УДК 005.32

Профилактика профессионального выгорания как часть программы повышения стрессоустойчивости руководителей образовательных организаций

Гараева Гульнара Газинуровна – магистрант Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета.

Научный руководитель Кузнецов Максим Сергеевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: Данная работа охватывает тему профилактики профессионального выгорания как важного компонента программы по повышению стрессоустойчивости руководителей образовательных организаций. В статье рассматривается определение профессионального выгорания, анализируются факторы, которые могут привести к данному состоянию, рассматриваются элементы программы повышения стрессоустойчивости для руководителей образовательных учреждений.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, стресс, стресс-факторы, стрессоустойчивость, профилактика, руководители, образовательные организации.

Профессии, связанные со сферой образования, сопряжены с наиболее большим эмоциональным напряжением, поскольку на плечах работников лежит огромная ответственность за жизнь, здоровье и будущее обучающихся, а также за качество образования, предоставляемого ими. В ходе выполнения любой профессиональной деятельности неминуемо возникают ситуации, которые ставят субъектов деятельности в критическое положение. Это приводит к появлению трудового стресса и психологических проблем, которые отражаются на личности [4, с. 89]. Деятельность педагогического работника входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, что предъявляет повышенные требования к такой интегральной комплексной характеристике как стрессоустойчивость [1, с. 173].

Руководителям образовательных организаций приходится сталкиваться с еще большим стрессом, так как у них есть более высокий уровень ответственности по сравнению с обычными педагогами. Особенно важно понять, как стресс может повлиять на профессиональную эффективность руководителей образовательных организаций, поскольку эта профессия требует постоянной энергии, ясного мышления и принятия важных решений, имеющих долгосрочные последствия. В зависимости от размера организации, на руководителя ложится большое количество функций и соответствующая эмоциональная нагрузка. Чем больше организация, тем больше рисков и стрессовых ситуаций возникает в жизни руководителя. Напряжение и непрерывные требования, с которыми они сталкиваются в своей работе, могут оказывать негативное воздействие на их психологическое и физическое здоровье, а также на качество и результаты работы.

Стресс может существенно ослабить работоспособность руководителей образовательных организаций и иногда приводить к ошибкам в принятии решений. Большое количество факторов может способствовать стрессу в этой роли, включая чрезмерную нагрузку, конфликты среди сотрудников, ожидания и требования со стороны родителей и прочие вызовы, связанные с руководством и управлением образовательным процессом.

Профилактика профессионального выгорания в программе повышения стрессоустойчивости играет решающую роль. Такая программа помогает руководителям образовательных организаций развивать навыки эмоционального самоуправления, повышать свою степень осознанности и эффективности в решении трудных ситуаций. Она способствует развитию адаптивных стратегий управления профессиональным стрессом и предупреждению эмоционального и физического истощения.

Согласно А.Н. Занковскому, профессиональный стресс – «многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию» [3, с. 208]. Физиологические реакции могут включать повышенное сердцебиение, повышенное кровяное давление, учащенное дыхание и другие физические симптомы, связанные с напряжением и стрессом.

При изучении профессионального стресса в рамках психологии стрессовых состояний также обсуждается понятие эмоционального выгорания личности, как результат стресса. По мнению учёных, синдром профессионального выгорания возникает при достижении определённого уровня психоэмоциональной нестабильности из-за продолжительного нахождения в стрессовом состоянии, отчего работники начинают неосознанно защищать себя. Г. Робертс определяет профессиональное выгорание как совокупность симптомов, которое проявляется в различных аспектах жизни человека: чувства, мышление, поведение и здоровье. Однако эти симптомы появляются не одновременно, а постепенно заполняют все перечисленные аспекты жизни [2, с. 108].

Профессиональное выгорание сочетает в себе совокупность психологических и поведенческих проявлений, при котором человек истощается эмоционально, физически и психологически, теряет трудовую мотивацию и эмоционально-ценностное отношение к профессии [6, с. 154]. Данный синдром возникает в ответ на продолжительные стрессогенные факторы в профессиональной среде и определяет комплексом предпосылок. Стрессогенные факторы могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние факторы включают неблагоприятные условия работы, высокую нагрузку, конфликтные ситуации, неудовлетворение взаимоотношений с коллегами и клиентами. Внутренние факторы могут быть связаны с недостатком самоуважения, перфекционизмом, высокими ожиданиями от себя и других.

По мнению В.В. Бойко, стресс тесно связан с эмоциональными реакциями человека и оказывает огромное влияние на появление синдрома выгорания. Он развивается поэтапно и каждому этапу характерны определенные признаки, которые вызываются определенными факторами. Возможность противостояния стрессогенным факторам в большой мере зависит от стрессоустойчивости личности (адаптационных возможностей его организма и психики).

В.В. Бойко дал наиболее подробную характеристику фазам формирования стресса и создал трехфазную модель, описывающая развитие стрессовой реакции и фазе эмоционального выгорания.

Первая фаза – фаза напряжения или тревожности, в ходе которого запускается механизм формирования эмоционального выгорания. Включает в себя следующие симптомы:

  1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»: руководитель испытывает сильную тревогу и беспокойство вследствие осознания психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, неблагоприятных ситуаций или событий, которые оказывают негативное влияние на его психологическое состояние из-за невозможности или сложности в решении возникших проблем.
  2. Симптом «неудовлетворенности собой»: руководитель чувствует недовольство собой или своими достижениями. Он критичен к своим поступкам или считает себя неспособным достичь поставленных целей.
  3. Симптом «загнанности в клетку»: характеризуется ощущением пассивности, беспомощности и потери контроля над своей жизнью. Руководитель чувствует себя заключенным в ситуации или обстоятельствах, из которых он не может или не знает, как выйти.
  4. Симптом «тревоги и депрессии»: руководитель испытывает постоянную тревогу, страх, печаль и отчаяние. Он чувствует себя безнадежным или неспособным преодолеть свои эмоциональные трудности, в следствие чего формируется эмоциональное выгорание как средство психологической защиты.

Вторая фаза – фаза сопротивления или резистенции. На данной фазе руководитель осознанно или неосознанно прилагает усилия в снижении давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся возможностей для достижения психологического комфорта. Включает следующие симптомы:

  1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования»: в этой фазе у руководителя нарушается понимание различия между экономичным проявлением эмоций и неадекватной эмоциональной реакцией на различные ситуации. Выражается в ограничении эмоционального отклика, что может восприниматься другими как неуважение к их личности.
  2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации»: руководитель испытывает затруднения в определении своих эмоций и ценностей. Он не уверен в своих реакциях и неспособен принять однозначное решение.
  3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций»: руководитель испытывает перенасыщение человеческими контактами, ограничивает вовлеченность или эмоциональную открытость вне рабочей среды во избежание дополнительной нагрузки.
  4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей»: руководитель снижает свою производительность или отказывается от некоторых профессиональных обязанностей, чтобы снизить уровень стресса. Это приводит к ухудшению профессиональной эффективности или даже проблемам на работе.

Если стрессор длится слишком долго, вторая фаза может перейти в третью – фазу истощения. Эта фаза включает следующие симптомы:

  1. Симптом «эмоционального дефицита»: ощущение недостатка эмоциональных ресурсов и истощение эмоций. Руководитель испытывает снижение жизненной радости, заторможенность или равнодушие к субъектам своей деятельности: не может войти в их положение, сопереживать. Выражается в резкости, грубости, раздражительности и обиде.
  2. Симптом «эмоциональной отстраненности»: появление отстраненности от своих эмоций и от субъектов своей деятельности. Руководитель испытывает трудности в установлении и поддержании эмоциональных связей, не может дать эмоциональный отклик как на позитивные обстоятельства, так и на негативные.
  3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации»: полная или частичная утрата интереса к субъектам профессиональной деятельности. Руководителя начинает тяготить работники и собственная деятельность, он теряет интерес к своей работе и перестаёт получать удовольствие.
  4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений»: стресс вызывает физические симптомы, такие как головные боли, боли в желудке, мышечные напряжения, нарушения сна, повышенное сердцебиение, ухудшение иммунной системы и другие психосоматические проявления [4, с. 89].

Эти симптомы могут быть различными у разных людей и могут проявляться в различной степени. Важно понимать, что стресс является индивидуальным и каждый человек может испытывать его по-своему.

Очевидно, что возникновение выгорания напрямую связан с уровнем стрессовых нагрузок и способностью личности справляться с ними. Мы можем сделать вывод о том, что эмоциональная устойчивость к стрессу должна способствовать препятствию развития выгорания, поэтому особенно важно развить у руководителей образовательных организаций стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость характеризуется способностью человека успешно справляться с различными стрессовыми ситуациями и сохранять эмоциональную и физическую устойчивость. Она может зависеть от таких факторов, как личная психологическая устойчивость, уровень предрасположенности к стрессу, самоуверенность, эмоциональный интеллект, адаптивность, навыки управления эмоциями, умение принимать решения и находить оптимальные способы разрешения конфликтов. Люди с высокой стрессоустойчивостью более эффективно адаптируются к стрессу и могут оставаться продуктивными и спокойными даже в сложных ситуациях [6, с. 159].

Таким образом, профилактика профессионального выгорания в программе повышения стрессоустойчивости для руководителей образовательных организаций необходима по ряду причин:

Во-первых, работа руководителя образовательной организации часто связана с большой нагрузкой и ответственностью. Они должны управлять большим количеством сотрудников, следить за качеством образования, справляться с конфликтами и принимать сложные решения. Все это может приводить к эмоциональному и физическому истощению, которое является одним из основных признаков профессионального выгорания.

Во-вторых, выгорание у руководителей образовательных организаций может негативно сказываться на качестве работы и на успехе образовательного процесса в целом. Они могут терять интерес и мотивацию к своей профессии, становиться менее эффективными в принятии решений и решении проблем, а также испытывать затруднения в коммуникации с сотрудниками и учащимися.

Кроме того, профессиональное выгорание руководителей образовательных организаций также может отрицательно сказываться на их физическом и психическом здоровье.

Профилактика профессионального выгорания играет ключевую роль в поддержании здоровья и эмоционального благополучия руководителей образовательных организаций. Вот несколько конкретных мер, которые могут быть включены в систему профилактики:

Управление стрессом: развитие стратегий эффективного управления временем; обучение техник релаксации; способствование физической активности и здорового образа жизни.

Развитие навыков саморегуляции: обучение основам эмоциональной интеллектуальности; поддержка в развитии позитивного мышления; поощрение самопроявления и творчества.

Социальная поддержка: содействие формированию поддерживающей рабочей обстановки; организация командных мероприятий и тренингов для укрепления взаимоотношений.

Психологическая помощь: предоставление доступа к консультациям психолога или психотерапевта; создание программ поддержки среди коллег и руководства.

Важно, чтобы эти меры были внедрены в рабочую культуру образовательных организаций, а также чтобы руководство и персонал осознавали важность заботы о своем эмоциональном и психологическом благополучии.

Список литературы

  1. Антопольская Т.А., Антопольский А.К. Стрессоустойчивость руководителя образовательной организации // Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России: Материалы Всероссийской научно-практической онлайн-конференции, Курск, 16–17 декабря 2021 года / Отв. редактор С.В. Сарычев. – Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2021. – С. 173-177. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47349786
  2. Барановская А.В. Профессиональное выгорание руководителей образовательных организаций как предмет исследования // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Евпатория, 12–13 апреля 2018 года. – Евпатория: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. – С. 108-110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35012636
  3. Жалагина Т.А., Лыса М.В. Проблема профессионального стресса педагогов в условиях современной образовательной системы // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы международной студенческой научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л.В. Занкова, Тверь, 22–23 апреля 2021 года. – Тверь: Тверской государственный университет, 2021. – С. 206-210. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46347088
  4. Рыжов Е.В. Методы психологической регуляции в работе педагога // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества: сборник научных статей Всероссийской молодежной научной конференции: в 4 томах, Курск, 05 июня 2020 года. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 88-91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43059162
  5. Селиванова Ю.В. Профессиональное выгорание руководителя в акмеологическом контексте: проблемы и профилактика // Социальная психология личности и акмеология: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Саратов, 19–20 октября 2017 года / Под редакцией Р.М. Шамионова, М.А. Кленовой. – Саратов: Издательство «Перо», 2017. – С. 273-277. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32585139
  6. Фридман Г.И. Учет феномена профессионального выгорания в работе руководителей образовательных организаций // Здоровье и образование: Материалы XV региональной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 01 октября 2018 года. – Санкт-Петербург: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования», 2018. – С. 152-162. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37033011

Интересная статья? Поделись ей с другими: