УДК 34

Направления развития судебной системы России в аспекте государственных целевых программ

Климов Егор Александрович – магистрант Российского государственного университета правосудия

Аннотация: Правосудие, в том или ином своем выражении, исторически существует много тысячелетий, так как является неотъемлемой частью устройства общественной и государственной жизни. Судебная система, известная нам сейчас, берет свое начало в период судебной реформы 1864 года, которая положила в основу судоустройства важнейшие, принципы гласности, открытости, устности и состязательности процесса [8, с. 40].

Ключевые слова: судебная система, целевые программы, власть, РФ.

В советский период устройство судебной власти изначально претерпело значительные деформации в связи с уничтожением имперской судебной системы и полным формированием новой [9, с. 134]. Формировавшаяся десятилетиями судебная система приобрела свой завершенный вид уже с становлением Российской Федерации и провозглашением демократических принципов, а в том числе и выделения судебной власти в самостоятельную ветвь власти.

С самого образования судебной системы в России, ее развитию и совершенствованию предавалось основополагающее значение. Правительством РФ на постоянной основе разрабатываются и реализуются целевые программы, которыми устанавливаются цели и мероприятия развития судебной системы. Именно такие цели выражают политику государства и динамику совершенствования судебной системы, что делает их актуальными для рассмотрения. Также на основе эволюции судебной системы и понимания существующих проблем, представляется возможным понять дальнейшие пути развития, которые могут быть реализованы в ходе государственных целевых программ.

С 2002 года в России реализовывались следующие федеральные целевые программы в части развития судебной системы:

  • Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы [1];
  • Развитие судебной системы России на 2007-2012 годы [2];
  • Развитие судебной системы России на 2013-2024 годы [3]

Сразу можно отметить, что по периодам действия целевых программ видно, что в России на постоянной основе продвигается политика развития и совершенствования судебной системы.

Целевая программа на 2002 - 2006 годы была призвана решить проблему реализации эффективной судебной деятельности в части соблюдения принципов самостоятельности и независимости, что и было установлено в качестве ее цели. Среди конкретных проблем выделены: недостаток финансирования, увеличение дел в экономической сфере, слабое материально-техническое обеспечение судов, устаревшие схемы ведения судопроизводства и другие. Кроме того, Правительством РФ отмечалась необходимость модификации отношения к судебной власти как со стороны остальных ветвей власти, так и со стороны граждан и организаций.

В качестве основных задач предлагалось увеличить авторитет судебной власти, обеспечить систему кадрами, развить техническое оснащение судов, ввести информационное обеспечение деятельности, а также увеличить уровень научного потенциала и профессиональной подготовки.

Результаты реализации программы содержатся в докладах, заслушанных на Совете Судей РФ, в которых отмечается проведен большого объема работы и по результатам выполнения программы достигнуты значительные результаты в части оснащения зданий судов и информатизации судебной системы [4]. К таким результатам относят увеличение более чем в 4 раза компьютерного оснащения, создание дополнительных автоматизированных рабочих мест в связи с увеличением штата, формирование системы ГАС «Правосудие» во всех судах России, кроме районный судов, в которых система введена в более чем 700 районных судах (с большим количественным составом судей). Также отмечено, что по результатам программы в РФ не осталось ни одного суда общей юрисдикции, не имеющего средств автоматизации судопроизводства на базе компьютерного оборудования.

Таким образом, основными результатами реализации программы 2002-2006 годов стало значительное продвижение в технической оснащенности судов, что бесспорно способствует оптимизации судопроизводства и сокращению процессуальных сроков.

Программа развития на 2007-2012 годы в качестве цели устанавливала повышение качества деятельности судебной системы, а также уровня судебной защиты. Реализация программы заключалась в выполнении следующих задач, направленных на повышение качества правосудия, в том числе повышения доверия граждан, обеспечение доступности и эффективности правосудия, независимости судей, достижение высокого уровня исполнимости судебных решений.

По результатам программы Президиумом Совета Судей РФ отмечено повышение уровня технического обеспечения судов и создание условий доступности правосудия, а также его открытости и прозрачности [5]. При этом, достижению целей программы на 2007-2012 годы уделено не много внимания и сформулирован только общий итог. Больший акцент сделан на формирование новой программы на 2013-2024 годы.

Программа на 2013-2024 годы уже отличается глубиной и детальностью своего видения путей совершенствования судебной системы. В качестве цели в ней определенно также, как и в предыдущей, повышение качества правосудия. Отличием является то, что в рассматриваемой программе отражено понимание важности стабильной и эффективной судебной системы для развития государства, ее экономического потенциала, которое должно достигаться за счет формирования как у граждан, так и субъектов предпринимательства уверенности в способности обеспечить защиту своих прав посредством обращения в суд.

Для достижения поставленной цели поставлены задачи, указанные в предыдущей программе и дополнены следующими задачами: формирование эффективной системы исполнительного производства и доступности принудительного исполнения, а также улучшение качества судебно-экспертной деятельности.

Конечные результаты программы не подведены в силу того, что программа еще находится в стадии реализации. При этом, эффективность данной программы неоднократно отмечалась и Президентов РФ, и в ходе ежегодных выступлений Председателя ВС РФ. Так, например, Путин В.В. отметил эффективную работу и развитие судебной системы и обратил внимание на то, что несмотря на период пандемии, в полной мере сохранена социальная направленность правосудия. Также Президентом РФ отмечено повышение количества обращений в суды РФ по сравнению с 2019 годом, что отмечено как повышение доверия к судебной системе [7].

Стоит отметить, что с каждой новой программой увеличивался срок ее действия, так как в первой программе планирование осуществлялось на 4 года, а в последней уже на 11 лет. Из указанного можно сделать вывод, что программы развития судебной системы показали свою эффективность и позволили осуществлять планирование и реализацию мероприятий на долгосрочную перспективу.

Также важно отметить, что при разработке и утверждении программы в 2012 году не могла приниматься во внимание сложная эпидемиологическая обстановка, связанная с распространение коронавирусной инфекции. Но несмотря на это, судебная система не потеряла своей эффективности в сложный период, а, наоборот, активизировала силы и средства для продолжения судебной деятельности.

Таким образом, Программа в любом случае показала свою эффективность и необходимость продолжения развития и разработки целевых программ развития судебной системы на последующие годы с учетом недостигнутых показателей и выявленных недостатков.

При этом, стоит отметить, что рассмотренные программы развития судебной системы уделяют мало внимания развитию кадрового потенциала, который представляет собой крайне важный элемент функционирования системы.

В Постановлении X Всероссийского съезда судей от 01.12.2022 № 1 «О развитии судебной системы Российской Федерации» дальнейшее развитие и реформирование судебной системы ставится в прямую зависимость от факта увеличения количества судебной и работников судебных органов. Также, на ровне с расширением штата, отмечается необходимость перераспределения нагрузки и распределения функций [6].

Из указанного можно сделать вывод, что представляется целесообразным при разработке программы развития судебной системы после 2024 года обратить внимание на решение проблемы нехватки квалифицированных работников судов, а также необходимость постоянной профессиональной переподготовки действующих работников судов для достижения максимально эффективного функционирования судебной системы.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4623.
  2. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы» // Собрание законодательства РФ, 09.10.2006, № 41, ст. 4248.
  3. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013-2024 годы» // Собрание законодательства РФ, 07.01.2013, № 1, ст. 13.
  4. Постановление Совета судей РФ от 30.11.2006 № 170 «О реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы по информатизации судов общей юрисдикции и задачах в свете федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы» // URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 02.11.2023).
  5. Постановление президиума Совета судей РФ от 23.04.2013 № 329 «Об итогах реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы и задачах по выполнению мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России" на 2013-2020 годы» // URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 02.11.2023).
  6. Постановление X Всероссийского съезда судей от 01.12.2022 № 1 «О развитии судебной системы Российской Федерации» // URL: https://www.consultant.ru. (дата обращения: 02.11.2023).
  7. Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации // URL: https://www.vsrf.ru/press_center/news/29655/ (дата обращения: 02.11.2023).
  8. Иванова Т.В. Судебная реформа 1864 года о гласности в гражданском судопроизводстве // Российский судья. 2020. № 3. С. 40-44.
  9. Большакова В.М. Концепция судебных преобразований в России во второй половине XIX – начале XXI в. (теоретико-правовой, исторический и структурно-функциональный аспекты) // Журнал российского права. 2022. № 4. С. 116-134.

Интересная статья? Поделись ей с другими: