического процесса в обучающих модулях: модуль «Управление знаниями»: качество услуг предприятия, ошибки взаимозависимой деятельности, вовлечение заказчика, исполнителя, поставщика в управление качеством; средства: мозговой штурм, анализ нормативных документов, производственных ситуаций, проектирование; форма – производственное совещание, инструктаж на рабочем месте; модуль «Управление взаимоотношениями»: трудовые конфликты, профессиональная общность; средства: упражнения и задания на развитие сплоченности, работоспособности; форма - социально-психологический тренинг; деловая игра; модуль «Управление надежностью»: персональное, кумулятивное, комплексное управление качеством услуги; средства: деловая игра; форма – профессиональная аттестация;

- результативный блок, в который включены критерии, показатели и средства измерения и оценки сформированности коллективной ответственности работников: коллективное знание – полнота и точность знания о способе решения общей трудовой задачи управления качеством услуги; коллективные взаимоотношения – структура и качество рабочих отношений в организации; коллективная продуктивность – уровень автономии/зависимости. Средства измерения и оценки: анкетирование, тестирование, наблюдение, экспертная оценка.

Таким образом, коллективная ответственность сотрудников может быть рассмотрена как вид ключевой компетенции, интегрирующие все проявления человеческого фактора эффективности деятельности предприятия.

Список литературы

1. Архипкин О. В. Методология создания системы логистического сервиса в структурах региона: Автореф. дисс. д. экон. н.: 08.00.05. – СПБ., 2007. – 59 с.

2. Богачев О. А. Внутрифирменное профессиональное обучение работников на современном предприятии: Автореф. дисс. к.п.н.: 13.00.08. – М., 2011. – 21 с.

3. Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике / Н. Н. Васильев. – Спб.: Речь, 2005. – 279 с.

4. Джабраилов А. Э. Методология создания и развития логистической системы управления таможенно-терминальными комплексами. Автореф. дисс.д.экон.н.: 08.00.05. Санкт-Петербург. –2004. - 28 с.

5. Доклад А. Улюкаева на заседании Правительства России о мерах по повышению производительности труда, созданию высокопроизводительных рабочих мест. URL.: http://smb.gov.ru/mediacenter/expertopinions/ (дата обращения 19.03.2015).

6. Дубиненкова Е. Н. Внутрифирменное обучение как фактор формирования организационное культуры предприятия малого бизнеса: Автореф. дисс.к.псих.н.: 19.00.05.- Ярославль, 2004. – 21 с.

7. Москвичева Т. М. Внутрифирменное обучение: Перспективы и цели / Т.М. Москвичева // Трудовое право. – 2004. - №10 (56). – С. 52 - 53.

8. Самсонова Н. В. Формирование конфликтологической культуры специалиста: Монография / Н. В. Самсонова, КГУ, 2002. – 362 с.

9. Шендриков Д. А. Внутрифирменное обучение персонала и пути повышения его эффективности: Автореф. дисс. к.э.н.: 08.00.05. – М., 2001. – 23 с.

10. Skyrme David J. Developing A Knowledge Strategy. URL.: http://www.skyrme.com/pubs/knwstrat.htm (дата обращения 09.03.2013).

Интересная статья? Поделись ей с другими: