УДК 614.8.084

Организация экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях

Масляков Владимир Владимирович – доктор медицинских наук, профессор кафедры Мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России

Бедаева Анисса Руслановна – студент Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России

Аннотация: В последние годы наблюдается возрастание ряда стихийных бедствий, катастроф, террористических актов и других чрезвычайных ситуаций, которые вызывают смерть, ранения людей и ведут к разрушительным последствиям. Для пострадавших в чрезвычайных ситуациях психологическая помощь оказывается не менее важной, чем медицинская. Зачастую физические повреждения получают не все люди, находящиеся в зоне ЧС. Психические же травмы могут быть нанесены практически всем участникам событий: людям, оказавшимся в беде, или же наблюдателям за ситуацией, которые получают информацию из газет, радио и интернета. Например, во время событий в Хиросиме и Нагасаки в 1945 году радиационному воздействию подверглись около 160 000 человек, но страх перед ядерным оружием был настолько велик, что его испытывали все жители планеты. Далеко не каждый человек способен сохранять самообладание и правильно оценивать обстановку в экстремальных ситуациях, особенно в случае значительного материального ущерба и гибели людей. В связи с этим на сегодняшний день оказание экстренной психологической помощи стало неотъемлемой частью мероприятий, направленных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.

Ключевые слова: помощь, медико-психологическая защита, психологическая травма, безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Психологическая помощь, оказываемая в экстренном порядке, не должна включать в себя углубленную терапию психологической травмы. Ее деятельность направлена на поддержание стабильного психического состояния пострадавших, контроль и помощь при острых реакциях на стресс, профилактику негативных последствий. [1, с. 109]

Этапы работы психологов при чрезвычайных ситуациях можно представить следующим образом. На подготовительном этапе осуществляется обучение волонтеров и их профессиональная подготовка. На этапе реагирования уточняется количество и местонахождение пострадавших, масштабы ущерба. На основном этапе выявляются лица с психическими расстройствами, решается вопрос об их эвакуации и госпитализации.  В ходе последнего этапа производится анализ результатов деятельности, составление отчетов. [2, с. 28]

При оказании психологической помощи нужно учитывать силу и продолжительность воздействия травмирующего фактора, особенности конкретного человека (пол, возраст, стрессоустойчивость, наличие положительного опыта), климато-географические факторы. Следовательно, применение одного и того же подхода ко всем пострадавшим нецелесообразно.

Психологу необходимо установить контакт с пострадавшим, – словесный, визуальный либо тактильный – и попытаться получить обратную связь. Телесный контакт должен быть успокаивающим и осторожным, при этом держаться следует за кисть или предплечье. Необходимо разъяснить пострадавшему ситуацию, создать атмосферу доверия и понимания, убедить его в благоприятном исходе, дать возможность излить свои переживания.  

При бредовых и галлюцинаторных состояниях помощь пациенту будет оказана психиатрической службой, но до их приезда психолог может создать комфортные условия для человека, которые снизят риск возникновения негативных последствий. При проявлении человеком агрессивного поведения, психолог принимает меры для предотвращения нанесения вреда окружающим. В случае возникновения у человека тревожного состояния, психолог старается успокоить его, помогает открыто высказаться на тему своих страхов. [3, с. 117]

В первую очередь помощь всегда оказывается людям, которые находятся в критическом состоянии. В эту категорию попадают больные с выраженным речедвигательным возбуждением или же, наоборот, полностью обездвиженные. Им необходимо обеспечить изоляцию и наблюдение. Во вторую очередь помощь оказывается тем, кому она может быть отсрочена по времени и тем, кто по своему психическому состоянию доступен для эвакуации. [4, с. 214]

Обратимся к основным принципам Этического кодекса психолога [1, с. 110]:

  1. Принцип профессиональной компетентности. В основе этого принципа лежит наличие соответствующей профессиональной подготовки психолога, которая базируется на его профессиональном образовании, опыте работы в чрезвычайных ситуациях и соблюдении принципов профессиональной этики.
  2. Принцип «не навреди». Специалист должен использовать хорошо проверенные методики и помнить, что помощь должна быть направлена на устранение только актуальных проблем пациента. Не следует работать с психологическими проблемами, которые возникли до ЧС, – это может привести к усугублению состояния пострадавшего.
  3. Принцип ответственности. Психолог несет ответственность за информацию, предоставляемую пострадавшему, поэтому он должен четко представлять себе свою профессиональную деятельность и выполнять те функции, которые ей соответствуют.
  4. Принцип осведомленности и добровольного согласия. В первую очередь, специалист должен вежливо поинтересоваться у человека, действительно ли он хочет получить психологическую помощь, – приступать к её оказанию можно только после получения согласия. Специалисту необходимо в доступной форме объяснить ход и цель своих действий, каких результатов он пытается добиться, затем получить подтверждение того, что человек понял смысл сказанного и полностью с ним соглашается.
  5. Принцип конфиденциальности предполагает, что информация, полученная психологом в процессе работы, ни при каких обстоятельствах не должна быть обнародована.
  6. Основополагающим принципом в работе специалиста является принцип уважения к личности пострадавшего, его переживаниям, ценностям, национальной принадлежности, религиозным убеждениям и другим аспектам.

Как отмечает Н.Ю. Федунина, в психологической помощи могут нуждаться не только пострадавшие, но и спасатели с медиками, подвергающиеся перегрузкам на постоянной основе. [5, с. 740] Они чаще других подвержены так называемому «синдрому профессионального выгорания». Основной причиной этого является психическое и физическое напряжение, связанное с необходимостью выполнять работу в крайне неблагоприятных условиях, нарушение режима сна и бодрствования ввиду круглосуточных дежурств. [6, с. 115]

Неподготовленные люди, столкнувшись с ЧС, могут испытывать панику, стараются уберечь себя от надвигающейся опасности. Чтобы избежать возникновения подобных ситуаций, спасатели должны тренироваться действовать в условиях повышенной степени риска, совершенствовать свои навыки, развивать у себя устойчивость и волю. С этой целью необходимо проводить комплексную подготовку коллектива, учитывая его предназначение и обстановку, с которой он может столкнуться.

Список литературы

  1. Шойгу Ю. С., Филиппова М. В. Этические аспекты экстренной психологической помощи представителям разных культур. / Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. №3. С. 108-116.
  2. Матафонова Т. Ю. Особенности деятельности психологической службы при экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. / Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. C. 25-29.
  3. Ульянина О. А., Гаязова Л. А., Файзуллина К. А., Никифорова Е. А., Семенова К. Г. Отечественный и зарубежный опыт оказания экстренной психологической помощи населению / Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. C. 114-126.
  4. Усков В. М., Теслинов И. В., Теслинова Г. М. Организация психолого-психиатрической помощи в зоне чрезвычайной ситуации. / Прикладные информационные аспекты медицины Т. 20. 2017. №2. C. 212-217.
  5. Скорынин А.А., Денисова А. Ф. Актуальные проблемы подготовки психологов к оказанию первой психологической помощи в чрезвычайных ситуациях. / Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019. №1 (3). С. 738-746.
  6. Артемов А. И., Воробьев И. И., Степанова Н. В. Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях. / Научно-практический журнал, Т. 20. 2017. № 1. C. 113-117.

Интересная статья? Поделись ей с другими: