Социально-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в США

Юртаева Наталья Евгеньевна - аспирант Российского государственного социального университета, учитель английского языка Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы № 657 (г. Москва).

Аннотация: Социально-педагогическое сопровождение – как фактор, влияющий на  воспитание и образование членов общества, приобрело особую актуальность в современном обществе. Интегрирование мирового опыта с использованием различных методов является важным аспектом развития социальной науки и практики. Использование обширного и успешного опыта США в данной сфере может способствовать успеху российских работников социальной сферы.

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, несовершеннолетние преступники, правонарушение, социальные службы, интеграция опыта.

В последние годы в мире все острее встают  социальные проблемы.  Это привело к институциональному оформлению такой важной сферы науки и практики, как социальная педагогика. Социальная педагогика как наука занимается исследованием факторов влияющих на  воспитание и образование, не упуская из виду и обратное влияние этих факторов на развитие социума. В России наряду с остальными странами сформировалась своя школа социально-педагогического сопровождения, принимающая активное участие в жизни российского общества и вносящая свой вклад в воспитание и формирование будущего поколения.  Но для гармоничного развития отраслей науки требуется постоянная подпитка извне – интегрирование новых теоретических и практических знаний, опыта. Поэтому так важно постоянно отслеживать те изменения, которые происходят в других странах. Беря курс на западные страны, как имеющие развитые и передовые традиции, необходимо использовать их опыт в работе российских социальных педагогов [1].

Для изучения опыта других стран необходимо использовать различные методы, такие как общие (исторический, системного анализа, сравнения), и частные (опрос, наблюдение, анализ документов и др.). Кроме этого огромный вклад в развитие науки вносит участие в различные международных конференциях, симпозиумах и пр. Процесс межкультурного взаимопроникновения является важным фактором развития в любой науке[4]. Остановимся более подробно на социальной работе в США.

В последние годы в США на работу в социальную сферу приходят  полицейские, являющиеся специалистами по работе с несовершеннолетними. Они имеют более обширные функции, нежели простое соблюдение закона. Их задачей является помощь подросткам и их семьям, поэтому полиция активно сотрудничает с различными организациями и их сфера деятельности полиции включает в себя широкий комплекс мероприятий проводимых помимо соблюдения правопорядка. Сюда относится организация различных клубов для молодых людей, всевозможные программы  по борьбе с наркоманией среди молодежи, обучения технике личной безопасности в местных школах. К примеру, в США существуют специальные полицейские атлетические клубы, которые привлекают несовершеннолетних к полезным делам и тем самым способствуют укреплению отношений в семье.

Существуют также разнообразные школьные программы.  Их условно можно поделить на две группы: программы для обычных школ и программы для специальных школ, для трудных и осужденных подростков. Правоохранительные органы или социальные службы направляют в эти школы подростков с целью оказания им помощи. В итоге это благотворно сказывается на молодых людях, так как они имеют возможность как посещать обычные школьные занятия, не отставать по программе, так и посещать мероприятия направленные на профилактику преступности несовершеннолетних.

Важную роль в воспитании несовершеннолетних играют суды в США. Их цель заключается в реабилитации несовершеннолетних совершивших какое-либо правонарушение или преступление. Важнейшая цель судов – ресоциализация, а не наказание.  Признается принципиальное различие между взрослыми  и детьми – отсюда и совершенно разный подход к работе  с ними. Все это способствует предупреждению преступности на ранней стадии. Несовершеннолетним требуется не наказание, а перевоспитание. По этой причине суды с США объединяют в себе свойства благотворительной организации и учреждения по осуществлению социального надзора.

В американской системе правосудия суды по делам о несовершеннолетних формально не могут выносить приговоры, тем не менее, подростки совершившие преступление, несут наказание в соответствии с общей правовой концепцией. Суд может вынести несовершеннолетнему преступнику различные приговоры, как например условное осуждение, предупреждение, внушение, общественно полезный труд, возмещение принесенного ущерба, домашний арест. В случае домашнего ареста подросток живет с родителями, но ежедневно и в обязательном порядке участвует в одной из консультационных или воспитательных программ.

В США существуют различные социальные службы, работники отделов социального обеспечения, управления по делам молодежи, органы обеспечения общественного порядка и безопасности. Все эти социальные службы проводят многочисленные мероприятия[2].
В случае условного осуждения несовершеннолетнего, социальный работник осуществляет надзор за ним в течение испытательного срока и сообщает судье, как подросток выполняет возложенные на него обязанности.

В США помимо прочего функционирует бюро социальных услуг молодежи. Эти учреждения являются координационными центрами. Они создаются с целью оказания помощи осужденным и не осужденным подросткам, направляемым полицией, судом по делам несовершеннолетних, социальной службой, родителями или школой.

Бюро выступают в роли посредника и контролируют деятельность сервисных организаций с тем, чтобы она соответствовала потребностям несовершеннолетнего. Некоторые из них предлагают услуги, такие как консультационную помощь, медицинскую помощь, обеспечение занятости и др.

В случае если подростку выносится приговор о лишении свободы, он направляется в следующие учреждения: закрытые места лишения свободы и закрытые воспитательные учреждения. Существует четыре типа воспитательных учреждений: школы по перевоспитанию; молодежные лагеря и ранчо; закрытые приюты и детские дома; центры круглосуточного надзора[5].

Тип учреждения подбирается для каждого подростка индивидуально и зависит от различных факторов, таких как ситуация в семье, здоровье ребенка в том числе и психическое, наличие вредных привычек например, употребление алкоголя или наркотических веществ и т.п.

В США существует огромное количество центров и служб помощи различным категориям граждан, например малообеспеченным семьям, одиноким матерям, детям, подвергнувшимся насилию, а также имеющим различные отклонения, детям, сбежавшим из дома  и многие другие службы.

Эффективно функционирует в США также служба “телефонов доверия“, оказывающая бесплатные услуги для детей и подростков, консультирующая их по различным вопросам и оказывающая психологическую помощь.

Правительство США разработало и внедрило целый спектр различных служб оказывающих комплексную помощь различным категориям граждан, одной из важнейших целей которых является работа с детьми и молодежью – как с представителями будущего нации. Существует ряд программ: базовых программ полиции; базовых программ судов по делам несовершеннолетних; базовых программ школ[3].

Учитывая все вышеизложенное можно сделать вывод, что страны Запада (в данном случае США) создали мощнейшую базу, позволяющую успешно осуществлять процесс воспитания и перевоспитания подростков. Несомненным является факт возможности интеграции зарубежного опыта в условиях российского общества переживающего стадию сильнейших проблем в социальной сфере и тотальную деморализацию общества.

Список литературы:

1.    Бочкарева Г. В. Педагогика социальной работы. - М., 1995г.
2.    Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики [Текст] / А.Н. Джуринский. - М., 1998.
3.    Корсини Р. Психологическая энциклопедия. 2-е изд., Питер, С.-Петербург, 2003    
4.    Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 1, 2. - Москва-Тула. 1993г.
5.    Толмачева А.А. Информационные технологии в обучении исключительных детей: опыт США [Текст]: Учебное пособие / Под общ. ред. Т.В. Цырлиной. - Курск, 2006.

Интересная статья? Поделись ей с другими: