УДК 159.9

Формирование этнической толерантности младших школьников в поликультурной среде

 

Екатерина Александровна Дугарцыренова – кандидат педагогических наук Бурятского государственного института имени Доржи Банзарова.

Научный руководитель Пестерова Ольга Александровна – доцент кафедры психологии детства Бурятского государственного института имени Доржи Банзарова.

Аннотация: Данная статья исследует важность формирования этнической толерантности у младших школьников, особенно в условиях поликультурной среды. Разнообразие этнических групп и культурных традиций, с которыми дети сталкиваются в школе, требует особого внимания к развитию толерантного отношения и уважения к различиям. В статье представлены теоретические основы формирования этнической толерантности и описаны практические методы, которые можно применять в образовательном процессе для достижения этой цели.

Ключевые слова: младшие школьники, толерантность, этничность, этническая толерантность, политкультурная среда, образование, ценностные ориентиры, информационное общество, образовательная среда.

Современное общество сталкивается с растущим разнообразием этнических групп, которые сосуществуют в поликультурной среде. Это представляет новые вызовы и возможности для образовательных учреждений, особенно для младших школьников, которые только начинают формировать свою социокультурную идентичность. Формирование этнической толерантности становится неотъемлемым компонентом образования, направленного на создание гармоничного и инклюзивного общества.

В настоящее время практически в каждой школе нашей страны учатся дети различных национальностей и учителя сталкиваются с проблемами в межличностном общении детей, первопричиной которых является недостаточно сформированная толерантность.

Данная проблем нашла отражение в научной литературе и исследуется в области социологии, психологии, этнологии и межкультурной коммуникации. Философский аспект сущности толерантности раскрывается в трудах А.А. Акуловой, Н.А. Золотухиной, М.С. Каган, В.А. Лекторского, К.Г. Гусаевой, М.А. Грибовой. Общетеоретические положения проблемы формирования толерантности представлены в работах Н.С. Фоминой, А.Н. Александровой, К.Г. Коган, Р.Р. Валитовой, З.Т. Гасановой, А.В. Мишиной, Т.А. Ракитиной. В контексте этнокультурного образования педагогическая и психологическая сущность воспитания толерантности рассматривается Т.Н. Коптевой, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, М.Р. Коноплевой, А.В. Волковой, О.А. Никитиной, М.Е. Дуба.

Установление толерантных отношений между участниками образовательного процесса является основой для создания поликультурной среды, способствующей формированию этнической толерантности у младших школьников.

Понятие этнической толерантности относится к способности индивида или группы проявлять уважение, терпимость и понимание по отношению к представителям других этнических групп или культур.

Одним из первых, ученых, исследовавших этническую толерантность, стал Майлз Хьюберман. Он разработал концепцию «межгруппового контакта» и обнаружил, что качество взаимодействия между представителями различных этнических групп имеет важное значение для формирования этнической толерантности. Например, положительный и продолжительный контакт между молодыми людьми разных этнических групп в школьной среде может способствовать развитию толерантности и уменьшению предубеждений [1, с.25].

Другой ученый, Джон Беркеншоу, в своих исследованиях обращал внимание на роль образования в формировании этнической толерантности. Он выделял значимость включения межкультурных аспектов в учебные программы и подчеркивал необходимость развития межкультурных компетенций у учащихся. Например, изучение истории и культуры различных этнических групп в рамках учебного процесса может способствовать пониманию и уважению к их особенностям [1, с. 27].

По мнению М.Б. Колесниченко, российского социолога, этническая толерантность представляет собой способность каждого индивида и общества в целом принимать и уважать иные этнические группы, сохраняя при этом свою собственную этническую идентичность [3, с. 5].

В работе Р.А. Рубилкиной, этническая толерантность определяется как способность индивида осознавать и принимать многообразие культур и этнических групп, сохраняя при этом гармоничные отношения и стремясь к взаимопониманию [6, с. 8].

Согласно Е.В. Поповой, этническая толерантность представляет собой умение индивида принимать и уважать различия в культуре, языке, религии и обычаях других этнических групп, а также готовность к сотрудничеству и мирному сосуществованию [5, с. 17].

В исследованиях социолога В.Ю. Хотинец, этническая толерантность определяется как способность индивида и общества выстраивать гармоничные отношения, основанные на уважении и признании прав и свобод всех этнических групп, а также на отказе от проявления враждебности, дискриминации или пренебрежения на этнической основе [8, с.112].

По мнению Е.В. Громовой, этническая толерантность представляет собой способность индивида строить конструктивные отношения с представителями других этнических групп, основанные на взаимном уважении и понимании культурных различий [2, с. 35].

В работах этнолога В.С. Кукушкина, этническая толерантность определяется как способность индивида и общества уважать и принимать многообразие этнических и культурных групп, сохраняя при этом равноправие и неприятие дискриминации [4, с. 21].

Данные определения отражают основные аспекты этнической толерантности, включая уважение, признание, отсутствие дискриминации, конструктивные отношения и готовность принимать и уважать многообразие этнических групп. Таким образом, с учетом интеграции представленных определений, можно сделать вывод, что этническая толерантность представляет собой способность индивида или общества принимать и уважать разнообразие этнических групп, их культуры, традиции и особенности, а также умение эффективно взаимодействовать с представителями разных этнических групп, не допуская дискриминации, предубеждений или враждебности на основе этнической принадлежности.

В младшем школьном возрасте формирование этнической толерантности является особенно важным, так как в этот период дети начинают осознавать различия в этнической принадлежности и могут быть подвержены стереотипам и предубеждениям. Поскольку они находятся в формирующемся возрасте, воспитание толерантности в этом периоде способствует развитию у них уважительного отношения к разным культурам и способностям эффективно взаимодействовать с людьми из разных этнических групп, что способствует построению гармоничного и толерантного общества в будущем. Младший школьный возраст является периодом, когда дети начинают активно взаимодействовать с ровесниками разных этнических групп. Важно помочь им осознать, что каждый человек уникален и имеет право на свою культуру и традиции. Формирование толерантных отношений в этом возрасте помогает детям построить уважительное отношение к разнообразию и развить навыки эмпатии и сотрудничества.

Рост этнического самосознания младших школьников под воздействием окружающей среды является важным аспектом формирования их этнической идентичности. В этом возрасте дети начинают осознавать свою принадлежность к определенной этнической группе и проявлять интерес к своим культурным традициям, языку, обычаям и обрядам.

Окружающая среда играет значительную роль в формировании этнического самосознания у младших школьников. Семья, друзья, образовательное учреждение и медиа влияют на то, как ребенок воспринимает и понимает свою этническую принадлежность. Взаимодействие с представителями разных этнических групп, участие в различных мероприятиях и культурных праздниках, а также изучение истории и культуры своей этнической группы способствуют росту этнического самосознания.

Поэтому мы указываем на необходимость формирования у школьников этнической толерантности как важного качества личности, особенно в поликультурном пространстве начальной школы. Поликультурная среда представляет собой многообразие этнических групп, культур, языков и традиций, с которыми дети сталкиваются в своей повседневной жизни. В такой среде особенно важно, чтобы школьники развивали толерантность и умение взаимодействовать с разными этническими группами. Данная среда представляет ряд особенностей и вызовов для формирования этнической толерантности у младших школьников. Во-первых, учащиеся сталкиваются с различными культурными нормами, ценностями и традициями, которые могут отличаться от их собственных. Это требует от них гибкости мышления, умения принимать и понимать разнообразие и быть открытыми к новым культурным опытам.

Во-вторых, поликультурная среда предоставляет возможность для богатого межэтнического взаимодействия и обмена опытом. Учащиеся имеют возможность узнавать о разных культурах, языках, традициях и обрядах через общение с представителями разных этнических групп. Это помогает им развивать понимание и уважение к различиям, а также способность находить общие интересы и строить гармоничные отношения с товарищами из разных культур.

В-третьих, поликультурная среда создает возможность для расширения кругозора и развития межкультурной компетентности у младших школьников. Они имеют шанс изучать и понимать разные культуры, а также развивать навыки эффективного межкультурного общения. Это важно для их будущего успеха и адаптации в многонациональном обществе.

Воспитание толерантности является многоаспектным и многогранным процессом, котором педагогам необходимо учитывать ряд факторов и придерживаться необходимых педагогических методов, которые должны быть направлены на:

- развитие эмпатии (педагоги должны помогать детям развивать эмпатию - способность поставить себя на место других людей и понять их чувства. Это помогает детям осознать, что каждый человек уникален и имеет свои потребности, и что важно уважать эти различия).

- обучение культурному разнообразию (педагоги должны предоставлять возможности для изучения и понимания различных культур, религий, традиций и обычаев. Дети должны быть ознакомлены с историей и культурой разных народов, чтобы понять, что разнообразие является обогащением, а не причиной конфликтов) [7, с. 45].

- преодоление стереотипов и предубеждений (педагоги должны активно работать над преодолением стереотипов и предубеждений, которые могут возникать у детей. Важно показать, что предубеждения основаны на неправильных представлениях и могут привести к негативным последствиям. Детям нужно научиться смотреть за пределы стереотипов и оценивать каждого человека индивидуально).

- развитие навыков коммуникации и конфликтологии (педагоги должны обучать детей навыкам эффективной коммуникации, умению слушать и выражать свои мысли и чувства без агрессии. Также важно научить детей разрешать конфликты мирным путем, а не прибегать к насилию или дискриминации).

- поддержку позитивных взаимоотношений в школьном коллективе (педагоги должны стимулировать позитивные отношения между детьми, налаживать сотрудничество и содействовать формированию дружественного и толерантного коллектива. Взаимодействие с разнообразными людьми и участие в совместных проектах способствуют развитию толерантности) [7, с. 76].

Рост этнического самосознания в поликультурной среде начальной школы может способствовать развитию положительного отношения к своей этнической группе, укреплению культурных традиций и ценностей, а также способности к межэтническому взаимодействию и уважению к представителям других этнических групп. Это важные аспекты в формировании толерантности и межкультурного понимания, которые являются основой для построения гармоничного и многонационального общения. Воспитание толерантности является долгосрочным и постоянным процессом, и педагоги должны постоянно работать над его развитием. Они должны быть готовы адаптировать свои методы воспитания в зависимости от потребностей и особенностей каждого ребенка, а также создавать безопасную и поддерживающую среду для развития толерантности у всех учащихся.

Список литературы

  1. Асташева, Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / Н.А. Асташева // Концепт. – 2019. – № 2. – С. 25 – 35.
  2. Громова, Е.В. Развитие этнической толерантности в школе / Е.В. Громова. – Москва : Изд-во Юрайт, 2019. – 135 с.
  3. Колесниченко, М.Б. Этническая толерантность: опыт разведывательного исследования / М.Б. Колесниченко // Вестник ПНИПУ. Серия: Социально-экономические науки. – 2018. – № 4. – С. 1–9.
  4. Кукушкин, В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме / В.С. Кукушкин. – Москва : Изд-во АСТ, 2019. – 125 с.
  5. Попова, Е.В. Предпосылки и условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах / Е.В. Попова // Наука и образование. – 2019. – № 3. – С. 16–22.
  6. Рубилкина, Р.А. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы / Р.А. Рубилкина // Концепт. – 2014. – № 10. – С. 1–11.
  7. Солдатова, Г.У. «Учимся толерантности» : метод. рекомендации для учителей начальной школы / Г.У. Солдатова. – Москва : Изд-во АТРИУМ, 2014 – 215 с.
  8. Хотинец, В.Ю. Этническая идентичность и толерантность / В.Ю. Хотинец. – Москва : Изд-во Юрайт, 2023. – 322 с.