УДК 342.55:94.47.084.9

Роль областной партийной организации Кабардино-Балкарии в деятельности правоохранительных органов республики в 1950-1980-е годы

Хамуков Алим Асланович – студент Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ

Аннотация: В современной науке вопрос о роли КПСС в деятельности правоохранительных органов остаётся слабо изученным. Полностью объективных работ в советские годы на описанную тему не выходило в связи с особенностями действовавшего политического режима, оказывавшего прямое влияние на правовые исследования и положение учёных-юристов. Автор работы ставит своей целью определение роли кабардино-балкарской областной партийной организации в деятельности республиканских правоохранительных органов.

Ключевые слова: КПСС, КБАССР, СССР, суды, МВД, Прокуратура, Министерство юстиции.

В современной правовой науке особенностям социалистических правовых систем и их функционирования уделяется несправедливо мало внимания. Вопрос вмешательства коммунистической партии в деятельность правоприменительных органов, в том числе судов, и вовсе остается неисследованным. Целью автора настоящей работы является определение роли кабардино-балкарского обкома Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в деятельности правоохранительных органов КБАССР в 1950-1980-е годы.

При создании настоящей работы автором использовались частнонаучные и общенаучные методы научного познания.

Конституции КБАССР 1937 и 1978 годов содержали в себе положения, гарантировавшие независимость судей и народных заседателей в их деятельности. Они же провозглашали КПСС ядром советских государственных и общественных организаций и действовавшей политической системы [1]. Эти нормы были перенесены в основные законы Кабардино-Балкарии и РСФСР прямиком из советских конституций 1936 и 1977 годов [2-3].

Судебная система КБАССР состояла из Верховного Суда, который формировался Верховным Советом республики, и районных(городских) народных судов, избиравшихся населением. Также правоохранительные функции осуществляли республиканские Министерство внутренних дел (МВД или МООП), Прокуратура и т.д.

Несмотря на установленные законом гарантии, правоохранительные органы в СССР находились в существенной зависимости от КПСС. Ключевой из них, Комитет государственной безопасности (КГБ), создавался как «боевой отряд партии» и даже формально находился под ее полным контролем и защищал именно ее интересы.

Приговоры судов, а также меры пресечения, условия и места содержания и т.д. по делам, «имевшим существенное общественно-политическое значение», в 1950-1980-е годы утверждались Политбюро ЦК КПСС [4-5].

Кабардино-балкарский областной комитет партии, согласно уставу КПСС, не имел автономии, в отличие от местных органов государственной власти [6]. Все установки и директивы из Москвы должны были беспрекословно исполняться республиканскими партийными функционерами, иначе следовали взыскания по партийной линии, вплоть до означавшего конец почти любой карьеры исключения из рядов КПСС. Поэтому любая «самодеятельность» подобных органов при решении важных вопросов могла стать для них источником серьёзных неприяностей.

Согласно установившейся политической традиции все вопросы по «процессам», имевшим большое общественно-политическое значение («политическим»), выносились на уровень высшей партийной инстанции – Политбюро ЦК КПСС, указания которого подлежали немедленному исполнению всем партийным аппаратом, органами следствия и суда. Поэтому существенной самостоятельной роли в годами выработанном процессе оказания давления на судей или иных участников процесса по важным политическим процессам обком партии не имел. Все шло через центральный аппарат КГБ и ЦК КПСС, тогда как местные органы лишь исполняли волю вышестоящего начальства. Например, вопрос о беспорядках в Нальчике 1968 года являлся предметом обсуждения в Политбюро ЦК, вынесенные на котором решения были приняты к исполнению в том числе и партийной организацией КБАССР.

О несущественной роли кабардино-балкарской областной партийной организации в деятельности правоохранительных органов республики говорит, например, и незатронутость проблем этих органов почти во всех, изученных автором, выступлениях первого секретаря обкома Т. Мальбахова, его письмах, статьях, актах обкома и т.д. Автору удалось найти тексты только двух выступлений Мальбахова от 1968 и 1983 годов, которые напрямую касались бы правоохранителей республики. Первая речь была посвящена выше упомянутым беспорядкам в Нальчике, вторая – существенным недостаткам в деятельности МВД КБАССР [7].

Значит ли это, что региональные партийные функционеры совсем не могли вмешиваться в деятельность судов и иных правоохранительных органов? Совсем нет. Именно районные и областные комитеты партии «рекомендовали» кандидатов на выборы судей или народных заседателей и могли запросто не выдвинуть «строптивого» юриста на следующих выборах, что означало верный конец карьеры. Не стоит также забывать о том, что абсолютное большинство судей, народных заседателей, сотрудников КГБ и иных правоохранительных органов состояли в КПСС, а значит, на них распространялась партийная дисциплина, за нарушение которой могли даже исключить из партии[8]. При каждом суде существовали первичные партийные организации, которые и доводили до судей волю ЦК, обкомов, райкомов партии и т.д. На заседаниях этих партийных комитетов часто обсуждали вопросы судебной практики и ее недостатков, что непосредственно влияло на решения судей и народных заседателей в рамках процессов.

В сталинские годы за «нарушения в карательной практике» или «искажения в судебной практике» с подачи партийного начальства могли привлечь даже к уголовной ответственности.

Отдельно стоит отметить и имевшуюся у бюро обкома партии возможность давать прямые указания органам государственной власти КБАССР [9], одним из которых, например, являлось министерство юстиции, выполнявшее, по мнению Р.С. Абдулина, по отношению к судам «руководящую роль» [10].

 Из прямых свидетельств активного вмешательства республиканского обкома партии в дела МВД, Прокуратуры или суда автору удалось найти только уже упомянутую речь Т. Мальбахова перед партийным активом от 15 июля 1968 года, в которой руководитель республики заявил, что партийная организация «дала указание Министерству охраны общественного порядка(позже – МВД) и Прокуратуре республики найти всех зачинщиков и привлечь к ответственности по всей строгости советского закона» (здесь имелись ввиду и суды). Нельзя однозначно утверждать, что эти заявления прямо нарушали советское законодательство, ведь Конституции СССР и советская правовая доктрина закрепляли за КПСС особые возможности в рамках ее «руководящей и направляющей роли» [11]. Однако полномочиями «давать указания» советское право партию все же не обеспечило. Это выходит за пределы понимания роли партии в обществе в советской правовой доктрине [12].

Стоит также отметить, что, кроме беспорядков 1968 года, в Кабардино-Балкарии не было слишком значимых политически важных дел, могущих привлечь к себе пристальное внимание коммунистов. Крупные «политические процессы» пролетели мимо Нальчика, да и каких-либо заметных из центра преступлений в КБАССР в названный период не совершалось.

В результате проведённого исследования автор пришел к выводу о, в целом, существенной роли кабардино-балкарской партийной организации в деятельности правоохранительных органов республики. Нужно отметить крайнюю зависимость обкома от высших партийных инстанций в вопросах так или иначе касавшихся силовых структур. Однако это не отменяет остававшихся у региональных партийных функционеров возможностей при желании оказывать давление на сотрудников Прокуратуры, МВД, судов и т.д., которыми они иногда пользовались.

Список литературы

  1. Конституция (Основной закон) Кабардино-Балкарской Автономной Советской Социалистической Республики // г.Нальчик. Книжное издательство «Эльбрус». – 1978. - 42 с.
  2. Конституция СССР 1936 года. // Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: Проспект, 1997. 427 с.
  3. Конституция СССР 1977 года. // Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: Проспект, 1997. 427 с.
  4. РГАНИ. Ф. 4. Оп. 18. Д. 954. Л. 126–132.
  5. Наука, Образование : История : № 9 Из совершенно секретной записки Ю. В. Андропова и Р. А. Руденко в ЦК КПСС о мерах по пресечению деятельности диссидентов 20 января 1977 г.
  6. КПСС. Устав Коммунистической партии Советского Союза : (Утв. XXII съездом КПСС). - Москва : Правда, 1961. - 31 с.
  7. Тимбора Кубатиевич Мальбахов. Речи, статьи, письма. Сборник документов (1948-1996) // ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.». Издательский центр «Эль-Фа». г. Нальчик. 2008. 573 с.
  8. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное правоведение). М., 1967.
  9. УЦДНИ АС КБР. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 659. ЛЛ. 6-7.
  10. Абдулин Р.С. — Основные направления партийно-государственной политики СССР в области судебного управления (1970-1980) // Genesis: исторические исследования. – 2015. – № 2. – С. 121-139. DOI: 10.7256/2409-868X.2015.2.14134 URL:https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=14134.
  11. Алексеев, С.С. Советское право как средство осуществления политики КПСС /С.С. Алексеев // Правоведение. – 1977. - №5. – С.15-23.
  12. В.В. Лазарев. Применение советского права . - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1972. - 200 с.