Взаимосвязь стратегического планирования и бюджетирования в алмазной отрасли промышленности

Жилкина Лариса Валентиновна - аспирант кафедры Бухгалтерского учета и аудита Финансово-технологической академии. (ФТА, г.Королев, Московская область)

Аннотация: В статье рассмотрена роль стратегического планирования на промышленных предприятиях алмазной отрасли. Дано авторское видение сущности бюджетирования для алмазной отрасли промышленности.

Ключевые слова: Стратегическое планирование, бюджетирование, бюджет, финансовое планирование.

В теории менеджмента – планирование - одна из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. В зарубежной практике процесс планирования будущей деятельности организации называют – бюджетированием.

В нашей стране нет единого мнения, что следует понимать под бюджетированием. Определение бюджета дано в бюджетном кодексе от 31 июля 1998 г. №145- ФЗ РФ в нем отмечается, что «Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Зарубежные авторы считают, что «Бюджет - это упорядоченная и скоординированная программа финансового планирования и управления». Бытует и другое мнение, о том, что «Бюджет - финансовый план, намечающий желаемые показатели доходов и расходов на определенный период».

Институт дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США определяет бюджет как «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели».

Среди ученых экономистов имеются различные мнения о бюджетах, так В.Э. Керимов отмечает, что «Бюджет представляет собой план, выраженный в натуральных и денежных единицах. Он служит инструментом для управления доходами, расходами и ликвидностью предприятия» [1,c.91].

По определению О.Н. Николаевой «бюджетное планирование (budgeting), являющееся самым детализированным уровнем планирования, представляет собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации, разработанных на основе утвержденных высшим руководством программ. Иногда этот термин трактуется как система внутреннего финансового управления (budgetaru control)» (3, с.121).

Для алмазной отрасли промышленности, автор согласен с мнением Е.Е. Коба, что, бюджетирование - это единая система, объединяющая процессы планирования, контроля и анализа. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные [2,с.94].

Велика роль планирования в крупных отраслях промышленности, таких как добыча, обработка и реализация алмазов. Применительно к предприятиям алмазной отрасли промышленности, для обеспечения стратегической цели (увеличение прибыли, сохранение положения на рынке, лидерство в алмазной отрасли и др.) необходимо стратегическое планирование.

Стратегическое планирование предполагает процесс определенных действий, необходимых для достижений стратегической цели, а результатом стратегического планирования должен быть план, рассчитанный на 10-15 лет.

По мнению автора, для предприятий алмазной промышленности, сущность бюджетирования заключается в том, что исходя из стратегических и тактических целей, детализация долгосрочного плана организации в целом, в структурных подразделениях, филиалах, представительствах отражается в конкретных показателях бюджетов: финансовых результатов всей финансово - хозяйственной деятельности, отдельных видов производств и структурных подразделений, установление целевых показателей эффективности деятельности и лимитов затрат ресурсов.

Любое предприятие нуждается в постоянном наблюдении и контроле за результатами своей деятельности, чтобы вовремя установить правильность проводимой им политики, планов предпринимательской деятельности.
В процессе деятельности и после завершения отчетных периодов необходимо осуществлять контроль, при котором фактические данные сопоставляются с запланированными, выявляются отклонения, анализируются причины их возникновения и принимаются соответствующие управленческие решения.

Список литературы:

1. Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: Учебник. – 5-е изд. – М.:ИТК «Дашков и К», 2008.
2. Коба Е.Е. Формирование методологии системы внутреннего контроля в агропромышленных холдингах: Монография / Е.Е. Коба. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.
3. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет. - Издание четвертое. - М.: УРСС, 2003

Интересная статья? Поделись ей с другими: