Эргономико-педагогическая составляющая образовательной среды колледжа – условие развития способности к самоактуализации личности обучающихся

Денисенкова Нина Ивановна - аспирант кафедры Общей педагогики, истории педагогики и образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. (ПГГПУ, г.Пермь)

Аннотация: В статье рассматриваются условия развития способности к самоактуализации личности специалиста сестринского дела при использовании контекстного обучения. Отмечается, что эргономико-педагогическая составляющая образовательной среды колледжа направлена на повышение продуктивности учебного процесса, формирование основ информационной культуры будущих специалистов, лучшему овладению студентами компонентов профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Эргономико-педагогическая составляющая, самоактуализации личности, контекстный подход.

Современные инновации в области образования и медицинской деятельности невозможно представить без учёта требований эргономики. «Эргономика – это наука о приспособлении рабочих мест, предметов человеческой деятельности, компьютерных программ и всей организации процесса труда для наиболее безопасного и эффективного использования человеком»[6, с.11]. В основу теоретических представлений эргономики были положены современные гуманистические концепции личности и трудовой деятельности человека как формы самореализации личности. Методологическую основу эргономики образует системный подход, позволяющий получить всестороннее представление о трудовом процессе и о путях его совершенствования. Эргономика совместно с психологией решает такие проблемы, как:

1.Оценка надежности, точности и стабильности работы человек – техника - среда.

2.Распределение функций между человеком и машиной.

3.Исследование влияния психической напряженности, утомления, стресса, эмоциональных состояний на эффективность труда.

4.Разработка методов и отбор средств для обучения специалистов.

В настоящее время, когда образовательные учреждения переходят на ФГОС СПО третьего поколения, наиболее значимым является личностно-ориентированный подход к образованию как к процессу развития самоактуализации личности. Недостаточный уровень проектирования образования, повышенная информатизация учебного процесса и насыщение профессиональной деятельности среднего медперсонала медицинскими технологиями предполагает создание таких условий учебной и практической деятельности, которые бы способствовали минимизации затрат обучающихся на получение и систематизацию учебной информации.

Предметная область эргономики охватывает проблемы теоретических и прикладных наук - физиологии, биофизики, антропологии, биомеханики, которые имеют точки соприкосновения с отраслями медицины - гигиеной и безопасностью труда. Наряду с опосредствованными связями с практической деятельностью людей, существует и прямое взаимодействие, выражающееся в том, что некоторые эргономические проекты и разработки непосредственно внедряются в практическую работу медицинской сестры, а обратно поступает первичная эмпирическая информация, в первую очередь, в виде профессиограмм. Расширение перечня профессиональных компетенций ФГОС СПО третьего поколения предполагает изменения в учебном плане колледжа, поэтому в образовательный процесс введена дисциплина «Медицинская эргономика и безопасное перемещение пациента», при изучении которой студенты овладевают сестринскими здоровьесберегающими технологиями.

Образовательно-воспитательная деятельность педагога и учебно-познавательная деятельность обучающегося в условиях информационно-образовательной среды колледжа реализуется с помощью эргономического подхода. Эргономический подход – это «реализация требований эргономики к организации образовательного процесса» [7, с. 11]. Он заключается в ориентации на «человеческий фактор», то есть в полной приспособленности информационно-предметной среды, средств обучения к деятельности субъектов педагогического процесса. Эргономический подход осуществляться с помощью ряда педагогических условий (соответствие дидактической системы целям и проблемам образования, отбор содержания педагогического процесса с учетом эргономических требований, использование здоровьесберегающих педагогических технологий) и организационных условий (оснащенность оборудованием, средствами обучения, использование технических средств обучения, информационных технологий, рациональное оборудование рабочих мест, создание эргономической учебно-предметной среды) [1]. Эти условия в достаточной степени помогут реализовать основную идею эргономического подхода в педагогике – адаптацию студента к информационно-образовательному пространству (среде искусственной, информационной, социальной). Проектирование оптимальных материальных и организационных условий деятельности преподавателя и обучающего с целью обеспечения высокой результативности создаваемой образовательной среды включает три аспекта [3]:

1.Возможность колледжа обеспечить доступ обучающимся к различным источникам информации: электронная библиотека, компьютерный класс, Интернет.

2.Готовность преподавателей к работе в режиме on-line, их компьютерная грамотность и инновационная мобильность.

3.Развитие у студентов мотивации к освоению компьютерной техники, формирование компьютерной грамотности, и применения её в целях совершенствования своих теоретических знаний, профессиональных умений и навыков.

Развитие творческого потенциала личности студента происходит в информационно-образовательной среде образовательного учреждения, в которой формируется мультимедийное пространство, создаются электронные учебники, презентации, учебные фильмы, фактический материал или иные средства образного представления действительности, что существенно влияет на профессиональную подготовку специалистов сестринского дела. Преподаватель, как компетентный консультант и помощник, выступает в роли организатора самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся. С повсеместным внедрением вычислительной техники и обеспечением доступа к глобальным сетям овладение педагогическим коллективом медиакомпетентностью становиться необходимостью, поэтому решение вопроса рационального использования компьютерных технологий в обучении становиться методологической проблемой педагогики.

ЮНЕСКО определила приоритетным направлением педагогики XXI века медиаобразование – это использование новых информационных технологий в общеобразовательном процессе, как «способность иметь доступ, анализировать и осуществлять коммуникацию в широком диапазоне форм»[8, с.8]. Человеку, не владеющему медиаобразовательными навыками, скоро станет невозможным продолжить образование, трудно будет определиться в жизни или совершенствовать свои профессиональные умения. «Формирование навыков медиаобразования у педагогов и обучающихся позволит развить ресурс самоактуализации всех субъектов образовательного процесса» [5, с.2.]. Одной из задач колледжа является формирование основ информационной культуры будущих специалистов, поскольку в деятельность медицинской сестры (палатной, процедурной, операционной) вводиться компьютеризация рабочего места. Это связано с введением в медицинские клиники персонифицированного учета, то есть создание прозрачной информационной среды для принятия объективно обоснованных решений не только в ресурсообеспечении лечебно-профилактического учреждения, но и в технологиях лечения, мониторинге лекарственного обеспечения и заболеваемости, медико-статистическом анализе. Специалист сестринского дела проводит персонифицированный учет выдачи лекарственных средств конкретному пациенту через программу - браузер, которая служит для взаимодействия с Интернетом, поэтому навыки работы с компьютером ему необходимы.

Информационное пространство является предельно широким, оно имеет положительные и отрицательные факторы. С одной стороны, человек имеет свободный доступ к информации, широкие возможности для виртуального общения через социальные сети и возможность получать знания, используя потенциал систем дистанционного образования. С другой стороны, у человека формируется интернет-зависимость, он погружается в виртуальную реальность, у него отсутствует общение в коллективе и передача опыта. Информация – огромная сила, поэтому с этим «инструментом» надо обращаться бережно, чтобы использовать её для созидания, просвещения и благих дел. Подход к представлению информации должен быть ответственным с использованием этических норм по принципу «не навреди». В практической медицине доступность к личным данным пациента (история болезни, результаты лабораторных и инструментальных исследований и т.д.) возлагает на медицинский персонал профессиональную ответственность и соблюдение принципов этики и деонтологии. Нужно сформировать ментальность медицинской сестры, имеющей другой уровень готовности к профессиональной деятельности, в которой присутствует способность не только соблюдать «врачебную тайну», но и защищать свои права. Специалист сестринского дела становиться социально-активной личностью и контекстно готовым к отстаиванию своих профессиональных интересов и собственной позиции.

Самоактуализация личности при подготовке специалиста сестринского дела становиться важным фактором профессиональной идентификации, образовательным ресурсом, который должен стимулировать развитие профессионального и жизненного опыта обучающегося. «Современное информационное пространство развертывания образовательных инициатив и зарождение культуры позволяет каждому участнику учебного процесса обрести самоидентификацию в потоке событий и явлений» [4, с.33]. Формирование социально-активной личности медицинской сестры, обладающей инициативой, авторитетным мнением и собственной позицией при выполнении задач в медицинской практике по обслуживанию пациента в различных условиях его пребывания должно быть динамичным и непрерывным. Образовательная среда и социальные условия колледжа должны содействовать, а не препятствовать развитию самоактуализации личности и реализации её внутренних потенциалов.

Эргономико-педагогическая составляющая образовательной среды колледжа направлена на повышение продуктивности учебной деятельности за счет улучшения способов представления, отображения информации и овладение студентом теми компетенциями, которые позволяют ему выстраивать конструктивные взаимоотношения с пациентом, медицинским персоналом и родственниками больного. Учебный процесс, построенный в логике саморазвития специалиста, должен способствовать личностному росту и развитию способности к самоактуализации студентов на основе индивидуализированных программ, адаптированных к региональным условиям по приоритетным направлениям медицины (участковая, семейная, педиатрическая, терапевтическая, хирургическая медсестра и т.д.). Для такого процесса характерны следующие закономерности:

1) Обеспечение взаимосвязи обучения с воспитанием общей и профессиональной культуры студента, развитием его индивидуальности, приобретением в процессе обучения опыта, который формирует комплекс социокультурных и духовных потребностей личности специалиста.

2) Создание межпредметного и надпредметного взаимодействия теории и практики при организации учебно-познавательного процесса путём интеграции дисциплин и учебных курсов, интенсификации информационного обеспечения деятельности студентов, осуществления мониторинга профессионального развития субъектов учебного процесса.

3) Отбор, конструирование и использование технологий, методов и форм организации учебного процесса, способствующих осуществлению тактики формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов в рамках ФГОС СПО третьего поколения.

Основу практической работы специалиста сестринского дела составляет уход за пациентом при различных заболеваниях и травмах, который включает в себя систему специальных методов и приемов, используемых для придания больному удобного положения в постели или перемещения его с одной поверхности на другую. В процессе обучения медицинский работник овладевает знаниями по организации безопасной больничной среды для пациента и медперсонала, манипуляционной техникой, алгоритмами перемещения больного и умениями рационального использования эргономического оборудования в процессе профессиональной деятельности. Особое значение имеет подготовка медицинских сестер, так как на них ложиться большая нагрузка в оказании медицинской помощи населению и развертывается широкий фронт работ по уходу за больными, поэтому навыки эргономиста им необходимы.

Эргономические аспекты конструирования занятия направлены на сбережение физического, физиологического и психо-эмоционального здоровья обучающихся и преподавателей, устранение тех факторов, которые вызывают утомление организма при статической, динамической, интенсивной, постоянной или ритмической нагрузках. Техническое и материальное обеспечение кабинета, смена видов учебно-познавательной деятельности обучающихся, использование эргономичных учебников и пособий позволяет устранить фактор насыщенности нагрузкой организма человека. Принципиально меняется и организация учебного процесса, а именно, вводятся определенные его составляющие, которые будут отражать:

1) Организационное единство между теоретическими знаниями и практической деятельностью.

2) Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе и внедрение этих моделей для опережающего развития образования.

3) Создание развивающей учебно-производственной среды для осуществления перехода учебно-познавательной деятельности в профессионально-развивающуюся.

4) Профессиональная мобильность будущего специалиста сестринского дела, способного принимать решения в критических ситуациях.

Внедрение данных составляющих в образовательную практику требует коренной перестройки учебного процесса, обновление и конструирования содержания образования с помощью поиска контекстных смыслов профессиональной деятельности. В профессиональном образовании контекстный подход является весьма эффективным инструментом для формирования общекультурных и профессиональных компетенций специалиста. В теории контекстного обучения А.А. Вербицкого, контекст можно определить как систему внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека, влияющих на особенности восприятия, понимания и преобразования им конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов [2]. Использование контекстного подхода позволяет с помощью обобщённых символов, образов и моделей сделать учебно-воспитательный процесс интересным, содержательным и профессионально направленным. Целью преподавательской деятельности становится использование социокультурных факторов профессиональной среды для трансформации деятельности студента из учебно-познавательной в практико-ориентированную, создания смыслообразующих контекстов, обеспечивающих соответствие модели специалиста, заданной ФГОС СПО третьего поколения. Педагогу, работающему с будущими специалистами сестринского дела на этапе моделирования содержания, методов, форм и средств, используемых на занятиях по профессиональному модулю дисциплин, необходимо решить следующие задачи:

1) Выделить главное и отсечь второстепенное в профессиональной деятельности медицинской сестры.

2) Установить логические причинно-следственные связи процесса организации деятельности медицинской сестры.

3) Рассмотреть реальное воплощение на практике решения модельных задач в различных условиях профессиональной деятельности.

4) Оценить границы возможного, оптимального, допустимого, оправданного при проведении модельных решений.

5) Выявить в какой мере представленная модель деятельности, способна генерировать контекстное звучание изучаемой проблемы.

Контекстный подход предполагает моделирование целостного предметного содержания профессиональной деятельности и её коммуникативных аспектов в виде игровых, обучающих, имитационных и проблемных форм. Проектирование деятельности, при которой её участники оказываются исполнителями различных профессиональных ролей и вовлечение обучающихся в цикл практической жизнедеятельности с тем, чтобы студент четко отслеживал, этапы этого цикла и мог воспроизвести его в жизни.

На занятиях по дисциплинам профессионального цикла создаются реальные рабочие ситуации (фрагменты) деятельности медицинской сестры и отношения занятых в них людей. Таким образом, студенту задаются контуры его профессионального труда. Единицей работы преподавателя и обучающегося становится ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости. Именно в ходе анализа проблемных ситуаций, деловых и учебных игр (игры-коммуникации, игры-защиты прав пациента, игры для развития интуиции, игры-рефлексии), а так же в процессе прохождения производственной практики и при выполнении дипломного проектирования студент формируется как специалист и член будущего коллектива.

Применение контекстного подхода способствует повышению результативности работы преподавателей и лучшему овладению студентами компонентов профессиональной деятельности. Это может быть зафиксировано в следующих проявлениях:

1) Создание у студентов целостного образа профессионального мира в процессе освоения предметной, социальной и духовной культуры общества.

2) Формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций при практико-ориентированном обучении.

3) В процессе развёртывания контекстных отношений студент развивается как субъект деятельности, у него обогащается внутренний мир, повышается творческий потенциал, формируются положительные личностные качества и жизненный опыт.

4) Появление у студентов внутренних и внешних поведенческих стратегий осуществления деятельности, которые способствуют самореализации в профессиональной среде и социуме.

5) Повышение удовлетворённости результатами обучения у всех участников образовательного процесса.
Этих преимуществ невозможно достигнуть традиционными технологиями, основанными на приобретении знаний, умений и навыков, но не способствующих этими знаниями свободно оперировать и распоряжаться.

Таким образом, организация учебно-познавательного процесса на основе эргономико-педагогической составляющей образовательной среды колледжа предполагает создание благоприятных условий для развития самоактуализации, реализации психологического и социокультурного потенциалов личности обучающихся.

Список литературы:

1. Воронина, Е.В. Педагогическая эргономика: Монография [Текст] / Е.В.Воронина.- Ишим: изд-во ИГПИ, 2006.- 132с.
2. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения [Текст].- М.: ИЦ ПКПС.- 2004.- 84 с. (с.92)
3. Ковтун, Т.В. Информатизация образовательного пространства в системе среднего профессионального педагогического образования [Текст] //Педагогическое образование и наука. – 2005. - №6. – с.11-12.
4. Лурье, Л.И. Знаково-символические основания педагогического процесса [Текст]// Сибирский педагогический журнал. – 2010. - №8. – С. 33-44.
5. Медиаобразование: проблемы и перспективы [Текст]. М.: «Медиаобразование» №1. – 2005. – с.2. Режим доступа: http://edu.of.ru/mediaeducation. (дата обращения: 9.01.2013).].
6. Мунипов, В.М Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник для вузов [Текст] / В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. - М.: ЛОГОС, 2001. – 356 с. (с.11-35).
7. Окулова, Л.П. Педагогическая эргономика: монография [Текст] / Л.П. Окулова. – М.–Ижевск: Институт компьютерных исследований. – 2011. – 200 с. (с. 11-35).
8. Tyner, K. Literacy in a Digital World. Mahwah, New Jersey and London: Lawrence Erlbaum Associates Publishers [Text]. – 1998. - p.8.

Интересная статья? Поделись ей с другими: