УДК 37.032

Психолого-педагогические условия развития эмоционального интеллекта подростков

Шлома Алла Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социально-экономических и гуманитарных дисциплин Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского.

Аннотация: В работе рассмотрены условия развития у подростков эмоционального интеллекта с учетом психофизиологических особенностей возраста. Рассмотрено понятие эмоционального интеллекта и влияние его формирования и развития на детей подросткового возраста. Представлена краткая психологическая характеристика подростков в контексте развития эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: интеллект, эмоциональная сфера, эмпатия, развитие, личность, подростковый возраст.

Направленная на взаимодействие с людьми профессиональная ориентация учащихся подросткового возраста невозможна без развития эмоционального интеллекта (EQ) школьников. Под последним понимается совокупность ментальных особенностей, предполагающих возникновение у человека способности к восприятию и осознанию как собственного эмоционального мира, так эмоций других людей. Необходимо отметить, что достаточно остро в современном обществе стоит проблема выражения и принятия собственных чувств, а также проблематика, связанная с закреплением в общественном сознании и насаждением подросткам в качестве эталона поведения некого идеального образа – лишенного каких-либо эмоций супергероя, которого невозможно сломить.

Деятельность человека, состояние его психологического здоровья, психического состояния напрямую зависят от эмоций, роль которых в жизни людей нельзя недооценивать. Являясь жизненной ценностью сами по себе, эмоции выступают в качестве некого личностного (подчас очень субъективного) отношения подростка к внешнему (окружающему его) и внутреннему (собственному "Я") миру. В связи с чем, очень важным для психологического комфорта молодых людей представляется появление у них способности к управлению своим эмоциональный состоянием (понимать эмоции, переживать их, выражать и сопереживать другим).

Отсутствие должной работы над формированием эмоционального интеллекта и культуры эмоций не только затормаживает разностороннее развитие личности, но и может приводить к росту числа подростков, страдающих различными типами неврозов. Подавление эмоционального состояния как отсутствие должной интеллектуальной работы с эмоциями приводит к снижению уровня самоконтроля у детей подросткового возраста, что в дальнейшем может стать препятствием для реализации поставленных целей в профессиональной деятельности, а также привести к проблемам межличностного характера в сфере семейных взаимоотношений.

Эмоциональный интеллект представляет собой навык, направленный на стабилизацию эмоциональной сферы, что призвано привести к снижению отклонений у подростков в психосоматическом и психологическом планах, при этом под интеллектом понимается ментальный механизм, напрямую связанный с демонстрацией эмоций. А сами эмоции призваны осуществлять взаимосвязь духовных и физических начал человека. Так, деятельность и успешность находят своё выражение в позитивных эмоциях, несостоятельность же, соответственно, – в негативных.

Являясь частью социального интеллекта отвечающий за эмоциональную сферу жизнедеятельности человека эмоциональный интеллект позволяет выработать умение использования данных об эмоциональных особенностях индивида для изменения направления его мыслительной деятельности. Это дает возможность для решения психологических проблем подростков за счет коррекции их личностных переживаний и поведения. Соответственно, применение эмоций для повышения продуктивности мышления, качественный контроль за чувствами и желаниями, осуществление управления эмоциональной сферой путем когнитивного анализа и синтеза, а также координация собственных эмоций с чувствами окружающих людей – все это является составными элементами понятия EQ.

Кроме того, преодоление давления окружающей среды предполагает включение в данный процесс всех социальных и эмоциональных способностей человека. Поэтому большая степень адаптивности в обществе и способности к осуществлению эффективного общения характерны для тех людей, которые способны воспринимать эмоции других индивидов так же определенно, как и собственные, то есть для людей с высоким уровнем развитости эмоционального интеллекта. То есть понятие EQ включается как внутренний мир индивида, так и проектирование его поведения во внешний мир, в результате чего осуществляется принятие сформированных на основе выявления эмоций осознанных решений, при этом осмысление эмоций позволяет дать дейктическую оценку внутренне значимым для индивида событиям.

Таким образом, эмоциональный интеллект предполагает включение в данное понятие как интеллекта, обращенного непосредственно на самого себя (внутриличностная составляющая), так и интеллекта, направленного на окружающих, то есть внешний мир (межличностная составляющая). Для гармоничного развития личности, ее успешного прогресса и полноценного становления необходимо на протяжении всей человеческой жизни осуществлять формирование такого важного, основополагающего элемента , как EQ. Именно эмоциональный интеллект предполагает возникновение у ребенка еще в младенческом возрасте (в ходе непосредственного общения с близкими родственниками, в первую очередь, матерью) способности к восприятию разнообразных эмоциональных реакций других людей. Способность к распознанию уже своих настроений (пусть и достаточно простых) появляется у детей (как правило, при помощи взрослых) в период младшего дошкольного возраста.

В подростковый период у человека изменяются социальные установки, осуществляется становление эмоций, который идентифицируются ими со зрелой личностью. В связи с чем у подростки наблюдается:

  1. возникновение предпосылок к самостоятельному обучению (когнитивная составляющая);
  2. стремление к равноправному со взрослыми участию в общественно-духовной деятельности, сопряженное с попытками отстаивания своих суждений;
  3. стремление к проявлению романтического внимания к представителям противоположного гендера;
  4. подражание взрослым на визуальном (одежда, манера поведения) и вербальном уровнях (использование сленга, табуированной лексики).

Внутреннее осознание своей взрослости, восприятие себя в качестве равноправного члена общества в подростковом возрасте может проявляться в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию своих искренних желаний; осознание наличия интимной жизни и стремление скрыть от ее окружающих; игнорирование неодобрения взрослых в процессе проектирования собственной стратегии активности.

В связи с чем, данный возрастной период развития человека является наиболее сложным, так как он связан с процессом эмоционального становления, сопровождающимся повышением ментальной напряженности и тревожности. Постановка новых целей, поиск ответов на волнующие подростка вопросы обусловлены качественными изменениями, которые происходят в данный период в психике молодых людей. Все это обуславливает необходимость учета специфики развития EQ подростков, так как выстраивание межличностных отношений и адекватное проявление чувств невозможно без комфортной социальной адаптации.

Эмоциональные проявления в подростковом периоде в целом характеризуются значительной впечатлительностью, опустошенностью в моральном плане, повышенной возбудимостью, вспыльчивостью, неуравновешенностью. В результате это проявляется в неконтролируемом, часто капризном поведении, неуверенности в себе, в собственных возможностях, остром восприятии неудач, что может привести к обострению защитных механизмов у подростков, агрессивном социальном поведении. Все это, конечно же, обусловлено кардинальной перестройкой в гормональной системе человека, проявляющейся как на физиологическом уровне, так и на эмоциональном, в резких переменах настроения, минорной оценке собственного состояния. Встречается и осознание подростками своего девиантного поведения, черствости, равнодушия к чувствам окружающих, а также выражаемое посредствам внешнего протеста (иного способа они не видят) внутреннее стремление казаться или быть другим. При этом у молодых людей проявление данного стремления может выливаться как в ссоры с родителями, так и в увлечении чем-либо запрещенным, нелегальным.

Потребность в самореализации усиливается за счет обострения эмоционального состояния, связанного с ощущением одиночества и непонятости. Все это, в том числе, приводит к падению у подростков в пубертатный период работоспособности и возникновения у него стремления изолироваться от социума (девочки проходят через этот этап в 11-13 лет, а мальчики 14-16) [2].

Так, Д.В. Люсин, характеризуя данный переходный период, отмечает в нем такие изменения в эмоциональном поведении подростка, как: резкая смена настроения, повышенная возбудимость, склонность к демонстрации различных реакций (удовольствие, страдание), нарочитое проявление полярных нравственных умонастроений (альтруизма либо эгоцентризма), игнорирование социальных установок [1].

Кроме того, отмечается рост негативных реакций над одобряемыми у молодых людей напрямую связан с несовершенством навыков эмоционального взаимодействия в процессе выстраивания взаимоотношений с окружающими людьми.

Необходимо также отметить, что эмоциональные реакции юношей отличны от соответствующих реакций у девочек. Так, выявляется повышенная чувствительность и склонность к сильным переживанием по всевозможным поводам у представительниц женского пола, в то время как подростки-юноши более сдержанно в эмоциональном плане реагируют на происходящее и в меньшей степени, чем подростки-девочки хотят говорить о своих переживаниях. Ряд исследователей объясняет это неприятием в обществе публичного выражения эмоций со стороны мальчиков (юношей, мужчин), с одной стороны, и терпимое, а порой и поощряемое, отношение к женским эмоциям (проявление обиды, слезы), с другой. Наблюдается различие в чувственных реакциях у представителей различных гендерных групп. Так, перепады в эмоциональном состоянии у девочек приводят таким реакциям, как подавленное душевное состояние, истерика, а у мальчиков подобный эмоциональные скачки могут вызвать ярость, гнев, стремление надерзить взрослым, снять с себя ответственность за произошедшее (неудачу, порицаемое социумом поведение и под.), переложить ее на других либо на независящие от подростка обстоятельства.

Завершение подросткового возраста в среднем приходится на семнадцатилетие, когда начинает наблюдаться увеличение как физической, так и творческой активности человека, превалирование оптимистических настроений над пессимистическими, повышение внутренней мотивации, направленной на всестороннее развитие личности. В это время у подростков наблюдаются существенные перемены в чувствительном и эмоциональном плане: рост позитивных настроений сопровождается возникновением способности к восприятию естественных источников положительных эмоций; расширение представлением о личных и социальных ценностях приводит к изменению оценки понятия "любовь" (как более осознанного чувства, важной частью которого становится изучение эмоционального мира партнера).

Помимо этого, эмоциональное поле молодых людей начинает стабилизироваться, в него включаются разнообразные чувства, обусловленные развитием эмпатии, эстетические взгляды становятся более зрелыми, а взаимоотношения с людьми (как дружеские, так и любовные) – эмоционально насыщеннее. Перемены в чувственной сфере жизни подростков находят свое отражение практически во всех областях их жизнедеятельности, в связи с чем исследование представляется особенно важным в аспекте изучения темы формирования чувств человека.

Таким образом, в пубертатный период у подростков наблюдается соединение полярных, противоречивых качеств, резкие изменение настроений, повышенная возбудимость обусловленная высокой эмоциональностью. При этом в описываемом возрасте на фоне обострения проявления чувствительной сферы наблюдается еще и развитие способностей к саморегуляции эмоций. Посредствам волевых усилий молодые люди учатся тормозить свои интенсивные эмоциональные реакции, тем не менее жизнь подростка может сопровождаться усилением тревожности, разнообразных страхов, что выливается в проявлении агресссии, направленной как на источник раздражения, так и на абсолютно непричастных к ситуации людей.

Таким образом, та сторона жизни подростка, которая включает эмоциональную составляющую, является средоточием его разнообразных настроений (которые он переживает), сложностей, связанных с определением истинности/ложности в сфере чувств, реакций, которые со временем качественно улучшаются и число которых увеличивается. Кроме тог, повышается значение адекватного восприятия и принятия как собственных эмоций, так и эмоциональных переживаний других людей.

Список литературы

  1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78–86 с. 4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2013. – 487 с.
  2. Лобанов А.П., Коптева С.И., Ткачук О.А. Интеллект и личностный рост: Учеб. пособие. – Минск: БГПУ, 2015. – 128 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: