УДК 351

Актуальные вопросы цифровой трансформации государственного управления

Пономарев Виктор Анатольевич – кандидат педагогических наук, профессор кафедры менеджмента Московского гуманитарного университета.

Пономарева Татьяна Петровна – доцент кафедры менеджмента Московского гуманитарного университета.

Аннотация: Современные условия диктуют необходимость внедрения и оптимизации цифровых технологий на всех уровнях управления. Проблемам и возможностям, которые возникают в ходе этого процесса в сфере государственного управления, посвящена данная статья.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация экономики, цифровые услуги, государственные цифровые услуги, портал Госуслуги, цифровая доступность, диджитализация управления.

Тема исследования

Проблемы и возможности, которые возникают при внедрении системы цифрового управления в работу органов государственной власти.

Цель исследования

Определение возможных точек роста для повышения эффективности использования цифровых систем, инструментов и технологий в сфере государственного управления.

Проблема исследования

Несоответствие темпов и качества внедрения цифровых технологий в сфере государственного управления реальным запросам, формирующимся ситуацией.

Метод исследования

Изучение научной литературы и периодики.

Введение

Неизбежность процесса глобализации и цифровизации всех процессов управления, начиная с коммерческих и заканчивая государственными является очевидной. Следовательно, работа по программе «Цифровая экономика» – это перспективный и актуальный проект. Цифровая трансформация системы государственного управления является его неотъемлемой частью, поскольку обеспечивает более эффективное взаимодействие объектов экономического процесса, таких как органы государственной власти, граждане Российской Федерации и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), действующие в российской юрисдикции.

Однако при всех своих тактических и перспективных преимуществах, внедрение любого нового инструмента, а тем более полноценной системы, связано с возникновением проблем как организационного, так и технического характера.

  1. Возможности и перспективы цифровой трансформации органов власти и организационных процессов управленческой деятельности.

Среди главных целей внедрения цифровых инструментов можно перечислить: оптимизацию взаимодействия граждан и органов государственной власти при получении государственных услуг, снижение нагрузки на кадровый ресурс органов государственной власти за счёт автоматизации типовых процессов и обработки больших данных с помощью искусственного интеллекта, а также снижение затрат на персонал и обеспечение организационных процессов путём переноса их в онлайн-среду. Каждая из них заслуживает отдельного рассмотрения.

Оптимизация взаимодействия ОГВ (органов государственной власти) с населением и субъектами бизнеса – масштабная и очень важная задача. К этой области относится множество типизированных процессов (оформление документов, уплата пошлин, налогов и штрафов, выдача лицензий на осуществление деятельности, получение социальных выплат и т.д.), которые можно алгоритмизировать и выполнять с использованием программного обеспечения, сведя к минимуму участие человека. Главным проектом, который реализуется в данном направлении, является Единый портал государственных и муниципальных услуг (Госуслуги). Созданные ранее или параллельно с ним информационные сервисы, принадлежащие государственным и муниципальным органам власти, в частности, различные системы типа «электронная школа» постепенно подключаются к Госуслугам и становятся частью этой цифровой экосистемы. Также активно внедряется авторизация на сайтах государственных и даже частных учреждений через подтверждённую учётную запись, созданную на Госуслугах. Логично предположить, что в будущем Госуслуги должны охватить до 80-90% всех операций, касающихся взаимодействия граждан с органами государственной власти и учреждениями, подведомственными им. Ещё одним глобальным примером внедрения цифровых технологий в сфере государственного управления можно считать разработку и расширение сферы применения технологии Госключ – электронной подписи граждан и юридических лиц различного уровня защиты, которая позволяет ускорить осуществление многих юридических действий.

Оптимизация использования кадрового ресурса – другой аспект, обуславливающий важность поэтапной и динамичной цифровизации сферы государственного управления. С одной стороны, дефицит высококвалифицированных кадров всегда сопутствует развитой экономической системе в силу своей ограниченности и высокой востребованности, поэтому делегирование стандартных функций искусственному интеллекту – логичный выход из ситуации. Постановка амбициозных задач развития российской экономики требует перебрасывания кадровых интеллектуальных ресурсов именно в эту сферу. Использование ИС (информационных систем) позволяет снизить нагрузку на квалифицированный персонал и направить его на решение задач, которые искусственному интеллекту не под силу. С другой стороны, высокая востребованность государственных типизированных услуг со стороны населения, бизнеса и НКО приводит к росту нагрузки на сотрудников-операторов. Переход хотя бы части этих процессов в онлайн снижает скорость обработки запросов граждан и повышает «проходимость» системы.

Оптимизация финансовых затрат на государственный аппарат – особенно важный в условиях санкционного давления, трансформации международной экономики и вынужденной милитаризации экономики внутренней аспект. С помощью внедрения цифровых технологий можно сократить не только расходы на персонал, который обычно выполняет действия, доступные для автоматизации, но и сопутствующие расходы: содержание административных помещений, приобретение, ремонт и замену техники и т.д.

  1. Проблемы и недостатки внедрения цифровых технологий в сфере государственного управления.

Естественно, что внедрение новой, инновационной системы в устоявшиеся управленческие процессы не может происходить одномоментно и беспроблемно. Изменение организационной структуры требует не только перестроения процессов коммуникаций, документооборота и т.д., но и смены мышления сотрудников ОГВ, вовлечённых в эти процессы. Перечислим основные проблемы, которые встречаются в сфере государственного управления Российской Федерации в связи с процессом цифровой трансформации [1].

Психологические. Банальная неготовность чиновников старших поколений переходить на решение рабочих задач цифровыми методами особенно актуальна на местах – на муниципальном и региональном уровнях. Однако работа «по старинке» уже не может вестись эффективно, поэтому возникают различного рода конфликтные и даже абсурдные ситуации, например, когда при установленной системе «электронная очередь» приём посетителей ведётся в порядке «живой очереди» из тех, кто взял талончик, и тех, кто его не взял.

Квалификационные. Неготовность к внедрению информационных технологий в повседневную работу может быть не только психологическая – порой сотрудникам просто не хватает навыков, которые необходимы для эффективной работы в новых условиях, связанных с цифровой трансформацией всей сферы государственного управления.

Инфраструктурные. И самая, пожалуй, болезненная категория проблем – необходимость модернизации материально-технической базы для использования существующих и перспективных информационных систем. [3] Порой даже такая проблема, как устаревшее серверное оборудование не позволяет настроить базовые информационные системы, а замена его на новое часто не укладывается в бюджет муниципалитета. Складывается ситуация, когда ИС внедрена, а пользоваться ею невозможно. Принятие решения о внедрении новой технологии или цифрового инструментария должно идти в тесной связке с тщательным бюджетированием проекта по обеспечению технической доступности этой технологии как для сотрудников ОГВ, так и для населения. В противном случае, проект останется только на бумаге и не повысит эффективность работы в сфере государственного управления.

  1. Возможные пути решения имеющихся проблем, связанных с цифровизацией сферы государственного управления.

Среди перечисленных выше проблем наиболее просто решается проблема недостаточной подготовленности сотрудников к использованию новых инструментов работы. Для этого предназначены различные обучающие семинары как очного типа, так и в формате вебинаров, разработка пошаговых инструкций и внедрение наставничества в области использования цифровых инструментов, применяющихся в сфере государственного и муниципального управления.

Наиболее затратной является проблема обновления материально-технической базы, для её решения требуются субсидии из регионального и федерального бюджетов. Кроме того, перспективная разработка импортозамещающего оборудования и программного обеспечения с последующим внедрением в целях цифровой трансформации сферы государственного управления также может снизить расходы на эту статью.

Следует отметить, что проблемы психологического и квалификационного характера, озвученные выше, относятся не только к сотрудникам государственного аппарата, но и к гражданам, взаимодействие с которыми строится новым способом. Для того, чтобы повысить уровень доверия к новым способам взаимодействия с ОГВ, необходимо проводить регулярную разъяснительную работу с населением.

Заключение

Цифровая трансформация – процесс неизбежный, в том числе для органов государственной власти. Опыт проживания пандемии коронавируса и последующих геополитических изменений показал, что предоставление дистанционного доступа к государственным услугам для населения и бизнеса, а также взаимодействие органов власти между собой необходимо развивать и внедрять максимально широко. [2]

У России есть потенциал в сфере развития собственных информационных технологий – как абсолютно инновационных, так и основанных на уже существующих. При достаточном внимании со стороны властей они способны принять активное участие в эффективной трансформации процесса государственного управления на всех этапах и уровнях.

Очевидно, что национальный проект «Цифровая экономика», включающий в себя как отраслевые, так и региональные подпрограммы, будет реализовываться согласно утверждённому плану, трансформируясь под влиянием меняющихся условий внешнеполитического и внутрироссийского характера. Не исключено, что со временем появятся новые приоритетные задачи, которые обусловят изменение его структуры и календарного плана внедрения.

Список литературы

  1. Бубнова, Е. Л. Актуальные проблемы цифровизации государственного управления / Е. Л. Бубнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100377/ (дата обращения: 03.12.2023).
  2. Лесаев А. Д., Панова Т. В. Цифровая трансформация системы государственного управления – особенности, проблемы, перспективы // Экономические науки. - 2023. – №8. – с. 9-12.
  3. Маковейчук А. В. Цифровое государственное управление в современной России: проблемы трансформации и актуальные управленческие задачи. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-gosudarstvennoe-upravlenie-v-sovremennoy-rossii-problemy-transformatsii-i-aktualnye-upravlencheskie-zadachi (дата обращения: 03.12.2023).
  4. Пономарев В.А., Пономарева Т.П. (2023) Целесообразность повышения информационной транспарентности и результативности деятельности органов исполнительной власти 891// Научный журнал «Обществознание и социальная психология» Выпуск No4 (48) 2023.С.891-896.