УДК 34

Принцип свободного движения товаров: понятие, содержание

Чеботарёв Иван Андреевич – магистрант факультета Юриспруденции Института права Волгоградского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается принцип свободного движения товаров, его понятие и содержание. Также в статье затрагиваются ключевые термины, которым дается определение согласно судебной практике. Приводится понятие товару со стороны судебной практики ЕС. В работе отражены ссылки на мнения ученых, которые приведены в статье, также подробно рассмотрены некоторые статьи из договоров ЕС. Подробно был рассмотрен рынок свободного передвижения товаров, были выявлены и указаны ограничения на его передвижение, а также существенные плюсы товаров, производимых в странах ЕС перед импортными товарами.

Ключевые слова: товар, сбор, принцип, движение товара, импорт, экспорт, правовое регулирование.

Прежде чем углубляться в тематику свободного движения товаров, и приводить их понятие и содержание, необходимо, для начала, дать определение самого “товара”. В праве Европейского союза не сложилось точное понятие данного термина, поэтому сложно определить более правильное понятие. В связи с этим можно разделить понятие на два определения, которое даётся согласно закону и прецедентному праву судов. Что касательно первого случая, то договоры ЕС ничего не указывают относительно понятия товаров. Любые упоминания о нём переводятся на вторые и третьи планы, никогда не предавалась ему большего значения. Но в Регламенте Европарламента и Совета ЕС № 638/2004 от 31 марта 2004 г. [5] относительно понятия торговли и даётся понятие товара, его определяют как любое движимое имущество. Следующее понятие, указываемое судом, описывается как, объект коммерческих операций, имеющий своё измерение в денежной стоимости. Данное определение больше похоже на реальность и имеет более правильный смысл. К таким товарам можно отнести и продукцию, одежда, электронные устройства, также в разъяснениях суд указывал, что на правах товара могут являться серебреные, а также золотые слитки, опасные отходы тоже были включены в данный список. Поэтому любая компания производящая, например товары в виде одежды, имеет субъективное право пользоваться или нет принципом свободного движения товара. Так в своей работе Иншакова А.О указывает, что субъективное право- это мера дозволенного поведения субъекта. [3] Вернемся к теме исследования, разбирая понятие принципа свободного движения товаров, следует указать его определение. Так страны ЕС дают следующее понятие данному термину, свободно движения товара, означает, что все товары, которые были произведены на территории страны- члена ЕС, могут беспрепятственно быть проданы и в дальнейшем перемещены в иные страны членов Европейского Союза без любых ограничений, в том числе таможенных пошлин.

Следует выделить три важных элемента, которые включаются в свободу передвижения товара согласно ДФЕС [1]:

  1. Статья 30 ДФЕС, указывает на отмену таможенных пошлин и сборов;
  2. Статья 110 ДФЕС, запрет дискриминационного внутригосударственного налогообложения;
  3. Статья 34-35 ДФЕС, запрет количественных ограничений на импорт и экспорт, а также мер, равнозначных им.

После отмены таможенных пошлин, согласно статье 30 ДФЕС, появились равнозначные им сборы. Закон не даёт определения данному термину, также о нем нет упоминания во вторичном праве, в связи с этим невозможно было выявить признаки того, что будет являться сбором. Вопрос об его значение и понятии оставили судебной практике. Одним из решений суда было выявлено определение слову “сбор”, им является любой денежный сбор, который накладывается на любые товары, отечественные либо импортные. Также не будут являться идентичными сборы, наряду с равнозначными пошлинами, которые представляют под собой плату за оказание услуг при переходе через границу, когда услуги предоставляются в добровольном порядке. В связи с этим закрепляется ряд условий, которые не должны быть нарушены:

  1. Данный сбор предписан европейским законодательством по общим интересам ЕС;
  2. Сбор не может превышать закрепленную стоимость услуги;
  3. Услуга является единообразной и обязательной, на все аналогичные продукты созданные в ЕС.

Стоит отметить один из наиболее сложных вопросов правового регулирования свободны передвижения товара, заключается он в толкование запрета мер, а также равных количественных ограничениях. Количественные ограничения товара также не были закреплены законом, а получили свое толкование спустя время из судебной практики. Меры которые направлены на частичное или полное сдерживание экспорта, импорта и транзита товаров и называется количественным ограничением товара. Эффект количественного ограничение показывает свое отражение в Директиве об отмене мер, имеющих эффект, равнозначный количественным ограничениям на импорт, а точнее в статье 2. [2]

При установки наиболее меньшей благоприятной цены на продукцию импорта, позволяет ограничить отправку товара, фиксация максимальной и минимальной цены на ту же продукцию, предоставление льгот на покупку продукции, более сложные условиях для хранения импортной продукции, а также увеличение стоимости импортной продукции, в связи с чем теряется ее потребительская ценность. Все данные действия направлены на усиления внутреннего рынка для продажи продуктов внутреннего производства, путем обездвиживания и обесценивания продуктов импорта. В качестве примера можно привести и сравнить слова Казаченок О.П об ограничение банков ЕС к долгосрочным вкладам, что тоже можно сравнить с ограничением действия банков ЕС [4] и ограниченный экспорт товаров в РФ в связи с санкциями, в данном случае видно ограничение движения товаров за рубеж.

Рассмотрев данную тему с такой стороны, становится понятно, что принцип свободного движения товаров все еще нуждается в доработках, в частности на законное определение вышеупомянутых терминов. Таких как товар, сбор, сама свобода передвижения. Укрепление внутреннего рынка путем свободного передвижения товаров внутри стран ЕС обеспечивается путем ограниченного импорта товаров, в связи с чем и укрепляется внутренне производство и продажа товаров внутри стран.

Список литературы

  1. Договор о функционировании Европейского Союза (Рим, 25 марта 1957 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) (2016/C 202/01).
  2. Директива Комиссии от 22 декабря 1969 г. об отмене мер, имеющих эффект, равнозначный количественным ограничениям на импорт, и на которые не распространяются другие нормы, принятые в соответствии с Договором о ЕЭС (70/50/ЕЭС).
  3. Иншакова А. О. Теоретическая модель субъективных прав и юридических обязанностей: государственно-правовая реальность // Legal Concept = Правовая парадигма. – 2023. – Т. 22, № 2. – С. 6–16. – DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.1.
  4. Казаченок О.П. Электронные денежные средства как новый объект гражданских прав в российском и международном праве: ограничение оборотоспособности и перспективы правового регулирования // Евразийская адвокатура. –– 2019. №1(38) . – С.104-108.
  5. Регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) № 638/2004 от 31 марта 2004 г. о статистике Сообщества относительно торговли товарами между государствами-членами.

Интересная статья? Поделись ей с другими: