Роль молодого специалиста в формировании профессионального самоопределения старшеклассника

Тюльменкова Анастасия Александровна - учитель математики, экономики Георгиевской cредней общеобразовательной школы Канского района Красноярского края. (c.Георгиевка, Красноярский край)

Аннотация: В данной статье речь пойдет о роли молодого учителя в формировании профессионального самоопределения учащихся старших классов. Статья посвящена описанию совершенствования педагогического мастерства. Автор сформулировал критерии качества и эффективности труда молодого специалиста, определил показатели, по которым следует анализировать и оценивать труд педагога.

Ключевые слова: Учитель, профессиональное самоопределение.

Легко ли быть молодым учителем...

Учитель – это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Сегодня, как и во все века, учитель – это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?" – именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.

За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.

Школа – это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни – все иначе!

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами – вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя – новичка.

Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М. В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю.

Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей – коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно – тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них – мастер своего дела.

Повышение эффективности обучения и воспитания – одно из приоритетных направлений образования – во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Сколько бы ни совершенствовались учебники, программы, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств.

В 2011 году в нашу школу пришел молодой специалист – учитель математики. В ходе работы с ним выясняется уровень его теоретической подготовки, намерения, цели, характер. Совместная деятельность молодого педагога и учеников начинается с выяснения плана работы. Учитель понимает: его основная цель – оказание практической помощи ученикам в вопросах совершенствования теоретических знаний.

В сентябре заместителем директора по учебной работе (завуч) проведен инструктаж начинающего учителя по оформлению классных журналов, факультативных и кружковых занятий. После детального изучения содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебного процесса молодой специалист определяет тему самообразования.

Важное условие совершенствования педагогического мастерства – постоянный самоанализ учителем своих педагогических действий. Анализ урока требует специальных знаний, умений, особого отношения к этому процессу. Совместно с завучем формулируются критерии качества и эффективности труда молодого специалиста, определяются показатели, по которым следует анализировать и оценивать свой труд. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе, найти необходимый контакт с учениками.

Наблюдение за работой опытных педагогов, повторение их опыта – способ накопления молодым специалистом своего опыта. Немаловажную роль играет в этом и посещение уроков учителей химии, физики, математики, информатики, анализ их структуры, выявление межпредметных связей – все это позволяет выработать начинающему учителю индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Особую роль в становлении специалиста играет его участие в методических мероприятиях школы. Открытые уроки – кладезь педагогического мастерства.

Результатом работы молодого специалиста является участие в районных олимпиадах, краевых конференциях, а самым главным достижением является то, что старшеклассники всячески помогали и поддерживали учителя. Доброжелательность, корректность, тактичность способствуют созданию теплых, дружеских отношений со своими учениками. Что может быть лучше?

Список литературы:

1. Даутова О. Б. Самоопределение личности школьника в выборе профессии [текст] / О. Б. Даутова – М.: СПб: КАРО, 2006. – 352 с.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [текст] / Е. А. Климов. – М., 1996. – 420 с.
3. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [текст] / Д. Леонтьев, Е. Шалобанова // Вопросы психологии. – 2001. – 140 с.
4. Лепешева Е. Программа личностного и профессионального самоопределения учащихся [текст] // Школьный психолог. – 2006. – № 3, фев. – 36-37 с.
5. Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы) [текст] / Н. С. Пряжников – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.
6. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства [текст]: учеб. пособие / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
7. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников [текст] / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: ИД Первое сентября, 2004. – 256 с.
8. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [текст]. – Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. Л. И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002.

Интересная статья? Поделись ей с другими: